Иностранцы охотно посещают Москву и Петербург, но по другим местам почти не путешествуют, хотя часто этим интересуются. Руководитель немецкого офиса Visit Russia Алла Беликова считает, что проблема кроется в плохой коммуникации между теми, кто создает турпродукт, и теми, кто его покупает. Она рассказала «Ленте.ру» о ценности экспертного опыта, специфике туристического рынка и правильном отдыхе на лоне русской природы.
«Лента.ру»: В июне в Германии открылся первый полноценный офис национального маркетингового агентства Visit Russia. Расскажите, пожалуйста, о том, что он из себя представляет? Что за команда там работает? Какими качествами должны обладать люди, которые будут заниматься стратегически важным делом популяризации нашей страны за рубежом?
Алла Беликова: Официальное открытие офиса Visit Russia намечено на сентябрь, но команда работает в полную силу и уже приступила к реализации маркетингового плана. Запуск такого проекта – событие без преувеличения уникальное. Впервые за рубежом открылся офис, основной задачей которого является продвижение России как туристического направления на внешних рынках. Раньше таких организаций не было. До этого момента существовали только подразделения при Посольствах и Торгпредствах, но у них был иной фронт работ и другой круг задач.
Мне предложили возглавить новую структуру, потому что у меня большой опыт работы в этой области. Я несколько лет возглавляю Офис по туризму Германии в России. По сути, я занималась теми же вопросами, но с противоположной стороны. Теперь, надеюсь, для Visit Russia мы сумеем применить мировые практики, в том числе и немецкие. В берлинском офисе со мной работают люди, которые довольно долго и серьезно занимались маркетинговым продвижением туристических направлений. Они отлично представляют себе, как и с кем надо общаться, как налаживать коммуникации с бизнес-партнерами и журналистами. Кроме того, очень хорошо знают специфику отдельных видов туристического бизнеса – отельного, круизного и т.д.
Visit Russia – некоммерческая организация. Она является подразделением Ростуризма, а значит, финансируется за счет казны. Какой бюджет планируется потратить на продвижение России в Германии?
Как такового маркетингового бюджета, предназначенного для проведения каких-то широкомасштабных акций, нет. Из бюджета нам выделяется около 12 млн. рублей для полноценного функционирования офиса Visit Russia в Берлине.
Что касается средств на продвижение, то согласно мировым практикам, бюджет формируется за счет взносов заинтересованных участников – отелей, курортов, баз отдыха и т.д., т.е. тех, кто стремится представить свой туристический продукт зарубежным партнерам. Убедить их вкладывать собственные средства в свое продвижение – наша задача.
Не секрет, что сегодня у России не слишком привлекательный имидж в Европе. Именно это обстоятельство во многом ограничивает туристический поток в нашу страну. В этой связи, в чем вы, как руководитель Visit Russia в Германии, видите свою основную задачу? На решении каких вопросов, по вашему мнению, следует сосредоточиться, прежде всего? Какие инструменты по продвижению Вы считаете наиболее эффективными и почему?
Работой над улучшением имиджа страны за рубежом должно заниматься государство. Наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы раскрыть туристический потенциал России и наладить правильную коммуникацию между всеми заинтересованными участниками отрасли. В том, чтобы познакомить немецких туроператоров с туристическим продуктом, который существует в стране – с туристическими направлениями, отелями, курортами, круизными кампаниями. В том, чтобы выбрать правильных и надежных российских партнеров, которые могут работать на уровне высоких европейских требований. В результате сделать так, чтобы немцы не боялись приезжать в нашу страну.
Мы берем на себя всю организационную часть: организуем визиты российских делегаций в Германию и немецких в Россию, помогаем российским партнерам готовить семинары и презентации для представителей немецкого турбизнеса, налаживаем контакты с зарубежной прессой, организуем пресс-туры, создаем информационные поводы, которые можно было бы осветить и т.д. Это большая, сложная, системная, методическая работа.
В этом году мы уже организовали два ознакомительных визита для представителей немецкой туриндустрии. Сначала в Петербург и Великий Новгород, затем в Москву и по малым городам Золотого кольца. Сейчас занимаемся подготовкой поездки в Сочи. Это долгий и сложный процесс. Нам надо задействовать отели, готовые разместить у себя гостей, курорты, которые хотят представить свой продукт, а еще организовать трансфер, питание, продумать программу визита, наладить контакты с местной администрацией.
Фото: Проект «Завидово»
Сегодня у российских партнеров нет опыта проведения так называемых зарубежных Road Show, когда делегации ездят по нескольким городам и презентуют свой турпродукт. Уверена, что с нашей помощью такой опыт скоро появится. Сейчас мы как раз занимаемся организацией такого проекта, который запланирован на осень.
Зачем немцы приезжают в Россию?
Прежде всего, за историей и культурой. Поэтому они едут в Москву и Петербург, где много музеев, театров, разнообразных арт-площадок. Едут по Золотому кольцу, где масса уникальных памятников русской старины.
Но, в общем, это довольно ограниченный круг маршрутов. Какие еще направления вы планируете популяризировать, прежде всего?
Активно присматриваемся к Байкалу, поскольку это выдающийся памятник природы. Делаем большую ставку на курортную зону в Завидово в Тверской области. Там сейчас все бурно развивается, действует крупнейший в России яхт-клуб, открываются отели, обустраиваются зоны отдыха премиум-класса. В ближайшей перспективе Завидово может стать своеобразным перевалочным пунктом между Москвой и Петербургом, поскольку может предложить иностранным гостям качественный отдых на природе – с рыбалкой, гольфом, сейлингом и т.д. Мы учитываем специфику немецкого рынка. Немцы интересуются культурно-познавательным туризмом, при этом любят комфорт и живо интересуются национальной экзотикой.
Сейчас мы работаем точечно. Но здесь нужно иметь в виду, что конечный выбор того или иного направления, как и вообще разработка глобальной туристической стратегии остается за Ростуризмом. Мы, как эксперты с многолетним опытом, можем со своей стороны что-то посоветовать, представить свои предложения. И мы это делаем.
Насколько я знаю, в этом году планируется открытие еще нескольких офисов Visit Russia – в Китае, Дубае, Италии. Уже заработал офис в Финляндии. В каждой стране своя специфика, основанная на своих приоритетах, на своих методах работы. Ведь то, что интересно немцу, совсем не обязательно покажется привлекательным арабу или китайцу. Но я надеюсь, нам удастся скоординировать работу всех офисов таким образом, чтобы эффективно продвигать турпродукт на разных международных рынках.
Развитие какого типа «иностранного» туризма в России – группового или индивидуального – в настоящий момент является наиболее перспективным, с вашей точки зрения?
На данном этапе, прежде всего, группового. Все-таки иностранцу трудновато путешествовать по нашей стране в одиночку. Здесь мешают и языковой барьер, и незнание местных традиций, и не очень хорошее развитие инфраструктуры для организации индивидуального туризма. Но в перспективе с путешественниками-одиночками мы также будем работать.