За последние недели украинские власти предприняли целый ряд действий, направленных на разрыв экономических связей с Россией. Это и блокада Крыма, и введение ограничений для российских авиакомпаний, и призывы экспроприировать российскую собственность. В условиях продолжающегося экономического кризиса все это означает существенные потери для украинского бюджета, а также дальнейший рост безработицы. «Лента.ру» попыталась понять, зачем киевские власти бьют сами по себе.
Первым делом самолеты
25 сентября киевское правительство приняло решение запретить ряду российских авиакомпаний (в том числе и крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту» и «Трансаэро») летать в украинские аэропорты. Помимо этого, Киев закрыл украинское небо для транзитных рейсов, если они «содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу». Сначала речь шла исключительно о транзите, пункт об аэропортах добавили позже. «Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах», — заявил украинский премьер Арсений Яценюк.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже назвал отлучение самолетов с триколорами от украинских аэропортов «очередным актом безумия». Прежде всего от этого пострадает украинская экономика, и без того переживающая самый серьезный за последние 25 лет кризис. По данным газеты «Коммерсантъ», в Киев российские компании летают от 14 до 35 раз в неделю. В главном аэропорту страны — Борисполь — перевозки между Киевом и Москвой — это 10 процентов всего пассажиропотока. С другим киевским аэропортом — Жуляны — ситуация еще сложнее. Воздушная гавань, согласно предварительным подсчетам, потеряет до трети дохода.
«Летая к нам три раза в день, "Трансаэро" платила аэропорту около 7-7,5 миллионов гривен в месяц. При этом планировали увеличить количество рейсов до пяти. Если санкции будут применены, эти деньги наше предприятие недополучит. Соответственно бюджет Киева теряет 2,5 миллиона гривен налогов ежемесячно», — заявил глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский. И это без учета средств от транзитных перелетов. В целом же, по данным газеты «Коммерсантъ», при введении запрета и симметричных российских мерах прямые и косвенные потери аэропортов Киева, Одессы и Львова превысят 10 миллионов долларов в сутки. А по словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Украины Александра Кавы, ежегодные потери государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украэрорух» из-за запрета российского транзита достигнут 150 миллионов долларов.
А о том, что грядут еще и ответные запреты, «зеркальные меры», уже заявил министр транспорта России Максим Соколов. «Мы понимаем, что это фактически приведет к остановке воздушного сообщения между странами. (...) Но подчеркну, что в сложившейся обстановке к этому шагу российскую сторону вынуждают действия украинских властей», — отметил чиновник. Сейчас украинские авиакомпании летают из Киева в Москву и Петербург по 13 раз в неделю в каждый город. Скоро украинским пассажирам либо придется ездить на поезде, либо летать компаниями тех олигархов, которые сумеют договориться с Кремлем и чьи самолеты не попадут под ответные санкции. Либо понесут свои деньги иностранным перевозчикам — например, белорусским.
Новые ограничения
Вместе с российскими авиакомпаниями в санкционный список попала и «Лаборатория Касперского». «Глава правительства поручил Государственной службе спецсвязи и телекоммуникаций безотлагательно отключить обновление программы, ее приобретение и использование в органах государственной власти», — говорится в сообщении пресс-службы правительства. В списках оказались и десятки других юридических лиц.
Украинские аналитики не исключают также дальнейших акций в рамках кампании «заморим голодом Крым». В «Правом секторе» (запрещенная в России экстремистская организация — прим. «Ленты.ру») говорят об ужесточении блокады. «В первую очередь мы будем продолжать блокировать дороги. А в дальнейшем, в координации с организаторами этой акции, будем проговаривать блокировки других ресурсов, которые поступают на полуостров: это энергетическое снабжение, это железная дорога», — заявил представитель группировки Андрей Стемпицкий. Учитывая, что в состав координационного штаба входят прежде всего крымско-татарские активисты, которые уже давно требуют от Киева перерезать все коммуникации с полуостровом, за новыми блокировками дело не станет.
И это при том, что сама по себе продуктовая блокада уже вызвала серьезное недовольство местного населения — украинские СМИ передают репортажи с импровизированных стоянок грузовиков, где водители резко критикуют как украинские власти, так и представителей татарской общины, инициировавших блокаду. «Херсонская область Украины традиционно поставляла в Крым большое количество продуктов. Хотя сейчас объем поставок значительно снизился, для многих украинских сельхозпроизводителей, транспортных и торговых компаний возможная блокада станет серьезной проблемой», — поясняет причины недовольства вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский. В частности, в Крым экспортируется до 10 процентов произведенных в области куриных яиц. Возможно, херсонским производителям и удастся переориентировать потоки, однако они потеряют в доходах — продукты в Крыму гораздо дороже, чем на Украине.
