На минувшей неделе Украине удалось договориться с частными кредиторами о реструктуризации долга. Для Киева это грандиозный успех, который позволит получить новые транши от МВФ, а значит — избежать финансового краха. В то же время вопрос о том, не является ли договоренность просто откладыванием проблемы в долгий ящик, остается открытым. Равно как и ситуация с задолженностью перед Россией.
Результат долгих и утомительных переговоров между украинским Минфином и частными инвесторами уже был назван в украинской прессе «триумфальным». Действительно, Наталья Яресько смогла выбить очень неплохие условия по сравнению с теми, что ожидались изначально. Объем списания составит 20 процентов, или чуть менее 4 миллиардов долларов. Украинская сторона рассчитывала на 40 процентов, но, кажется, это был элемент торга. Судя по победной реакции в кабмине страны, вдвое меньшая сумма руководство государства вполне устроила.
Еще пару месяцев назад кредиторы и слышать не хотели ни о каком списании — максимум были готовы передвинуть сроки платежей. Здесь Яресько во многом помог опыт работы в частном финансовом секторе США, где ей приходилось убеждать инвесторов приобретать украинские активы, при том что многие из них даже не знали, где Украина находится. Так или иначе, но ей удалось сначала уговорить гендиректора Franklin Templeton Майкла Хейзенстеба согласиться на списание 5 процентов долга, а затем и повысить эту цифру до 20 процентов. Что не менее, а исходя из текущего состояния государственных финансов Украины даже более важно — сроки платежей перенесены на четыре года.
Таким образом Киев получил реструктуризацию без дефолта. Редкое явление в наше время. Похожий трюк в последнее время получилось исполнить только у Греции, но там обстоятельства были совершенно уникальные. Да и договоренности обсуждали чуть ли не всем миром — с прямым привлечением структур Евросоюза и МВФ.
Впрочем, сверхвыгодным соглашение выглядит только на первый взгляд. Одной из уступок, на которые пришлось пойти инвесторам, стало повышение ставки по облигациям до 7,75 процента годовых, что на половину процентного пункта выше, чем по старым условиям. Так что из суммы скидки придется вычесть несколько сотен миллионов долларов. Есть и еще одна интересная кондиция: Украина с 2019 года будет обязана платить в счет погашения долга 40 процентов от объемов роста ВВП, превышающего 4 процента. То есть если к тому времени ВВП страны достигнет 100 миллиардов долларов и увеличится в течение года на 5 процентов, Киев автоматически перечисляет инвесторам миллиард.
Разумеется, в этом соглашении есть элемент того, что в США называют kicking the can down the road, а по-русски — «откладыванием в долгий ящик». Проблемы в общем и целом сохраняются, а их решение просто переносится до лучших времен. К слову, с Грецией именно так и произошло: в 2012 году инвесторам провели принудительную «стрижку» в две трети от частного долга страны, который они держали, но общая задолженность росла и дальше. Сейчас разговор уже идет о новом существенном списании. Все понимают, что греки имеющуюся на сегодняшний день сумму не заплатят никогда.
Так же и с Украиной. Из-за обвала гривны номинальный ВВП опустился более чем вдвое — до 70 миллиардов долларов. Примерно столько же сейчас составляет суммарный госдолг страны (только внешний, государственный и государством гарантированный, равен 42 миллиардам долларов). По сравнению с этими цифрами трех-четырехмиллиардное списание долга — это, в сущности, копейки, которые ничего принципиально не меняют.
При этом, разумеется, нужно учитывать тот факт, что никакой другой задачи перед киевскими властями и не стояло. Дефолт вариантом не был, так как привел бы к катастрофическому оттоку капитала и просто убил бы гривну. Рассчитывать на серьезное облегчение долгового бремени тоже не приходится. Но отсрочка и списание — это ровно то, что доктор в лице МВФ прописал.
Теперь фонд согласен перечислить дальнейшие транши. Директор-распорядитель Кристин Лагард заявила, что сделка обеспечивает финансовую устойчивость Украины, а значит, средства организации могут быть отправлены Киеву, который остро нуждается в валюте для пополнения своих международных резервов. Сейчас они составляют около 11 миллиардов долларов — вдвое больше, чем в феврале, на пике валютного кризиса. В ближайший месяц МВФ перечислит около 1,7 миллиарда. Так что денег должно хватить и на защиту гривны, и на выплату части долгов.
Украина продолжит погашать купоны (на общую сумму примерно в полмиллиарда долларов до конца года), но вот выплаты по еврооблигациям на 500 и 650 миллионов долларов, которые предстоят в сентябре и октябре, будут перенесены. По-прежнему остается неясным, что будет с трехмиллиардным долгом перед Россией, от решения по которому во многом зависит судьба Украины как должника.
В 2013 году, когда Россия перечислила Украине вышеуказанную сумму, ожидалось, что это лишь первый транш от масштабного пакета помощи в 15 миллиардов долларов. Затем случились известные события, и программа была заморожена. Тем временем незаметно подошел и срок выплат.
Позиция Украины озвучивалась не раз: власти в Киеве считают, что Москва должна согласиться на те же условия, которые обговаривались с частными кредиторами, — то есть списание одной пятой долга и перенос сроков. В России весь последний год предложения подобного рода отвергали категорически. Позиция Украины базируется на том, что, строго говоря, Россия не предоставляла межгосударственного кредита, а закупила облигации на нужную сумму на рынке. Соответственно, к Москве применимы те же условия, что и к другим инвесторам в украинский долг.
С другой стороны, в Москве уверены, что финансирование государства государством остается таковым вне зависимости от схемы кредитования. Греческий кризис, к слову, показал правоту именно российской стороны, поскольку государственные институты не понесли пока ни копейки урона из вложений в греческие ценные бумаги. Все убытки были зафиксированы частниками. Но даже если допустить, что вложение в Украину являются по форме частной инвестицией, в пуле, с которым Киев вел переговоры, Министерство финансов РФ не значится.
Самое странное в текущей ситуации обстоятельство — невнятная позиция МВФ. Фонд, который является заинтересованной стороной, никак не сформулировал свое мнение о природе российского кредита. Если фонд все же признает российский кредит частным, это будет беспрецедентный случай в истории.
В отсутствии каких-либо посредников Киеву и Москве остается лишь перекидываться решительными репликами, которые решение проблемы не приближают ни на секунду. РФ отказаться от своих условий не готова: мало того, что это будет выглядеть как политическое поражение, так еще и деньги, которые должна Украина, будут совершенно не лишними — с учетом обвала рубля и сложностей с формированием бюджета. Киев, в свою очередь, выплатить всю сумму разом, вероятно, не сможет: даже в условиях контроля над движением капиталов такое резкое падение объема резервов чревато опасной атакой на гривну.
Если договориться так и не удастся, сторонам придется выяснять отношения в международном арбитраже. По логике, он должен занять сторону России, так как аргументы вроде «взятки Януковичу» судебными органами, рассматривающими такие дела, не принимаются. При этом сам процесс взыскания неуплаты будет тем еще приключением. Есть, конечно, и компромиссный вариант: деньги России перечислит «как бы» через Украину сам МВФ. Пойдет ли на такое решение фонд — сказать трудно. Однако если принять во внимание заинтересованность организации в украинских делах — почему бы, собственно, и нет?