В недавно опубликованный рейтинг самых раздражающих типов отпускников вошли сразу несколько подвидов авиапутешественников, которые уже до того всем надоели своим присутствием в самолете, что в печенках сидят. «Лента.ру», не без помощи трэвел-экспертов Huffington Post, составила небольшой, но важный список правил поведения в ограниченном воздушном пространстве. О них стоит помнить каждому, кому в принципе важно отношение окружающих к собственной персоне.
Откидывать ли спинку?
С одной стороны, кнопка опускания спинки кресла для того и была придумана, чтобы воспользоваться возможностью усесться поудобнее. С другой стороны, вы сами знаете, что причиняете определенное неудобство человеку, сидящему сзади (возможно, значительное, если он высок ростом). Соломоново решение — все-таки не использовать возможности волшебной кнопки на полную катушку.
Стюардесса тоже человек
…Хоть она и на работе. Не стоит думать, что бортпроводник — что-то вроде слуги или персонального ассистента, не надо гонять ее/его туда-сюда за дополнительным стаканчиком сока, одеялом или газетой: персонала в эконом-классе куда меньше, чем пассажиров (и тем более не стоит обижаться, если вдруг бортпроводница забыла про вас). Хотите сервис более высокого уровня? Законное желание, но возможно, в таком случае просто пора подумать о переходе в бизнес-класс.
Аромат или вонь?
Многие не любят «самолетную» еду и предпочитают взять в полет какую-нибудь снедь из дома или из кафе в аэропорту. Не исключено, что угощения на пластиковых подносах не соответствуют вашим этическим или религиозным убеждениям — обычная ситуация для нуждающихся в постном/кошерном/халяльном/экадашном или вегетарианцев. Однако убедитесь, что пища, которую вы выбрали для полета, имеет не слишком сильный запах. Для кого-то сэндвич с тунцом, луком и яйцом — амброзия, а кого-то может и затошнить от его аромата.
Понятно, что всем не угодишь, но некоторые блюда совершенно очевидно не годятся для настолько замкнутого пространства: например, приправленные чесноком или с копченостями.
...и помолчим
Человеку, который изобрел «тихие вагоны» (такие есть, например, в швейцарских поездах, в них нельзя разговаривать и шуметь), надо поставить памятник. «Тихих авиарейсов» пока никто не придумал, но это не значит, что все должны слушать ваши громкие разговоры с попутчиками или включенный на полную мощность планшет с кино или игрой. Кстати, дети, играющие в шумные игры или смотрящие мультики без наушников на своих гаджетах в самолете, оказались на втором месте в рейтинге самых противных туристов, составленном туристическим сервисом Teletext Holidays.
Также есть смысл убедиться, что музыка, звучащая в ваших наушниках, слышна только вам: возможно, соседи захотят поспать.
Вопящая классика жанра
В наши дни многие путешествуют с совсем маленькими детьми, и вероятность того, что на борту окажется страдающий от перепадов атмосферного давления и просто необычной обстановки человечек, очень высока. Злиться на него и делать замечание его родителям нет никакого смысла: малыш все равно не поймет, а отец и мать, скорее всего, и сами уже прокляли все на свете.
Другое дело — расшалившиеся или раскапризничавшиеся дети более сознательного возраста. Если они вас окончательно достали, замечание надо делать не им, а их родителям, считает британский эксперт по этикету Уильям Хэнсон. Отругать ребенка — привилегия отца и матери, а не посторонних.