Российско-турецкие отношения из-за недавних авиационных инцидентов переживают не лучшие свои времена. Президент Турции Тайип Эрдоган на этой неделе допустил отказ от проекта «Турецкий поток», на который «Газпром» возлагает особые надежды. Разумеется, немедленно возникли предположения о том, что за этим может последовать разрыв по более широкому кругу экономических вопросов. Однако связи между странами в экономике настолько глубоки, что их прекращение станет тяжелейшим ударом как для одних, так и для других.
Россия является для Турции ключевым по значимости торговым партнером, пятым после стран Евросоюза (Германии, Великобритании, Франции и Италии). В прошлом году суммарный товарооборот между государствами составил более 30 миллиардов долларов. Более 10 процентов турецкого импорта и около 4 процентов экспорта приходилось на РФ. Еще недавно говорилось о том, что к 2020 году оборот должен увеличиться более чем втрое, до 100 миллиардов долларов. В таком случае Россия с высокой вероятностью стала бы главным контрагентом Анкары в международной торговле. В свою очередь, в списке основных торговых партнеров России Турецкая Республика идет также на почетном месте — седьмом.
Большая часть российского экспорта в Турцию (65 процентов) приходится на минеральные ресурсы, еще 19 процентов составляют металлы. Поставки из Турции в Россию более равномерно разбросаны по разным отраслям. В 2013 году треть занимали машины, оборудование и транспортные средства. Продовольствие составляет 27 процентов (в свете антисанкций, введенных против стран Евросоюза и США, значение Турции в этой области только возросло), продукция легкой промышленности — 16 процентов, химпром — еще 10 процентов.
И, разумеется, туризм. Даже после обвала курса рубля «руссо туристо» остались главными гостями в летней Турции. В июне 2015 года они составляли 16 процентов от общего турпотока (немцы — 13 процентов, британцы — менее 8 процентов). Любовь россиян к Турции понятна — Анталья и другие курорты Малой Азии, с одной стороны, доступны, с другой — предлагают довольно приличный сервис. В отличие от другого популярного направления — Египта, в Турции куда менее навязчивый уличный «сервис», а общее качество обслуживания значительно выше. В то же время цены намного ниже, чем в странах Южной Европы.
Помимо торговли, существует еще и взаимная инвестиционная активность. В 2013 году Россия инвестировала в Турцию около миллиарда долларов, тогда как турецкий бизнес вложил в РФ свыше полумиллиарда. В инвестиционном обмене участвуют крупнейшие компании обеих стран. Самой масштабной сделкой на сегодняшний день является покупка Сбербанком турецкого Denizbank у группы Dexia за 2,79 миллиарда долларов.
Кроме этого, можно выделить покупку «Лукойлом» сети АЗС Akpet за 500 миллионов долларов в 2008 году. Впоследствии, кстати, российская компания попыталась получить компенсацию по сделке, так как были отменены долгосрочные контракты, с прицелом на которые сеть и покупалась. В апреле 2013 года «Интер РАО ЕЭС» приобрела контрольный пакет в местной электростанции Trakya за 67 миллионов долларов.
Но самые крупные проекты российского бизнеса в Турции — это газопроводы и атомная энергетика. В 2003 году было завершено строительство «Голубого потока», первого крупного трубопровода между странами. Так «Газпром» вышел на турецкий газовый рынок, став ключевым поставщиком топлива в страну. Первоначальная мощность проекта (16 миллиардов кубометров в год) в ближайшее время будет увеличена примерно на 20 процентов.
Проект «Турецкий поток» должен стать еще более амбициозным. По плану через Турцию в страны Средиземноморья должно поступать 63 миллиарда кубометров газа в год. Таким образом и проблема транзита через Украину, в последние годы вызывавшая немало головной боли, может решиться. Сейчас, впрочем, ситуация изменилась: не далее как 6 октября глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что по трубопроводу будет поставляться только 16 миллиардов кубометров и только на турецкий рынок.
Другой ключевой для обеих стран проект — строительство «Росатомом» АЭС «Аккую» в Мерсине, на юге страны. Стоимость возведения электростанции составляет около 20 миллиардов долларов. В перспективе она обеспечит около 7 процентов всего энергопотребления в стране. Это крупнейший проект российской атомной госкорпорации за пределами России и, возможно, самый выгодный. Пользу для Турции, которая покупает топливо за рубежом, а гидроэнергетика в стране развита относительно слабо, тем более трудно переоценить.
Эти проекты Эрдоган и пригрозил заморозить после инцидента с появлением российского военного самолета в воздушном пространстве Турции. Понятно, что при такой деградации отношений этим дело не ограничится. Разрыв грозит миллиардными убытками как перечисленным российским компаниям, работающим в Турции, так и самим туркам, прежде всего, строителям, давно уже обосновавшимся на рынке России. Как обычно говорят в таких случаях, экономика может стать заложницей политики. С другой стороны, именно наличие столь глубоких связей между бизнесом обеих стран и их взаимозависимость позволяют надеяться, что дальше громких заявлений на публику дело все же не пойдет.