Бывшие в употреблении квартиры стали слабым звеном рынка недвижимости. Продать жилье, в котором уже кто-то жил, сейчас сложно, хотя оно готово для заселения, а для многих категорий покупателей это немаловажно. Что же смущает потенциальных потребителей так называемой «вторички»?
Астенический синдром
Вести с полей неутешительные: так, на днях эксперты компании «ИНКОМ-Недвижимость» «порадовали» сообщением о том, что в сегодняшних реалиях только каждый пятый продавец сможет оперативно реализовать свою жилплощадь на вторичном рынке.
Представители других компаний тенденцию подтверждают. «Действительно, на рынке вторичного жилья сейчас наблюдается сокращение количества сделок и в целом достаточно вязкая ситуация», — говорит Нина Кузнецова, учредитель агентства недвижимости Urban Realty.
В чем же причина? Их, на самом деле, несколько. Одна, как ни странно, — непрофессионализм участников вторичного рынка, который, в отличие от первичного, гораздо менее структурирован и более инертен. «На нем задействованы физические лица, которые имеют собственное представление о ситуации, не всегда соответствующее реалиям, — отмечает Нина Кузнецова. — Когда рынок выходит из стабильной фазы, то мало кто из непрофессионалов делает правильные оценки, например, по среднерыночным ценам или срокам экспозиции». Как следствие, наблюдается разброс цен на однотипные квартиры в одном районе: не в пределах нормы, то есть трех-пяти процентов, а в диапазоне 10-15 процентов.
Многие пропустили тенденцию «разворота рынка». По словам Кузнецовой, продавцы живут в ценах конца декабря 2014 года и января 2015 года, когда на фоне очень высокого курса доллара и ажиотажного спроса стоимость жилья на «вторичке» выросла в среднем на 15 процентов относительно цен начала лета 2014 года. Однако уже с середины февраля существенно снизилась активность покупателей, да и курсы валют откорректировались практически на 30 процентов относительно максимальных значений. Но владельцы квартир не хотят учитывать эти тенденции и переоценивать свою недвижимость. А покупатели со свободными денежными средствами, в свою очередь, заняли жесткую позицию и ожидают существенных дисконтов.
В результате, как рассказывает генеральный директор компании «Реалист» Евгений Редькин, сроки экспозиции на вторичном рынке серьезно выросли. Квартиры продаются по полгода и даже дольше — не в последнюю очередь именно из-за неготовности продавцов к дисконту. Как рассказывает эксперт, при грамотной организации работы агентства вполне реально продавать вторичные квартиры за два месяца и даже за месяц, но, помимо профессионализма риэлторов, для этого понадобится и разумная оценка рыночной стоимости квартиры собственником.
Пожалуй, только на рынке элитной недвижимости все более-менее благополучно. Илья Менжунов, директор департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп», утверждает, что многие «дорогие» клиенты как раз делают выбор именно в пользу «вторички», поскольку не хотят рисковать деньгами, вкладывая их в строящиеся проекты. Кроме того, сегодня цены во многих элитных новостройках сравнимы со стоимостью объектов вторичного рынка.
Ипотечные игры
Но все же главная преграда для сделок на вторичном рынке — дорогая ипотека. Платежеспособный спрос снизился в целом, денег у людей меньше — это проблема общая. Но если первичный рынок во второй половине марта получил поддержку государства в виде субсидированной ставки по ипотеке (11-12 процентов), то на вторичном получить заем реально только по рыночным ставкам, которые достигают 16-17 процентов. Поэтому здесь «вторичка» пока не может составить конкуренцию новостройкам — выбирая между ипотеками, покупатели резонно отдают предпочтение первичным квартирам.
На рынке новостроек есть и другие «пряники»: «Больше различных скидок, рассрочек, специальных предложений, — говорит Дмитрий Котровкий, партнер девелоперской компании «Химки Групп». — Кроме того, у застройщиков есть возможность играть с ценой, поскольку они являются, фактически, производителями квартир».
