Депутаты от партии КПРФ внесли в Госдуму законопроект об особом статусе Красной площади. Парламентарии предлагают запретить проведение концертов и любых увеселительных мероприятий кроме государственных праздников и торжеств. Авторы документа считают, что в советскую эпоху Красная площадь стала не только главным символом государства, но и сакральным местом. Поэтому проведение неподобающих мероприятий на ней недопустимо. О том, кого и почему оскорбляют народные гуляния на главной площади страны, «Лента.ру» поговорила с одним из авторов законопроекта — депутатом Сергеем Обуховым.
«Лента.ру»: Опять запрет? Никак без них не получается?
Обухов: А вы предлагаете не запрещать? Это же национальная святыня, центр страны. Срать, пить можно там или нет? У себя дома вы не позволите этого делать.
Но там и сейчас не позволено ничего такого.
А помните, как там свою мошонку гвоздями прибивали некоторые противники запретов?
Вряд ли это было разрешенной акцией.
Да, но его привлекали за мелкое хулиганство!
А надо было — за оскорбление чувств?
Есть священное для каждого в стране место, и там должны быть определенные ограничения.
На Красной площади они есть, насколько нам известно.
Но не все они урегулированы законом. Мы предлагаем перевести все это из подзаконных актов в законодательный акт. Чтобы не повторялось такого, как с чемоданом «Louis Vuitton». Оказалось, никто не знает, каким нормативным актом этот чемодан регулируется, кто дал разрешение, кто срубил бабки за это дело. И это при всем при том, что у нас все запрещено.
Это вопрос администрирования, но чемодан-то чем вас смутил?
Меня он смутил самим фактом своего присутствия и рекламной акцией — посередине, скажем так, сакрального места. Если мы признаем, что это торговая площадь, какой она была до 1917 года, то ради бога. А если мы считаем, что это место государственных торжеств и священное для каждого человека, то, наверное, здесь должно быть и соответствующее поведение.
А кто еще, кроме членов фракции КПРФ, считает это место священным и сакральным?
Я думаю, что очень многие так считают. Давайте проведем с вами дополнительные исследования, и все станет понятно.
Так, может, сначала провести исследования, а потом уже законопроекты вносить?
Мы проводили опросы и опираемся на общественное мнение.
Я вижу, как общественность радуется праздникам. Люди приходят на ярмарки и на каток с детьми, веселятся. Неужели священный погост будет лучше?
Это вы сказали. Я такого не хочу.
Тогда что там будет?
Красная площадь.
Брусчатка и кирпичная стена с колумбарием?
Балаганом она не должна быть. Она должна вызывать уважение к институтам государства.
Неужели рождественская ярмарка угрожает этим институтам?
У каждого своя точка зрения. Я представляю одну, а вы, вероятно, другую. Это можно обсуждать.
Думаю, каток никому не помешает, если разместить его на прилегающей территории. Хотите у метро, хотите у музея Ленина — пожалуйста. Полно места. Но это уже второй вопрос. Я не думаю, что в других цивилизованных странах балаган устраивают на таких вот священных местах.
Не соглашусь. В европейских городах для развлекательных мероприятий открыты все общественные пространства в центре города.
А мы говорим не о центре города. Мы говорим о месте отправления власти.
Но это, скорее, Кремлевский дворец, а не Красная площадь.
Я высказываю свою точку зрения. Давайте ее обсуждать, дискутировать. Спасибо вам за контраргументы, буду искать на них ответы.
Тогда ответьте, в чем сакральность Красной площади? Чем отличается она от Лубянской или Манежной?
Для вас это просто площадь, а для меня это — смысл жизни. Я в детстве замирал от ощущения, что впервые вступил на Красную площадь. Я видел ее на картинках. Я видел ее в букварях. Поэтому когда там устраивают балаган и «Louis Vuitton», меня лично это оскорбляет.
Меня тоже принимали в пионеры у мавзолея. Но разве наши детские воспоминания — достаточный повод, чтобы превратить Красную площадь в мемориал коммунистической эпохи? Она же исторически была местом для ярмарок и балаганов.
Это было до 1917 года. А после этого стала пантеоном.
Может, пора перевернуть эту страницу и перенести почитаемые кости туда, где им место, — на погост?
Ну, опять мы с вами возвращаемся к старой проблеме. Наверное, каждое поколение может переписывать историю. Только что тогда станет с историей?
Поверьте, от перемены места хранения костей история не изменится.
Но Сталин в свое время, когда ему предложили перенести на кладбище кости из соборов Кремля, отказался от этой идеи. Кстати, в ограде храма Василия Блаженного тоже есть захоронения (над захоронением святого Василия Блаженного в 1588 году после его канонизации была построена церковь, примыкающая к храму Покрова Пресвятой Богородицы — прим. «Лента.ру»). Их тоже перенесем?
Русских святых и самодержцев балаганы на площади не смущали. Их кости можно оставить.
Там есть еще могила Неизвестного солдата. Тоже погост.
Это мемориал. И там ярмарок не проводят. А вот могилы и надгробия конкретных людей на центральной площади выглядят как-то диковато...
Форма пантеона может быть любой. Это может быть собор, а может и братская могила. Это такой же мемориал. Чем один отличается от другого?
Но в Москве очень много памятных и мемориальных мест. Где ж балаганы устраивать?
Но Красная площадь одна!
А для кого-то не менее священна Лубянская, где в застенках НКВД были замучены тысячи неповинных.
Не, не, не… Память чтить надо и можно, но это разные ситуации. Там не проводились парады Победы, и нет такой традиции. Это не место всеобщего ликования, как это было в 1961 году после полета Гагарина. Это не присутствие высших должностных лиц, олицетворяющих государство, и не демонстрация мощи страны.
В недавней истории нашего государства был период, когда именно здание на Лубянке олицетворяло всю мощь страны.
Но этот дом сегодня не имеет того сакрального значения, которое имеет Красная площадь.
Только выходцам из МГБ — КГБ — ФСБ этого не говорите. И тем, кто регулярно требует вернуть памятник Дзержинского на прежнее место.
Но все же большинство так не считает. Это не сакрально. Нацию объединяет победа и чувство уважения к своему прошлому. Вот у нас есть единственное место, связанное с победами, которое объединяет все исторические эпохи. Допетровскую, Петровскую Русь, советский период и нынешнюю Россию. Вот к этому месту, к этому пятачку и должно быть уважение. И оно должно быть соответствующим образом отрегулировано. Вот и вся логика.
Стоит добавить Екатерининскую эпоху с присоединением Крыма и напомнить, что на протяжении веков балаганы на Красной площади никак не мешали россиянам гордиться отечеством и уважать прошлое.
Кто не хочет слышать — тот не слышит.