Сложно ли заниматься бизнесом в России, если язык, менталитет и законы страны приходится осваивать с нуля? Рави Навлани, главу компании Surya Group, такие «мелочи» не остановили, и в 2013 году он одержал победу в номинации «Успех в России» национального этапа международного конкурса компании EY «Предприниматель года». Бизнесмен рассказал «Ленте.ру» о секретах успеха и о том, почему деловому человеку не стоит бояться кризиса.
«Лента.ру»: Почему вы решили основать свой бизнес именно в России?
Рави Навлани: Я родился в Индии, вырос в Дубае, где в начале 1960-х моя семья занималась поставками бытовой техники, текстиля, одежды, обуви. После учебы я присоединился к семейному бизнесу и обратил внимание на то, что очень многие компании развивались благодаря сотрудничеству с Россией. Я разработал бизнес-план по организации представительства в России и предложил его совету директоров компании. Но мне сказали, что в Россию не поедут, поскольку там царят неопределенность, бюрократия и «бизнес без правил». Разумеется, пообещали поддержать, если я все-таки попробую все взять на себя.
Приехав в Россию (мне тогда был 21 год), я увидел огромную страну, развитую инфраструктуру, большие возможности. Все, что я слышал до этого о России, оказалось неправдой. Россия — совершенно другой мир и целый океан новых возможностей, в том числе для бизнеса. А русские приятно удивили меня открытостью и честностью, они не разводят дипломатические разговоры, для них «да» означает «да», а «нет» — «нет».
Сотрудничать с людьми и управлять компанией тут намного проще, чем в тех странах, где я родился и вырос. Здесь другая культура и другой менталитет, который близок лично мне, и это значительно упростило работу. Я приехал вскоре после дефолта 1998 года, когда рынок находился на самом низком уровне. Но для нашего бизнеса это было очень удачно.
С какими сложностями вы столкнулись, решив заняться бизнесом в России?
Сложностей хватало, и вообще начинать было страшно. Но когда человек верит в свою идею, перед ним открываются любые двери. Я совершенно не знал русского языка, а по-английски тогда здесь говорили единицы. Первый человек, пришедший в компанию, — менеджер по продажам тканей в России — свободно владел хинди. Настоящий подарок судьбы. Этот сотрудник стал моей правой рукой, а компанией, в которой тогда работало всего 7 человек, я управлял через переводчика. Сейчас я достаточно свободно говорю по-русски, общаюсь с сотрудниками и клиентами. Но многие мои коллеги, начинавшие со мной, до сих пор практически не говорят по-русски.
Осложняло ситуацию еще и то, что в России не было никаких общественных организаций или сообществ, поддерживавших предпринимательство. Они бы очень помогли бизнесменам. Я так активно участвую в деятельности Young Presidents’ Organization (YPO) и Entrepreneurs’ Organization (EO) именно потому, что на собственном опыте испытал, как необходима поддержка в реализации идей. И речь даже не об инвестициях и прямом сотрудничестве, а прежде всего о моральной поддержке. Многие думают, что подобные организации занимаются извлечением прибыли, однако это не так. Их основная цель — поддерживать начинающий бизнес, создавать новых лидеров через знания, мотивацию и поддержку. Ведь бизнес — это игра знаний. У кого знаний больше, тот в своем деле и успешнее.
Всякая бизнес-модель рождается из любимой идеи. Кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что можно будет нажать кнопку в телефоне — и к вам приедет такси? А поставили себе задачу создать такой сервис — и вот, пожалуйста, компания стоимостью 40 миллиардов долларов, сломавшая сложившиеся порядки своего рынка. Нужно поддерживать хорошие идеи и людей, горящих желанием их реализовать.
Бюрократические барьеры не сильно вам мешали — это ведь одно из основных препятствий для начинающего предпринимателя?
Я наблюдаю позитивную динамику, с каждым годом ситуация все лучше. Процедуры упрощаются, сейчас многие вопросы решать гораздо легче, чем 15 лет назад в России, и даже чем в наши дни в других странах. Отчасти, конечно, дело в том, что я лучше понимаю страну, менталитет. Бюрократия есть везде, но могу сказать, что здесь ее намного меньше, чем во многих других странах, например, в Индии, Китае. Даже в сравнении с некоторыми европейскими странами законодательство и налогообложение России намного благоприятнее.
По сравнению с 90-ми сейчас проще вести бизнес в России?
Конечно! Намного проще, правила стали прозрачнее. Из негативных моментов: все еще не хватает программ поддержки предпринимателей со стороны государства. Кроме того, наверное, еще с советских времен сохранилось негативное восприятие предпринимательства, когда понятие «бизнесмен» приравнивалось к противоправной деятельности.
