Электронная коммерция в России развивается семимильными шагами. Онлайн можно купить продукты, заказать одежду и обувь, оплатить коммунальные услуги, пополнить счет мобильного телефона, сделать денежный перевод. Почти треть билетов на поезд и самолет покупают через интернет. И популярность этой услуги растет с каждым днем, несмотря на кризис и падение туристического потока. О перспективах рынка онлайн-торговли билетами, ноу-хау в этой сфере и о том, как сэкономить на путешествиях и деловых поездках, в интервью «Ленте.ру» рассказал гендиректор компании «Универсальная финансовая система» («УФС») Дмитрий Витчинка.
«Лента.ру»: Как была создана компания «УФС», когда появился первый продукт и кому принадлежала идея заняться электронной продажей билетов?
Витчинка: В 2000 году основатель компании Рафаэль Хасанович Мухаметшин решил заняться бизнесом по приему платежей. Отсюда и название компании — «Универсальная финансовая система» («УФС»). Планировалось создать компанию, которая будет обрабатывать все виды платежей — от мобильной связи до коммунальных услуг. С этого компания начала свое развитие.
Позднее основатель обратил внимание на электронную продажу авиационных билетов, которая тогда уже успешно работала. Но в железнодорожной отрасли такой системы не было, поэтому «УФС» решила занять эту нишу. В 2003-2004 годах консультации с разработчиками и специалистами по продажам ОАО «РЖД» показали, что они уже занимаются разработкой решений по бронированию и продаже электронных билетов. Интересы двух компаний по продвижению новых технологий совпали, и началась совместная работа.
«УФС» стала своего рода опытной платформой для тестирования и доведения до ума новых для того времени технологий. Кстати, именно через сайт «УФС» был приобретен первый в России электронный железнодорожный билет.
Недавно на сайте дочерней структуры «РЖД» появился новый сервис по бронированию гостиниц. Техническое решение предоставляет компания «УФС». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
Гостиницами мы начали заниматься год назад: изучали рынок, поставщиков, проводили технические консультации. Два месяца назад мы запустили этот сервис на сайте «Федеральной пассажирской компании» («ФПК»). Наша задача была в том, чтобы объединить как можно больше гостиниц и создать возможность бронирования номеров для пассажиров. Мы исходили из того, что это дополнительный сервис при покупке билета.
Разработали соответствующую форму, объединяющую больше 10 тысяч отелей. Пассажиру на одном из этапов покупки предлагается релевантный набор гостиниц в пункте назначения. Кроме того, когда человек заходит в список покупок в личном кабинете, то с учетом совершенных транзакций и купленных билетов он может докупить место в гостинице. Интерес к этой услуге есть: на сегодняшний день мы получили уже около 60 тысяч просмотров. Покупок относительно немного, но мы пока в начале пути.
«УФС» — компания, которая предоставляет рынку технологии. Мы сочетаем основные виды перевозок: железная дорога, авиация. Но понятно, что пассажир хочет не только доехать, но и как-то обустроиться в пункте назначения. Иными словами, рынок есть, с ним нужно работать, и нашей технологической базы для этого достаточно. Это новое направление обеспечивает дополнительную монетизацию услуг и повышает эффективность существующих каналов продаж. Это не первый опыт внедрения новых услуг. Аналогичный проект был, когда мы начали продавать пассажирам дополнительно услугу страхования. Сейчас ею пользуются около 25 процентов наших клиентов. Поэтому шаг с гостиницами был вполне логичным.
Какие еще решения, сервисы, продукты предлагает сегодня компания «УФС»? Кому адресованы ваши продукты — агентствам или конечным потребителям?
У нас два направления бизнеса. Первое — это поставки технологий для рынка: мы предоставляем универсальную, надежную, сертифицированную перевозчиками платформу, на базе которой вы можете развернуть собственный сайт. Также наши партнеры могут использовать готовые продукты для работы со своими клиентами. Это основная часть бизнеса. Вторая составляющая — B2C, то есть работа непосредственно с конечными потребителями. Для этого у нас есть свой сайт и мобильное приложение для покупки билетов.
