Дирекция Каннского фестиваля, наконец, объявила полную программу смотра в этом году — включая параллельные секции «Неделя критики» и «Двухнедельник режиссеров», в которых стоящих фильмов порой обнаруживается не меньше, чем в основном конкурсе. Как это обычно бывает, расписание Канн-2015 еще пополнят три-четыре фильма-сюрприза, о которых станет известно в последний момент — что не мешает нам уже сейчас изучить программу фестиваля и выбрать десяток картин, которые имеет смысл ждать каждому уважающему себя киноману.
«Макбет»
Самую кинематографичную пьесу Шекспира (батальные сцены и черная магия, галлюцинации и декапитация — это вам не «Гамлет» с «Ромео и Джульеттой») экранизировали Уэллс и Полански, переносили в современный Мумбай и Чикаго времен гангстерских войн, ставили как мультфильм и как черную комедию о фастфуд-тиране. Австралиец Джастин Курцель, несколько лет назад прилично пошумевший с наркотрагедией «Сноутаун», не ищет ни легких путей, ни иронии — его «Макбет» излучает монументальную серьезность во всем. От кастинга — Макбета сыграет Фассбендер, леди Макбет — Котийяр. До подхода — Курцель не только набирал массовку в родной шекспировскому герою Шотландии, но и дождался, пока артисты эпизода отрастят средневековые по кустистости бороды.
«Громче, чем бомбы»
Йоахим Триер куда менее известен, чем его дальний родственник Ларс. Хочется надеяться, что это временно: по крайней мере, предыдущий фильм с детства живущего в Норвегии датчанина «Осло, 31 августа», вышедший в 2011-м, остается одним из самых подспудно мощных фильмов 2010-х. «Громче, чем бомбы» — англоязычный дебют Триера, примечательный не только солидным актерским составом (Изабель Юппер, Джесси Айзенберг, Гэбриел Бирн), но и неожиданным подходом к расхожей теме. Муж и взрослые дети скончавшейся звезды военной фотографии (ее как раз играет Юппер) в манере «Расемона» с его множественными перспективами расследуют тайну из прошлого покойной.
«Сказка сказок»
За самый, по предварительным прогнозам, дикий фильм основного конкурса Канн-2015 ответственен циник и сатирик Маттео Гарроне. Не все фильмы итальянца хочется рекомендовать к просмотру — за выдающимся препарированием быта мафии в «Гоморре» последовала неудачная, мучительно скучная «Реальность». «Сказка сказок», фантасмагория по мотивам страшных притч ХVII века, похоже, получилась какой угодно, но точно не унылой. Поедающая сырое великанье сердце Сельма Хайек, вальсирующий среди шутов и карликов Венсан Кассель, обнаженка, монстры — да что там, просто посмотрите этот трейлер.
«Молодость»
Другой итальянец Паоло Соррентино, как и Гарроне, — завсегдатай каннского конкурса. Пару лет назад его современная кинофреска об обаянии ничтожества «Великая красота», стартовав на Круазетт, доехала в итоге до «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. «Молодости», новой работе Соррентино, такой приз не светит — по той простой причине, что снята она на английском. Режиссер при этом продолжает исследовать поднятую в «Великой красоте» тему возрастного кризиса человека искусства: Майкл Кейн играет в «Молодости» вышедшего на пенсию дирижера-мэтра, скучающего на элитном альпийском курорте. В окружении не то чтобы великой, но стопроцентной красоты, например в лице румынской супермодели Мадалины Генеи.
«Море деревьев»
«Чертовски мощная история выживания через уничтожение души», — когда Мэттью МакКонэхи говорит об участии в новом фильме Гаса Ван Сэнта, то начинает походить на Раста Коула из «Настоящего детектива» с его философствованиями. Что ж, в случае «Моря деревьев» артисту досталась в самом деле поэтично-экзистенциальная роль — разочарованного в жизни бродяги, который добирается до японского «леса самоубийц», чтобы там покончить с собой. Исполнить задуманное ему помешает случайная, отдающая мистикой встреча с другим суицидником в исполнении Кена Ватанабе.
«Иррациональный человек»
Любой новый фильм Вуди Аллена — событие планетарного масштаба, и наше счастье, что в последнее время нью-йоркский классик зачастил. Его очередная работа, трагикомедия о романе университетского профессора и одной из его студенток, воссоединяет Аллена с Эммой Стоун, прекрасно вписавшейся в его «Магию лунного света», а также впервые в карьере режиссера дает ему возможность поработать с Хоакином Фениксом. Детали пока неизвестны, а вот внеконкурсный каннский статус картины как раз понятен: при всем уважении к режиссерам, чьи фильмы будут соревноваться за «Золотую пальмовую ветвь», Аллен творит в другой весовой категории.
«Наркотик»
Секция «Двухнедельник режиссеров» в этом году получилась едва ли не сравнимой с основным конкурсом по представительности: здесь покажут новые фильмы Арно Деплешена и Такаси Миике, Шарунаса Бартаса и Филиппа Гарреля. А также — главный хит недавнего «Сандэнса», дебют Рика Фамуйивы «Наркотик». Более того, эта ироничная, остроумная комедия о нелегком бытье в гетто трех старшеклассников-хипстеров удостоилась престижного слота фильма закрытия «Двухнедельника» — абсолютно заслуженно: Фамуйива блестяще ухитряется свести в кадре комичные метания юности, авантюрный, лихой сюжет, построенный вокруг мешка с экстази, и хип-хоп эстетику. Среди прочего — полноценный кинодебют рэпера ASAP Rocky.
«Анархисты»
В программе «Неделя критики», которая традиционно сосредоточена на дебютных (то есть первых и вторых в фильмографии) режиссерских фильмах, самый заметный, на первый взгляд, участник — фильм Эли Важемана «Анархисты». Прославившиеся в свое время именно в Каннах Адель Экзаркопулос («Жизнь Адель») и Тахар Рахим («Пророк») играют здесь влюбленных в друг друга членов парижского анархистского подполья конца ХIХ века. Эта история романа могла бы получиться классической костюмной мелодрамой, если бы не одно обстоятельство: герой Рахима — полицейский под прикрытием.
«Тысяча и одна ночь»
Самый амбициозный фильм Канн-2015 обнаруживается тоже в «Двухнедельнике режиссеров». Португальский формалист Мигель Гомеш (его прошлый фильм «Табу» работает с конвенциями немого кино куда оригинальнее оскароносного «Артиста»), похоже, превзошел себя. Шестичасовое полотно в трех главах, «Тысяча и одна ночь» поверяет форматом сказок Шахерезады современное португальское общество, погрязшее в экономическом кризисе, безработице и общей депрессии. При этом Гомеш скрещивает вымысел с подлинными событиями: почти все из новелл фильма основаны на непридуманных сюжетах из новостных сводок.
«Эми»
В каннских программах этого года не так много документалок — но одна из них гарантированно привлечет внимание зрителей, даже не сильно интересующихся фестивальным кино. Британец Азиф Кападия, несколько лет назад отметившийся выдающимся документальным портретом покойного автогонщика «Сенна», в этот раз берется рассказать о другой трагической судьбе — певицы Эми Уайнхаус. Учитывая, как Кападии удалось оживить меланхоличный жанр посмертного портрета в «Сенне», есть все основания полагать, что и «Эми» получится не пошлым выступлением на территории ЖЗЛ, а поэтичным, вдумчивым кино.
68-й Каннский фестиваль пройдет с 13 по 24 мая