Но конкуренция усилилась. К тому же все жалуются на кризис.
На рынке с таким потенциалом конкуренция обязана усиливаться, но на самом большом рынке Европы всегда есть возможности для роста. Кризис не должен мешать стремлению развиваться, увеличивать долю рынка, в этом и заключается стратегия нашей компании. Когда рынок был на пике — в 2007-2008 годы нефть стоила 145 долларов, а доллар — 23,5 рубля, — все думали, что так будет продолжаться долго. Но выживать тогда было действительно тяжело: конкуренция на пике, все инвестировали деньги не глядя. А в кризис все действуют очень аккуратно, и для бизнеса это крайне полезно. Рынок очищается от слабых игроков, компании — от некомпетентных сотрудников, и в конце концов выживет сильнейший, как и должно быть. Поэтому я искренне верю в живительную силу кризиса.
Разумеется, мы тоже видим снижение продаж по сравнению с прошлыми годами, но это не означает, что надо мириться с ситуацией, экономить на всем, увольняя сотрудников и сворачивая проекты, и ждать, когда рынок снова стремительно пойдет вверх. Нужно следовать простой логике. Когда быстрее всего проехать через город? Когда нет пробок. В кризис на рынке меньше всего конкурентов: многие выжидают, другие попросту боятся тратить. Как говорит Уоррен Баффет: «Нужно быть смелым, когда остальные боятся, и нужно бояться, когда остальные смелы» (You should be brave when everybody is scared, you should be scared when everybody is brave).
Я общаюсь со многими иностранными предпринимателями, работающими в России, и все они считают, что, несмотря на кризис, а может, и благодаря ему, Россия укрепит свои позиции. Я лично уверен в том, что даже если сегодня плохо, нужно двигаться вперед — ведь завтра будет лучше.
Вы уже достигли в России всех намеченных целей?
Нет, это только начало. Каждый новый день я воспринимаю как стартап, как будто я лишь сегодня начинаю искать и воплощать новые идеи. Потому что успех — это не достижение, это путь, а работа в компании — как велосипед: каждый день нужно крутить педали, преодолевать определенное расстояние. В России мы занимаем 5-7 процентов рынка по текстилю и только выходим на рынок в ретейле. Значит, на обоих рынках у нас есть еще более 90 процентов, которые нам интересны.
Есть два универсальных подхода к развитию бизнеса — развивать либо продукцию, либо географию. В России есть условия, для того чтобы двигаться одновременно в обоих направлениях, поэтому ни от одного из них мы не отказываемся.
Как вы решили принять участие в конкурсе «Предприниматель года» компании EY?
Я расценивал это как некую проверку моей компетентности, моих знаний. Особенно важно, что выбирает победителей независимое жюри из представителей научных, деловых кругов и победителей конкурсов прошлых лет. Благодаря конкурсу мне представилась возможность познакомиться с предпринимателями из других сфер, обменяться опытом, расширить горизонты и посмотреть на собственный бизнес со стороны. В этом году я был на финальном этапе конкурса «Предприниматель года» в Монако, где собираются выдающиеся представители бизнес-сообщества со всего мира, в том числе и те, кто управляет миллиардными бизнесами. Было интересно послушать и сравнить их точки зрения по поводу сценариев будущего, их личный взгляд на решение проблем. Бизнес — это возможность бесконечно учиться у лучших. И участие в конкурсе «Предприниматель года» в России стало для меня новым рубежом, я смог получить знания и опыт международного уровня и моральную поддержку.
После победы в номинации «Успех в России» национального этапа международного конкурса EY «Предприниматель года» ваша жизнь как-то изменилась?
Конечно! Ко мне теперь больше доверия — со стороны коллег, бизнес-партнеров, поставщиков. А любой бизнес, любые серьезные отношения строятся на доверии и взаимном уважении, это одна из базовых ценностей нашей компании. От того, насколько доверительны и уважительны отношения как внутри компании, так и с партнерами, инвесторами, во многом зависит успешность бизнеса.
В России я часто вижу очень много талантливых молодых людей, предпринимателей, которым не хватает даже не инвестиций, а поддержки и уверенности в себе. Нужно их энергию и энтузиазм направлять в правильное русло.
Какой самый главный совет вы дали бы начинающему предпринимателю?
Верить в собственную мечту. Делать то, что нравится, и не стараться жить жизнью других людей. Многие предприниматели мечтают жить так же, как, например, какой-то успешный и известный бизнесмен. Но у каждого человека свой уникальный путь, который нужно пройти, следуя в первую очередь за своей мечтой и веря в самого себя.