В этом году планируем запустить еще два приложения, «заточенных» под специализированные целевые аудитории и под продукты для перевозки. В сегменте B2C мы сосредоточены на развитии продуктов для мобильных устройств, поскольку считаем, что за этим направлением будущее. Это разные продукты. Например, сейчас разрабатываем приложение, которое будет предоставлять необходимую информацию о поездке в режиме реального времени, в том числе показывать время пути до вокзала и посадки в поезд.
Сейчас на рынке достаточно агентств, предлагающих решения по бронированию гостиниц и продаже билетов. В последние годы отрасль в этом смысле переживает настоящий бум. В чем отличие вашей компании от других и ваши главные преимущества?
Наша компания имеет десятилетний опыт работы, получила все необходимые сертификаты (от Международной ассоциации воздушного транспорта до сертификации информационной безопасности), что означает гарантии и надежность. Также «УФС» является единственной компанией на рынке, которая предоставляет возможность заказывать и авиационные, и железнодорожные билеты, — то есть мы обеспечиваем весь спектр услуг в сфере перевозок, кроме автобусов и водного транспорта.
В сфере B2B мы постоянно модернизируем технологии и программный комплекс, что позволяет нашим партнерам получать самую актуальную информацию. Активно работаем над формированием контентной базы: информация о поездах, расписании, вокзалах.
Всю эту информацию наши партнеры смогут предоставлять пассажирам. Да и о самом пассажире мы знаем достаточно, чтобы заинтересовать наших клиентов. Речь о том, когда, куда и по какой цене покупаются билеты, — эта информация имеет высокую ценность для операторов. Для физлиц мы постоянно совершенствуем сервисы по продаже билетов, в том числе через мобильные устройства.
По нашей статистике, люди чаще всего покупают билеты за один-два дня до поездки. А наши сервисы гарантируют приобретение билетов за пять-десять минут с мобильного устройства, — например, в такси по дороге на вокзал. При этом мобильное приложение сохраняет данные пассажира, что существенно упрощает заполнение соответствующей формы заказа. В дальнейшем заказать билет можно нажатием нескольких кнопок на мобильном устройстве.
Следующее поколение мобильного приложения позволит загрузить все данные купленного билета, после чего оно будет в течение всей поездки снабжать клиента информацией: подгружать данные об услугах вокзала, платформе прибытия поезда, наличии и расположении свободных парковочных мест, навигацию по вокзалу и другие данные. Информация будет подгружаться и во время поездки, — например, какие-то интересные данные, достопримечательности тех мест, через которые проходит маршрут поезда.
Это что-то вроде мобильного гида?
Да, мы назвали приложение «Еду поездом». Оно должно обеспечить максимальный уровень сервиса: предоставление дополнительной информации и услуг. В ближайшее время «ФПК» порядка 70 составов оборудует внутренними интернет-порталами, где будет содержаться информация о поезде и маршруте следования, каталог фильмов и другая полезная информация. Предполагается, что эти системы будут интегрированы.
Имеет ли «УФС» свою команду разработчиков или приобретает IT-решения у сторонних компаний?
Базовая платформа, на которой работает «УФС», собственной разработки. Да и текущие проекты на 90 процентов делаем собственными силами, но на отдельные этапы привлекаем субподрядчиков. Например, для кодирования мобильного приложения. Проектирование, архитектуру программ и то, что касается серверной части, делаем сами. Вся информация хранится на российских серверах, на Запад информация не уходит, поэтому можно говорить о соблюдении всех требований персональной безопасности.
Допустим, мы планируем в ближайшее время запустить сервис приема платежей «Сбербанк-онлайн», уже сейчас работает оплата через личный кабинет «Альфа-банка». Эти компании дают нам возможность интеграции в том числе и потому, что «УФС» соответствуют высокому стандарту защиты данных. Пассажир может быть абсолютно уверен в защищенности своих личных данных при покупке на сайте компании или заказе билетов через мобильное приложение.
Какие новые продукты и решения появятся в ближайшее время? Каковы размеры инвестиций?
