В понедельник, 21 сентября, бывший вице-премьер России Альфред Кох, проживающий в Германии, написал в своем Facebook о том, что российские следователи заочно предъявили ему обвинение в контрабанде культурных ценностей в крупном размере. Далее правоохранители, по мнению Коха, обратятся в немецкий суд с требованием экстрадировать его на родину. Сам он считает такую перспективу нереалистичной.
Заочное преследование
Альфред Кох — не единственный российский экс-чиновник, в отношении которого на родине заочно ведется расследование: предъявляются обвинения, выносятся решения об аресте, международном розыске. Примерно в том же положении находятся Сергей Пугачев и Алексей Кузнецов. Однако в сравнении с ними Коху вменяется совсем уж несерьезный ущерб. Стоимость едва не вывезенной им картины оценена последней экспертизой в 197 тысяч рублей.
«Мне вообще кажется, что, по-хорошему, ФСБ, прокуратура этот материал завернет. Скажет: кабы нам в российский суд идти — мы бы поддержали обвинение. А в любой европейский суд обращаться с этой комедией — идите сами: мы позориться не будем», — полагает бывший вице-премьер.
При этом Кох упирает на то, что согласно одной из экспертиз, проведенной в Центре Грабаря, картина написана не Исааком Бродским, а неким профессиональным художником. Он, однако, не упомянул, что в этом Центре картину оценили в 200 тысяч рублей, а этого уже достаточно для возбуждения уголовного дела по факту контрабанды культурных ценностей в крупном размере.
Наказание за подобные действия, согласно части 1-й статьи 226.1 Уголовного кодекса, предусмотрено весьма суровое: от трех до семи лет лишения свободы. К разряду тяжких преступление, впрочем, не принадлежит, а, стало быть, шансов на экстрадицию не так много, как в случае с главарем какой-нибудь откровенной банды.
Пятно в интерьере легло на репутацию
По версии самого Альфреда Коха, выступающего не только главным обвиняемым, но и летописцем процесса, спорная картина, из-за которой вышел весь сыр-бор, появилась у него дома больше десяти лет назад.
На картине стояла подпись Бродского, а еще к ней прилагалось заключение о подлинности от экспертов из Третьяковской галереи Гладковой и Ломизе.
Теперь Кох говорит, что всегда сомневался в правильности сделанных ими выводов.
«Замечу также, что эксперты (осознавая всю зыбкость своих заключений) не рискнули приложить к экспертизе репродукцию картины (что в таких случаях обычно делается). Я даже сомневаюсь, что исходящий номер этого документа в реальности зарегистрирован в почте Третьяковки», — отмечает он.
Однако других экспертиз Кох не заказывал. Его супруга демонстрировала картину многим экспертам и коллекционерам: «Все в один голос говорили, что это, безусловно, фейк (подделка) и об авторстве Бродского не может быть и речи».
У Коха холст всего лишь выполнял роль интерьерного пятна. Так говорит он сам, но не совсем понятно, зачем таскать такого рода пятна через границу.
В 2014 году в аэропорту Шереметьево таможенники изъяли картину у Коха, которую тот оценил в 18 тысяч рублей. Они заподозрили, что вывозится нечто более ценное. Это одна из версий. Согласно другой, за бывшим вице-премьером плотно следили спецслужбы. Именно они передали информацию о картине таможенникам, а потом даже отвезли полотно на исследование.
Коха задерживать не стали. Он спокойно уехал в Германию, где находится по сей день.
Летом 2015-го по данному уголовному делу была проведена еще одна экспертиза. Вновь в Третьяковке и, по словам Коха, усилиями все тех же специалистов — Гладковой и Ломизе.
«Таким образом, мы сейчас имеем комиссию, в которой эксперты либо должны признать подделку — подлинником, либо противоречить своему собственному заключению, сделанному 15 лет назад для понятно каких целей», — сказал бывший вице-премьер.
По результатам этой экспертизы картина признана подлинником. Исследование подписи Бродского провели и в ФСБ. Результат тоже положительный.
Бизнес или ошибка при регистрации
По данным источников «Ленты.ру», дело Коха усложняет возможная связь с недавним скандалом в Третьяковской галерее и Минкульте. В мае прошли обыски в отделе государственного контроля за вывозом культурных ценностей при Департаменте культурного наследия, а также в Третьяковке и в здании минкульта Центрального федерального округа. Следователи искали информацию, которая потом могла бы стать доказательством по делу о выдаче экспертами подложных заключений, существенно принижающих художественную ценность и открывающих возможность вывоза картин за границу.
Причиной для проверок и обысков послужил инцидент, случившийся 29 апреля в аэропорту Внуково. Коллекционер и руководитель территориальной избирательной комиссии Ломоносовского района Москвы Сергей Степанов попытался вывезти в Британию несколько ценных полотен, которые он оформил на общую сумму в 180 тысяч рублей. Позднее же выяснилось, что картины являются шедеврами ХХ века и стоят более 15 миллионов рублей. Липовые оценочные заключения были подписаны экспертами.
По словам источника «Ленты.ру», на руках у Альфреда Коха в аэропорту тоже был некий документ, на основании которого была указана конкретная сумма для вписывания в декларацию.
Существует также версия, что бывший вице-премьер совершил не один контрабандный перелет. Супруга Коха имела некую связь с одной из чиновниц Минкульта, ответственной за экспертную оценку, и была посредником при переговорах с богатыми иностранными коллекционерами русского искусства, пишет LifeNews.
Источник «Коммерсанта» в ФСБ России подчеркнул, что дело Коха нельзя считать политическим.