В рамках «кампании ограничения» возможны и более радикальные шаги, в частности изъятие российской собственности. На Украине работает так называемая Межведомственная рабочая группа по оценке убытков из-за действий России в Крыму. «На сегодняшний день стоимость убытков составляет 1 триллион 200 миллиардов гривен, однако я думаю, что в ближайшие полгода эта сумма будет увеличена в два раза», — озвучил предварительные итоги комиссии нардеп Георгий Логвинский, и дал понять, что Украина может изымать имущество российских компаний, работающих на ее территории, для погашения этих убытков.
Все действия по разрыву экономических связей с Россией и выдавливанию российского бизнеса за пределы Украины проходят на фоне дальнейшего падения украинской экономики. По данным Всемирного банка, за первое полугодие 2015 года промышленное производство Украины сократилось на 20,5 процента, и во втором полугодии ожидаются меньшие темпы падения исключительно из-за «низкой статистической базы». Потеря российских рынков может привести к тому, что эти показатели придется пересмотреть в еще менее приятную для Киева сторону, ведь заменить Россию некем. Кроме того, на фоне столь недружественных действий Москва вряд ли пойдет на уступки Киеву в вопросе реструктуризации кредита (3 миллиарда долларов). Минфин требует от Киева выплаты всего объема денег к концу 2015 года, а денег у Киева нет. Не случайно агентство S&P уже понизило рейтинг Украины до выборочного дефолта.
Политика важнее экономики
Не слишком понятные, на первый взгляд, действия украинских властей объясняются просто — в Киеве перестали мыслить даже в среднесрочных категориях. Украинские власти сосредоточены исключительно на сиюминутных задачах политического характера. Всплеск популизма объясняется прежде всего близостью местных выборов.
Намеченное на 25 октября волеизъявление обещает быть для власти крайне непростым. Отсутствие экономических успехов, дальнейшее углубление кризиса, медленное отползание Донбасса подальше от украинского пространства — все это никак не коррелирует с предвыборными обещаниями, которые давал Петр Порошенко и другие члены правящей коалиции. Неудивительно, что сейчас между ними идет борьба за назначение виновного во всех этих неудачах. Кого-то сажают за взятки, кого-то обвиняют в разворовывании государственного имущества. В этой ситуации власти нужны громкие пиар-ходы и обновление образа внешнего врага.
Первыми попали под горячую руку российские авиакомпании. Пиар нужен и противникам власти из числа националистов, поэтому они поддержали финансовые претензии крымскотатарских лидеров и блокировали Крым. «Блокаду Крыма мы расцениваем как двойной удар — и непосредственный удар по московским интересам, и удар по нынешней системе, которая сложилась в Украине, системе предательства и сдачи государственных интересов», — поясняют в пресс-службе «Правого сектора».
Действия Петра Порошенко имеют и внешнеполитическую составляющую. Обстановка вокруг украинского вопроса меняется, и Киеву очень не нравится вектор этих изменений. В Европе все чаще говорят о том, что Украина превращается в проблему, привлекающую огромное количество европейских ресурсов и внимания. Кроме того, в Европейском союзе постепенно осознают: для совместного решения целого ряда проблем необходимо хотя бы стабилизировать ситуацию. По словам вице-канцлера ФРГ Зигмара Габриеля, Евросоюзу придется изменить отношения с Россией, чтобы сотрудничать по сирийскому вопросу — не секрет, что действия Москвы по решению этого узла проблем приветствуются в Брюсселе. Очень любопытны и взаимоотношения с американцами — в канун визита президента России Владимира Путина в США, где он проведет на полях саммита Генеральной ассамблеи ООН переговоры с Бараком Обамой, в The New York Times опубликована обширная статья об Украине, начинающаяся фразой «страна стоит на грани банкротства».
Резкая эскалация конфликта со стороны Украины (что отразилось и на линии фронта) вряд ли добавляет авторитета президенту Петру Порошенко накануне важных переговоров. Сторонам предстоит общаться не только в Нью-Йорке, но и в Париже, где в конце недели соберется «нормандская четверка» (лидеры России, Германии, Франции и Украины). Если учесть, что европейские политики уже в полной мере ощутили на себе последствия сирийского конфликта, добавлять «огня» украинскому они вряд ли намерены (и это заметно по риторике глав государств). Значит, агрессивная политика Киева в этот раз будет совсем не к месту.