В развитие бизнеса мы инвестируем постоянно, вложения исчисляются сотнями миллионов рублей. У нас работает 100 разработчиков плюс привлекаем внешних подрядчиков. Недавно мы обновили сайт, для этого пригласили известное дизайнерское бюро, улучшили процесс покупки билета. Много вкладываем в контент: сейчас готовим фото и подробное описание поездов. Особое внимание уделяем платежным инструментам, работаем с крупнейшими банками, чтобы у покупателя была возможность платить прямо с банковского счета из личного кабинета. Гостиничный сервис был главным проектом прошлого года.
В этом году будем активно заниматься пригородным сообщением. Уже начали собирать технологический пакет для того чтобы предоставить рынку правильную и актуальную справочную информацию, поскольку он децентрализован. Готовим технологию электронной продажи билетов на электрички, — к концу осени она уже появится. Думаю, не за горами то время, когда бумажные билеты на электрички уйдут в прошлое. Продажа электронных билетов уже начала понемногу внедряться некоторыми пригородными компаниями. Она работает, например, в Свердловской области и на одном из направлений Центральной пригородной пассажирской компании.
Задач несколько. Первая — сделать эту технологию доступной для всего рынка пригородных железнодорожных перевозок, вторая — обеспечить валидацию (считывание) билета. В поездах дальнего следования эту роль выполняет проводник, проверяя, кто занял место по электронной регистрации билета. Здесь придется взаимодействовать с компанией «РЖД», которая активно дорабатывает свои программные комплексы под такую возможность. Мы планируем начать работать в тех регионах, где валидация билетов уже возможна: Екатеринбург, Сочи, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Будут разработаны приложения, которые позволят купить электронный билет и пройти через турникеты.
Также рассматриваем возможность разработки специализированных мобильных приложений для пассажиров скоростных поездов. Там специфическая аудитория, которой мы будем стараться обеспечить возможность купить билет в один клик.
Другая наша цель — расширять работу с гостиницами. Будем пополнять базу отелей, подключать новых поставщиков, улучшать возможности сервиса. Мы сотрудничаем с глобальными системами бронирования (GDS) и сейчас готовимся к запуску большого проекта с одной из них, уже заканчиваем интеграцию, работать начнем в июне.
Туристический рынок сильно пострадал от экономических потрясений. Сказывается ли снижение турпотока на работе компании?
Нам повезло, поскольку мы работаем на российском рынке — рынке железнодорожных перевозок. А это означает, что большая часть билетов приобретается для поездок внутри России, есть лишь небольшое число заграничных направлений. Российские туристы меньше стали ездить за границу. Поэтому мы от этого только выиграли — внутренний трафик практически не меняется. По объему выручки «УФС» растет в среднем на 35 процентов в год. Наибольший рост наблюдается в сегменте собственных продаж и продаж через наших партнеров, работающих в онлайн-сегменте. Офлайн демонстрирует менее активный рост.
Те компании, которые ориентировались на западные направления, чувствуют серьезные потери и говорят, что российский рынок не сможет их компенсировать. Впрочем, замедление рынка в большей степени касается приобретения билетов через кассы. Падение общего пассажиропотока составляет 7-8 процентов. На этом фоне продолжается рост продаж электронных билетов: по состоянию на первый квартал 2015 года примерно 31 процент всех билетов продавался через интернет против 23 процентов в 2013 году. Но он значительно замедлился из-за кризиса. Люди уходят из билетных касс в онлайн, чтобы приобретать билеты самостоятельно в интернете, и мы поддерживаем эту тенденцию.
Продажи бумажных билетов практически не растут за исключением отдельных каналов реализации. Например, уже около года мы работаем с «Почтой России», у которой железнодорожные билеты на основе нашей технологии продают 20 тысяч отделений. Это отличная возможность для реализации наших услуг. Средняя цена железнодорожного билета выросла незначительно — на 0,5 процента, примерно до 3500 рублей. При этом по авиации рост среднего чека значительный — по некоторым направлениям составляет 20 процентов.
Как оцениваете результаты 2014 года? Все запланированное удалось осуществить?
Мне лично кажется, что мы могли бы двигаться существенно быстрее. Конечно, всегда хочется, чтобы новое приложение выпускалось не за три месяца, как запланировано, а мистическим образом за три недели. Но когда начинаешь фиксировать на бумаге то, что уже удалось реализовать, понимаешь, что проделана огромная работа. Поэтому в целом мы довольны, но стремимся делать все быстрее и лучше.