Призыв вице-премьера Ольги Голодец «приготовить и внести» к Новому году специальный закон, регулирующий перевозки гужевым транспортом на уровне регионов, вызвал оживленную реакцию широкой публики. Неожиданное внимание чиновницы к подводам и лошадиным силам — хороший повод пристальнее взглянуть на состояние дел в этой отрасли транспортного хозяйства.
«По Суздалю ходить невозможно. Вот едет лошадь, вот едет машина, здесь еще три машины… Порядок навести надо, тем более теперь, когда всем понятно, как его наводить». Так заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец оценила логистические особенности Суздаля, куда она прибыла на заседание оргкомитета по подготовке к празднованию тысячелетия этого древнерусского города. «Коллеги, — продолжила мысль Голодец, — давайте к Новому году приготовим и внесем закон о перевозках гужевым транспортом на уровне регионов».
Как наводить порядок — действительно понятно всем, в первую очередь благодаря Правилам дорожного движения. В последней редакции ПДД — кстати, этот документ в России утверждается правительственным постановлением — закреплены положения, давно известные любому «водителю кобылы». Большинство из них собраны в пункте 25 «Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных»: «Управлять гужевой повозкой (санями)… при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет. Гужевые повозки (сани)… должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам… Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории… должен вести животное под уздцы». Также запрещено вести животных — в том числе и запряженных — «по дороге с асфальтовым и цементобетонным покрытием при наличии иных путей». А при отсутствии, стало быть, разрешено.
Все это указывает на то, что формально транспорт на живой тяге возможен и в городской черте — если, конечно, нет специальных решений муниципалитета на этот счет и утвержденных Венской конвенцией дорожных знаков «Гужевое движение запрещено». Однако общая дороговизна и проблематичность содержания лошади в мегаполисе, отсутствие парковок-коновязей, плотный моторизованный трафик, тщательно соблюдаемый городскими регулировщиками принцип «участники дорожного движения не должны создавать помех друг другу», необходимость уборки за четвероногим средством передвижения и просто здравый смысл — все это в совокупности снижает количество гужевого транспорта в крупных городах до приемлемых цифр и форм. Кареты прошлого, выполненные нынешними мастерами, катают влюбленных, молодоженов и туристов. Налогообложение также предельно прозрачно — индивидуальный частник либо малое предприятие; к имеющимся вариантам вскоре может добавиться ежемесячный патент. Остальное — например, телега, все же мешающая автомобилям (видимо, что-то подобное попалось на глаза вице-премьеру в Суздале), — дело максимум дорожной полиции с уже имеющимися у нее полномочиями. Куда в эту картину натурального мира должен встать федеральный гужевой закон, предложенный Ольгой Голодец, — пока загадка.
А вот на уровне регионов, где заместитель главы российского правительства намеревается упорядочить движение коней и телег, поводы, связанные с данным видом перевозок, появляются регулярно. В декабре 2014 года за гуж всерьез взялись, к примеру, в Омской области. Там вице-губернатор по ЖКХ и строительству Станислав Гребенщиков прислушался к идее коллеги из рабочей группе по совершенствованию транспортного обслуживания населения — главы омского союза потребителей «Щит» Евгения Рабиновича — и включил в протокол заседания пункт 2.7: «Проработать вопрос осуществления перевозок гужевым транспортом на базовой маршрутной сети Омской области». На фоне планов губернского начальства сократить сеть внутрирегиональных маршрутов на десять процентов — оптимизация, разумеется — даже намек на идею пересадить пассажиров с автобусов на подводы прозвучал достаточно громко. Особенно после того, как протокол попал в федеральную печать. Скандал, впрочем, замяли: стрелки перевели на Рабиновича, лицо неофициальное — да и Новый год был весьма близок.
Гужевая тема при этом вполне может оказаться на коне после августовского заседания президиума Госсовета — напомним, что около двух месяцев назад собравшиеся в Крыму руководители субъектов РФ под председательством Владимира Путина обменялись предложениями по внутрироссийскому туризму. «Кто не захочет проехаться на тройке с гармонистом, в том числе по маршрутной сети региона?» — спрашивал репортера «Независимой газеты» высокопоставленный чиновник администрации той же Омской области. Нечто подобное выглядело бы вполне уместным в рамках развития туристического кластера, например, Владимирской области, к которой приписан Суздаль, и прилегающих к ней районов Золотого кольца. Так что и тут, и, к примеру, в Орловской области, где есть знаменитые рысаки, но не так много иных достопримечательностей, можно ожидать конструктивной разработки темы, заданной вице-премьером российского правительства. В конце концов, туристы и их деньги нужны всем.
Неизвестно, насколько в этих условиях может быть применен опыт признанных туристических центров. Однако существующие примеры гужевой регламентации заслуживают как минимум рассмотрения. Венская Рингштрассе — в буквальном смысле бульварное кольцо австрийской столицы — предлагает и некоторое количество фиакров, и продуманную концепцию их движения. «Гужевой транспорт следует по часовой стрелке, механический — против часовой стрелки, а трамваи идут в обоих направлениях», — описывает транспортное решение путеводитель по Вене от журнала «Вокруг света». Хочешь — любуешься каретами из авто, хочешь — катаешься по выделенной под фиакры полосе. А еще можно наблюдать и то, и другое, не выходя из трамвая: выбор есть.
При этом следует понимать, что от происшествий не застрахован никто. В конце августа нынешнего года на Малой Морской улице Санкт-Петербурга зафиксирован едва ли не первый в XXI веке случай серьезного столкновения автобуса с каретой — причем деревянный транспорт, попав под железный, сломался полностью. К счастью, никто не пострадал, даже лошадь отделалась легким испугом. Хотя ДТП с гужевым участием, к примеру, на Кавказе, где кони, ослы и мулы работают отнюдь не для туристов, регистрируются постоянно. Близ Южно-Сухокумска, что в Дагестане, на минувшей неделе в подобной аварии погибли шесть человек. Есть столкновения гужевых с моторными и в европейской России. Свежий пример — во вторник в Аркадаке Саратовской области «десятка» врезалась в телегу. Здесь обошлось без жертв, но пятидесятишестилетнюю пассажирку увезли в больницу с серьезной раной головы и сотрясением мозга. Этот транспорт опасен — не больше и не меньше, чем любой иной.
Что же касается перспектив реформирования гужевого дела в России, то выглядят они примерно так. В Суздале и его окрестностях некоторое время будут следить за тем, чтобы подводы ездили исключительно справа и не по асфальту, когда есть грунтовая альтернатива. Правительство — скорее всего, Минтранс — подготовит запрашиваемый вице-премьером Ольгой Голодец законопроект. Который — прежде чем выпасть из и без того напряженной накануне выборов-2016 думской повестки (предполагаемые формулировки для отказа: «создает дублирование функций» и «снижает самостоятельность регионов») — наверняка принесет несколько приятных минут любителям законодательных новинок.
Либо после анализа имеющейся правовой базы проект не появится вовсе — что, пожалуй, будет наилучшим вариантом для всех. Неотъемлемое свойство гужевого транспорта — выставлять не в лучшем свете любого, кто обратится к теме коней, телег и прочих явных, но небесполезных анахронизмов — судя по активному (и вполне предсказуемому) обсуждению суздальских заявлений Ольги Голодец, в нынешнее время совсем не устарело. Видимо, с точки зрения публичной политики подобные сани теперь ни для кого не свои.