Ким Ки Дук дебютировал как режиссер в возрасте 36 лет. Сейчас в его фильмографии 22 полнометражные ленты, удостоившиеся множества престижных наград. Он охотно путешествует по фестивалям и дает мастер-классы, по традиции завершая их исполнением песни «Ариран». В этом году Ким Ки Дук — почетный гость XIII кинофестиваля «Меридианы Тихого», который проходит во Владивостоке с 12 по 18 сентября. Корреспондент «Ленты.ру» поговорил с мэтром корейского и мирового кинематографа об успехе, вдохновении и враждебности окружающих.
«Лента.ру»: Многие известные режиссеры избегают фестивальной суеты. Но вас можно видеть на фестивалях довольно часто. Вот и во Владивостоке вы уже в третий раз…
Ким Ки Дук: Да, действительно, и на других фестивалях в России меня можно было увидеть — и в Москве, и даже на Сахалине недавно побывал. А во Владивостоке я представлял свои фильмы в 2004 и в 2005 году — «Пустой дом» и «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». На фестивалях каждый раз узнаешь что-то новое. И в этом году я здесь со своими последними фильмами — «Стоп» и «Один на один». Вообще, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Ефима Звеняцкого за организацию фестиваля и прекрасно составленную программу. И кстати, в этом году во Владивостоке есть специальная секция азиатского кино — советую посмотреть.
Наверное, и сам город вам интересен?
Да, особенно порт и большие военные корабли — я ведь и сам служил на флоте. В Китае на выставке мне довелось посетить «Минск» и «Киев», но здесь, к сожалению, пока не удалось увидеть корабли.
Смотрите ли вы фильмы других режиссеров? Что запомнилось вам — здесь или на других фестивалях, где вы побывали за последний год?
Знаете, недавно я был в жюри на фестивале в Пекине, где познакомился с Федором Бондарчуком. Мне очень понравился его «Сталинград». Это фильм о войне, которая так или иначе затронула всех нас. Мне очень важно и близко, что в этой картине о войне говорится как о безумии.
Но я имела в виду не только российское кино. Вообще интересно узнать, что вам нравится как зрителю и как профессионалу.
Есть один фильм последнего времени, который произвел на меня огромное впечатление — это «Тотем волка» Жан-Жака Анно.
Насколько вдохновляют вас картины других авторов? Или, может быть, книги?
Нет-нет, книг я совсем не читаю. А вдохновение черпаю из размышлений и диалога с окружающим миром. Меня вдохновляет все, что меня окружает — люди и проблемы.
Например, в вашем новом фильме «Стоп» — это проблема экологии?
Это проблема энергии и экологии, достаточно актуальная сегодня. Конечно, технический прогресс нельзя отменить и энергию производить нужно. Но нельзя использовать ее так бездумно.
Проблем в окружающем мире много — и много конфликтов.
Меня волнует тема враждебности. Нетерпимость людей. Это повсюду — в Корее, в Китае, у вас в России. Понимание того, что всем нам хочется жить в безопасном мире, почему-то не работает. Есть много проблем, которые могут показаться интересными, но для меня важно установить внутренний диалог с этой темой. Когда контакт возникает, можно начинать работать.
И этот контакт вы никому не передаете — сами создаете сценарий, сами снимаете, а иногда и сами снимаетесь?
Да, я предпочитаю все делать сам, потому что хочу сохранить свое видение.
Как воспринимают ваши фильмы зрители в разных странах?
Успех ко мне пришел, так сказать, извне. Сначала я получил известность за рубежом: в Южной Америке, США, Европе.
И потом в Корее?
Да, теперь и дома.
Но все же в родной стране вас, наверное, воспринимают иначе, чем за границей?
Конечно. Я читаю, что пишут обо мне и моих фильмах, в том числе и в зарубежных изданиях, смотрю в интернете. Степень понимания может быть различной. Но мне важно, чтобы зритель уловил основную мысль и цель моего диалога с ним.
Где сейчас ваш дом? Похож ли он на тот, который мы видели в фильме «Ариран»?
Да, конечно, похож. Мое постоянное место жительства — Сеул, но я много путешествую, например, в последнее время я посещал различные выставки в Китае.
Как вы чувствуете себя здесь, в России, на Дальнем Востоке?
Я не чувствую себя здесь чужим. Тут когда-то жили и корейцы, но вы знаете, что это сложная и грустная история. Сегодня я как раз собирался посмотреть на фестивале документальный фильм про переселение корейцев («Земля доброй надежды»). И еще мне обязательно надо увидеть короткометражный фильм из России «Кира» — я обещал девушке-режиссеру. Так что мне пора.