Министр спорта России Виталий Мутко предупредил спортивные клубы о грядущем закручивании гаек со стороны государства. По его словам, клубы, получающие средства от госкомпаний, должны действовать в интересах нацсборных и развивать детский спорт, а не транжирить финансы на покупку дорогостоящих спортсменов. «Лента.ру» разбирается в том, куда приведет новый государственный вектор, озвученный Мутко.
Суть запрета
Желание наших чиновников, отвечающих за спорт, предельно простое — странные схемы при покупке и продаже спортсменов не позволяют государству контролировать финансовые потоки, поступающие из госбюджета в клубы. Мутко сообщил, что в ближайшее время новые правила игры будут закреплены на законодательном уровне.
Запрет прежде всего затронет интересы тех, кто живет за счет госкорпораций и компаний, больше чем на 25 процентов принадлежащих государству. Правительство хочет узаконить траты на процентные выплаты спортивным агентам, то есть, по сути, посредникам при трансферах. Предложение «исключить возможность использования профессиональными спортивными клубами направляемых им в установленном порядке бюджетных ассигнований на цели оплаты услуг спортивных агентов […], а также на любые выплаты, связанные с переходом профессиональных спортсменов в профессиональные спортивные клубы» содержится в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016-й и плановый период 2017–2018 годов. На днях, как сообщает РБК, документ был в целом одобрен на заседании правительства.
«Клубы, которые получают средства от госкомпаний, должны действовать в интересах национальных сборных, развивать детский и юношеский спорт, готовить резерв. В соответствии с государственной политикой нам необходим резкий разворот в сторону национальных сборных. У нас уже есть проблемы во многих игровых видах спорта», — заявил Мутко ТАСС, добавив, что в ближайшие 5-6 лет государство не намерено прекращать финансирование спорта.
Таков основной итог деятельности рабочей группы, которая занималась подготовкой заседания Совета при президенте по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося в июне.
Кому грозит
В России многие спортивные клубы финансируются государством. Это происходит либо напрямую из региональных бюджетов, либо через государственные компании. Наиболее активная из них — «Газпром». Само акционерное общество и его дочерние компании спонсируют два богатейших клуба страны — футбольный «Зенит» и хоккейный СКА, представляющие Санкт-Петербург.
Сайт Sports.ru оценил бюджет «Зенита» в прошлом сезоне в 300 миллионов долларов. На трансферы, по сведениям специализированного портала transfermarkt.de, в сезоне-2014/15 питерцы потратили почти 1,8 миллиарда рублей. Также еще свежи в памяти покупки Акселя Витселя и Халка, за которых клуб с берегов Невы выложил, по разным данным, от 80 до 100 миллионов евро. Не так давно президент «Зенита» Александр Дюков заявил, что футбольный клуб живет за счет собственных доходов, но никаких доказательств самоокупаемости клуба не предоставил.
Что касается СКА, то КХЛ публиковал зарплатные ведомости клубов лиги в сезоне-2013/14. В документе указано, что СКА тратил на оплату услуг игроков рекордные для команд чемпионата 1 миллиард 277 миллионов рублей (по курсу того времени почти 39 миллионов долларов). Остальной бюджет команды не раскрывался. В мае этого года вице-президент СКА Роман Ротенберг сообщил, что доходы клуба постоянно растут и к 2018 году планируется достичь отметки в 1,5 миллиарда рублей. Поскольку официальных документов ни КХЛ, ни СКА не предоставляли, остается верить Ротенбергу на слово.
Еще одна государственная корпорация, активно участвующая в спонсировании спортивных клубов, — РЖД. Компания ежегодно инвестирует солидные суммы. Основные потоки направлены в московский футбольный клуб «Локомотив» и ярославскую одноименную команду КХЛ.
Так, например, только бюджет футбольного «Локомотива» составляет 155 миллионов долларов. Из дорогостоящих трансферов последних лет можно вспомнить покупки француза Лассана Диарра и марокканца Мбарка Буссуфа, обошедшихся красно-зеленым в общей сложности в 35 миллионов евро. Немалые деньги тратят москвичи и на зарплаты: Буссуфа получает около 4 миллионов евро в год, а его партнер Ведран Чорлука зарабатывает на полмиллиона больше.
Зарплатный фонд хоккейного «Локомотива» в сезоне-2013/14 скромнее, конечно, но все равно это более 700 миллионов рублей, десятый показатель в КХЛ. Даже с учетом сокращения финансирования на 20 процентов, о котором в РЖД объявили в начале этого года, на содержание футболистов и хоккеистов уйдут большие деньги.
Еще один крупный игрок на спортивном рынке — нефтегазовая компания «Роснефть», взявшая в 2011 году под крыло московский хоккейный клуб ЦСКА. В позапрошлом сезоне бюджет армейцев составлял 965,4 миллиона рублей — пятый показатель в Лиге. С приходом в команду Александра Радулова и Стефана Да Косты сумма существенно увеличилась.
Осенью 2014 года генеральный менеджер клуба Сергей Федоров говорил о планах выйти на самоокупаемость. Но для этого, по его словам, москвичам необходима новая ледовая арена.
Своего стадиона ждут и поклонники московского футбольного клуба «Динамо». Генеральным спонсором москвичей еще до недавнего времени была группа ВТБ, основным акционером выступает государство. На днях 74 процента акций, то есть контрольный пакет, были переданы одноименному спортивному сообществу. Таким образом ВТБ, еще недавно тративший огромные деньги на трансферы, отреагировал на исключение клуба за нарушение правил финансового fair play из числа участников Лиги Европы.
Некоторые клубы, жившие на широкую ногу за счет госбюджетов, после отказа в финансировании прекратили свое существование. ХК «Атлант» (Мытищи), ФК «Ротор» (Волгоград), ФК «Алания» (Владикавказ) не сумели перестроиться на коммерческие основы после закрытия лавочки, и этот перечень далеко не полный.
Что делать
У российских клубов лишь два варианта адаптации к возможным нововведениям. Первый путь: пытаться всячески обойти запрет путем создания дочерних компаний госкорпораций, промежуточных фондов и договоров на оказание рекламных услуг. Это позволит сохранить старые схемы финансирования, просто подогнав их под новые условия.
Второй вариант — игра по правилам. Ради чего, собственно, и закручиваются гайки. Забыть о спокойной жизни на дотациях из бюджета и зарабатывать самостоятельно. Велосипед изобретать не нужно. Ряд клубов и организаций уже показали, как из спорта сделать коммерчески успешный проект.
Направив средства и силы на развитие спортивных школ, можно вырастить, например, высококлассных футболистов, на продаже которых можно заработать и попутно сэкономить на покупке легионеров. В Европе, скажем, амстердамский «Аякс» очень неплохо живет за счет взращивания и последующей выгодной продажи собственных воспитанников.
Улучшение инфраструктуры, строительство новых стадионов привлечет в спорт новых болельщиков, что опять же пополнит казну клуба. Не стоит забывать и о торговле клубной атрибутикой: грамотно выстроенная индустрия сувенирной продукции способна ежегодно пополнять бюджет. Добавим сюда продажу телеправ и получим вполне себе коммерчески выгодную модель, которую давно пора претворять в жизнь.