В Вене завершилась традиционная ежегодная ярмарка современного искусства. В этом году она во второй раз проходила под названием viennacontemporary. Событие объединило 99 галерей из 25 стран мира на новой площадке — в выставочном зале Marx Halle. Здание из стальных конструкций, где разместилась экспозиция, построили в Вене в 1870-х годах как часть скотного рынка и бойни. Затем его превратили в офисный центр, в котором работали австрийские СМИ и коммерческие компании. Сегодня Marx Halle открыт для выставок, а с организаторами венской ярмарки владельцы подписали контракт на несколько лет вперед. В ближайшие два года viennacontemporary тоже запланирована на конец сентября — руководители решили привязать событие к определенному сезону. «Лента.ру» искала самое интересное на стендах viennacontemporary.
Россия
Российское искусство составляет значительную часть нынешней венской ярмарки. Галерея «Триумф» привезла работы художницы Таисии Коротковой последних лет, в том числе живописные полотна из проекта 2015 года «Закрытая Россия». Эта серия изображает интерьеры засекреченных объектов на территории страны, заброшенные здания и руины. На нескольких полотнах Короткова фотографически точно запечатлела комнаты Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) с многочисленными проводами и научным оборудованием.
«Триумф» также выставил две скульптуры арт-группы Recycle, созданной краснодарскими художниками Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым. Обе работы входят в персональную серию Paradise Network, впервые представленную в 2012 году. Проект посвящен социальной сети Facebook и включает в себя другие символы сетевой культуры. Авторы размышляют о том, как выглядели бы сегодняшние ценности через несколько столетий, соединяя элементы культуры современного и древнего мира.
Galerie Iragui, созданная в Париже Екатериной Ираги, показала венской публике последние произведения художников-концептуалистов Павла Пепперштейна, Виктора Пивоварова и Никиты Алексеева, а также 34-летней петербурженки Валерии Нибиру. Авторству последней принадлежит, в частности, яркий акварельный рисунок без названия из серии «Русская опера», которая вошла в проект «Зона экзальтации». «Моя задача — создание праздничной зоны, зоны экзальтации, вступая на территорию которой человек забывает о своей рутинной повседневности и наслаждается простотой линий, яркостью цвета, а образный ряд погружает его в воспоминания о галлюцинозе детства. Я хочу, чтобы человек радовался и улыбался», — комментирует Нибиру свой проект.
Фото: taisiakorotkova.com
Галерея Pop/off/art привезла две работы украинской художницы Вики Шумской из серии «Невозвышанное и непрекрасное». Автор творит преимущественно в рамках абстрактной живописи, и картины, представленные на венской ярмарке, — не исключение. Оба полотна выполнены в черном цвете — как возможная реакция на трагические события, происходящие на Украине. В работах не проглядываются ни сцены военных действий, ни изображения человеческих страданий или политических митингов — только абстрактные фигуры и пятна в оттенках черного.
Кроме галерей в ярмарке приняли участие несколько российских культурных объединений, в том числе «Манеж», центр «Граунд» и театр «Практика».
Другие страны
Треть ярмарки составили австрийские галереи — их 33. Местную галерею Heike Curtze und Petra Seiser представил художник болгарского происхождения Нестор Колачев. Его серия «Броненосец "Потемкин"», посвященная одноименному немому фильму Сергея Эйзенштейна, закончена в 2015 году. Графические работы изображают кадры и титры из ленты. На одном из рисунков Колачев выкрасил флаг броненосца красным, так же, как Эйзенштейн на пленке. На ярмарке художник показал своеобразный постер к фильму с надписью «Усиливая тоны» (Die Töne aufsteigend).
Галерея Thaddaeus Ropac продемонстрировала одни из самых дорогих работ ярмарки — кровавые полотна пакистанского художника Имрана Куреши, которые оцениваются в суммы от 16 до 74 тысяч евро. Автор стремится отразить в своем творчестве реалии современного неспокойного Пакистана.
Серию небольших абстрактных произведений австрийца Инго Нуссбаумера, выполненных в акварели, представила галерея Hubert Winter. Цикл работ получил название «Попытка Каспара Хаузера торпедировать заданный командой угол тангажа» и отсылает к одной из самых загадочных фигур XIX века — юноше Каспару Хаузеру, практически не умевшему ходить и говорить, чье происхождение осталось неизвестным. Он был убит при странных обстоятельствах; дело так и не раскрыли. При жизни Каспар говорил, что мечтал стать кавалеристом, как отец. В Нюрнберге молодого человека считали наследным принцем баденского престола, похищенным из колыбели. В своих работах художник подошел к теме с разных точек зрения. Его средства выразительности — прямые линии и геометрические фигуры.
Фото: viennacontemporary
Итальянская галерея Boccanera привезла в Вену коллажи молодого румынского художника Влада Нанки из серии «Шоу 70-х». Он представил их в 2014 году на своей первой одноименной персональной выставке в Тренто. Название художник позаимствовал у американского ситкома That '70s Show. В своих работах Нанка использовал различные предметы, мусор, тексты, агитационные материалы и предметы дизайна того времени. В некоторых из них проглядываются и советские символы и образы.
Zone 1
Отдельно в Вене выступили молодые художники — им посвятили проект Zone 1. Венгерская галерея abc показала живописные полотна художника Ксабы Кис Роки. Мрачные, но выполненные яркими красками картины автор характеризует как темную сторону человеческой души и признается, что вдохновлялся произведениями Франсиско Гойи. «Я думаю, что подсознание человека еще темнее и еще ужаснее, чем об этом говорил Гойя. Мои образы как будто насильно заключены в абстракцию, они словно в тюрьме», — комментирует художник свои работы.
Австрийская художница Карин Фисслфалер рассуждает на тему потери идентичности в современном мире, используя для этого разные материалы и средства выразительности. В основном это многообразные цветные и черно-белые вариации из винтажных или обычных фотографий.
Другие экспериментируют с формой. К примеру, немец Альберт Майер провел художественный эксперимент: он сворачивал разные листы бумаги и носил их в карманах брюк в течение некоторого времени — от недели до месяца, после чего расправлял бумагу и клал под стекло. Одну из работ автор случайно вместе с брюками постирал в стиральной машинке, теперь она значительно отличается от остальных.
Фото: viennacontemporary