У продавцов на вторичном рынке в этом смысле возможностей гораздо меньше: если ощутимо, на 15-20 процентов, снижать цену, то это риск, во-первых, не получить никакого прироста инвестиций (если квартира покупалась с целью перепродажи). Во-вторых, существенное снижение цены для многих просто невозможно, так как более половины сделок — альтернативные, и за вырученные деньги невозможно будет что-то купить взамен. Поэтому многие собственники квартир временно уходят с рынка, не желая демпинговать и надеясь на восстановление спроса и цен.
Страшные истории
Не способствует популярности квартир на «вторичке» и большое количество связанных с ними криминальных новостей. Газеты и телевидение то и дело сообщают о мошенниках, «черных риэлторах» и других страшных людях, которые обманом отбирают жилье у владельцев и затем продают. Кому же хочется связываться с преступниками? К тому же незаконная сделка рано или поздно будет оспорена и признана недействительной.
Специалисты, впрочем, не считают влияние негативной информации на ситуацию со «вторичкой» существенным. «Некоторые СМИ всегда стараются нагнетать обстановку. Однако на деле между "черными риэлторами" и настоящими тружениками рынка лежит настоящая пропасть, — утверждает руководитель департамента городской недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Светлана Бирина. — Каждый день совершаются десятки успешных сделок».
«Не думаю, что криминальных историй сейчас больше, чем обычно, — согласен с коллегой Вадим Ламин, управляющий партнер агентства недвижимости Spencer Estate. — Просто общее количество продаж меньше, и такие случаи виднее. К тому же, сейчас велико стремление сэкономить, что приводит к покупке сомнительных, с юридической точки зрения, объектов, которые, естественно, дешевле. Поэтому стоит вспомнить пословицу про бесплатный сыр».
Что делать?
Шансы быть проданными без промедления у некоторых квартир на вторичном рынке, конечно, есть. Как отмечает Вадим Ламин, спрос активен, в первую очередь, в сегменте небольших и недорогих объектов.
«Проще всего реализовать недорогую однокомнатную или двухкомнатную квартиру рядом с метро, — говорит Светалан Бирина. — Важно не завышать стоимость, выставлять цены, адекватные рынку. Кроме того, можно предоставить скидку, чтобы быстрее найти покупателя. Оптимальный дисконт для квартир эконом-класса — 100-200 тысяч рублей».
По данным портала Choister.ru, средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке жилья Москвы в марте 2015 года составляла 205 000 рублей за квадратный метр. При этом ситуация по наиболее популярным типам объектов разнилась — метр в «однушке» предлагался по цене 198 000 рублей (столько же, сколько и в трехкомнатной квартире), а стоимость «квадрата» в двухкомнатных квартирах равнялась 204 000 рублям.
Итак, лучшее конкурентное преимущество на вторичном рынке — это цена. Кроме того, привлечь покупателя может квартира редкая, дефицитная: например, если такая продается в районе, в котором мало или совсем нет схожих предложений.
Как добавляет Дмитрий Котровский, при прочих равных сегодня проще, все же, реализовать квартиру с хорошей, качественной, пусть и недорогой отделкой, формата «заезжай и живи», ведь многие выбирают вторичное жилье именно потому, что не нужно ждать окончания строительства, а потом полгода делать ремонт.
И в заключение краткий инструктаж для тех, кому необходимо продать вторичную квартиру быстро. Эксперты советуют: главное — грамотно оценить жилье, найти «золотую середину», то есть не продешевить и не завысить цену. Далее следует привести в порядок правоустанавливающие документы, снять с регистрационного учета несобственников, а еще лучше — всех проживающих, привести квартиру в нормальное физическое состояние (в смысле чистоты, порядка, уюта). Нужно быть гибкими в переговорах: не настаивать на мелких деталях техники сделки и прочих необязательных условиях. Выгоднее оставить в квартире любимый диван, чем потерять покупателя.