Российские медиа основательно подготовились к празднику. Телеканалы выпустили десятки документальных лент, радиостанции сотни раз обсудили с историками детали и последствия Великой Отечественной войны, печатные и онлайновые издания опубликовали тысячи статей на эту тему. «Лента.ру» отобрала самые нетривиальные спецпроекты, приуроченные к юбилею Победы.
Канал «Культура»
На протяжении года канал «Культура» показывал художественные и документальные фильмы о войне, организовывал обсуждения с историками, записывал воспоминания очевидцев военных событий.
Выделяется документальный цикл «Война на всех одна». Это ретроспектива, посвященная тому, как европейские режиссеры создавали фильмы о Второй мировой войне.
Автор цикла — режиссер Александр Казакевич. Он рассказывает о «Мефисто» Иштвана Сабо, «Пепле и Алмазе» Анджея Вайды, «Магазине на площади» Яна Кадара и Эльмара Клоса и других известных кинолентах о Второй мировой, размышляет, как идеология влияла на творческий процесс и показывает то, что осталось за кадром.
«Лента.ру»
«Лента.ру» запустила мультимедийный проект «Победа». Это площадка, где об участниках Великой Отечественной войны рассказывают их родственники или просто знакомые. Любой посетитель сайта Pobeda70.lenta.ru может загрузить туда фотографии своих ветеранов и краткие истории их военной жизни.
В проекте участвуют известные музыканты, актеры, публицисты. Тем, как война перевернула судьбу их семей, уже поделились музыканты Валерий Кипелов, Гарик Сукачев, Юрий Лоза, актеры Владимир Этуш, Ирина Быстрицкая, Федор Добронравов, Ирина Алферова и другие.
Ura.ru
Уральские документалисты Андрей Григорьев и Павел Саблин при поддержке екатеринбургского агентства Ura.ru сняли картину «Васенин» о Николае Васенине — ветеране ВОВ и кавалере ордена Почетного легиона.
Вклад Ura.ru в фильм не сводится только к информационной поддержке. Два года назад агентство первым рассказало историю 93-летнего жителя Екатеринбурга Васенина, который воевал, прошел немецкий плен, после чего попал в ряды французской армии. По возвращении на родину он получил 15 лет лагерей.
Фильм был показан на Берлинском кинофестивале. Российская премьера состоялась в Москве в конце апреля. С 1 по 9 мая картину увидят в 26 городах страны. Николай Васенин до премьеры не дожил, но, по словам авторов ленты, видел отснятый материал, и он ему понравился. Проектом заинтересовались французские, британские и японские телеканалы, подавший заявки на приобретение фильма еще до завершения монтажа.
Канал РБК
Канал о бизнесе РБК на протяжении нескольких месяцев рассказывает зрителям об экономике войны. Вернее, об «Экономике Победы» — так называется серия специальных выпусков программы «Сделано в России».
В десятиминутных сюжетах — истории о том, как во время войны работали крупные и не очень производства, от оборонных предприятий до фабрик, выпускавших валенки, кирзовые сапоги и пряники. Эксперты объясняют, как страна справлялась с продовольственным кризисом и как в военных условиях проводилась налоговая реформа.
«Газета.Ru»
«Газета.Ru» вместе с правозащитным обществом «Мемориал» подготовила спецпроект «ВОВ глазами современных школьников». Редакция публиковала сочинения финалистов и победителей конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век» в номинации «Цена Победы». «Мемориал» проводит этот конкурс уже 15 лет.
Иногда это не просто сочинения, а целые исследования, заслуживающие отдельного издания. Так, старшеклассница из Рязани для своей работы «Война в памяти детей» опросила 21 человека с военным детством.
«Европа Плюс» и DFM
К юбилею Победы подготовились и радиостанции. Причем не только общественно-политические и информационные, но и развлекательные. На «Европе плюс» в воскресном шоу Week&Start — историческая военная хроника. Было объявлено об отдельной странице на сайте с историями создания известных песен военных лет и песен о войне. Страница появилась, правда, там идет речь только о двух песнях — «День победы» и «Катюша». Далее пользователей отсылают на сайт всероссийской акции «Ура Победе!».
На «Спорте FM» рассказывают о воинах-спортсменах, а на «Авторадио» и «Вести FM» читают письма с фронта. Любопытный проект «Радио победы» в преддверии праздника стартовал на DFM. Ведущие делятся интересными и малоизвестными фактами о радиовещании военных лет. Рубрика выходит в эфир три раза в день.
«Аргументы и факты»
К юбилею Победы издательский дом «Аргументы и факты» подготовил два масштабных проекта — печатный и электронный.
Недавно ИД презентовал «Детскую книгу войны». Там собраны 35 дневников, чьим авторам на момент их написания было от 7 до 12 лет. Это дневники из гетто, концлагерей, блокадного Ленинграда, а также фронтовые и тыловые дневники. Авторы проекта обращают внимание на то, что дневники Анны Франк и Тани Савичевой давно известны во всем мире и «создается впечатление, что больше свидетелей нет». Книга «АиФ» — первый и единственный на данный момент сборник детских свидетельств о событиях ВОВ. Половина дневников опубликована впервые.
Другой проект «АиФ» — «Берлинская операция» — посвящен последним дням войны, штурму Берлина. Много больших и качественных военных фотографий, интерактивная карта боевых действий, активная инфографика — и все подробности о том, как брали Берлин, водружали флаг над Рейхстагом, и как из города убегали нацистские главари.
СТС
В преддверии Дня Победы телеканал СТС запустил акцию «Спасибо за жизнь!». Каждый может записать на видео свою благодарность ветеранам, выложить на сайт 9may.ctc.ru и распространить в социальных сетях под хэштегом #спасибозажизнь. Записи покажут в эфире канала 9 Мая. На данный момент на сайте опубликовано около 200 роликов.
«Новая газета»
«Новая газета» продолжает стартовавший в прошлом году спецпроект «Наградные листы», о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны. О героях газета расскажет языком документов. Выпуск к 9 Мая будет полностью посвящен тем, кого наградили орденами и медалями.
В прошлом месяце руководство «Новой газеты» объявило о том, что в мае издание печатной версии может быть приостановлено. Тогда главред Дмитрий Муратов говорил, что бумажный выпуск ко Дню Победы может стать последним, но подчеркивал, что подготовить номер к этой дате — вопрос принципиальный.