15 октября глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что слухи о срыве отопительного сезона на Украине явно преувеличены. Он пообещал, что к концу месяца запасы газа в украинских подземных газохранилищах (ПХГ) превысят 17 миллиардов кубометров, что дает стране «относительно комфортную перспективу прохождения этого осенне-зимнего сезона». А значит, не будет и угрозы для транзита российского газа в страны Евросоюза. Однако эксперты настроены далеко не так оптимистично. Они считают, что 17 миллиардов кубометров газа явно недостаточно и что даже этого объема украинские газохранилища могут не увидеть. О том, замерзнет ли Украина и заморозит ли Евросоюз вместе с собой, в интервью «Ленте.ру» рассказал сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Денег нет
«Лента.ру»: Как выражаются чиновники, осенне-зимний период уже наступил. В Киеве сейчас немногим больше нуля. Пора открывать отопительный сезон?
Марунич: Согласно украинскому законодательству, местные органы власти могут принять решение о начале отопительного сезона, если среднесуточная температура остается ниже 8 градусов на протяжении трех суток. В Киеве до последнего надеялись на то, что в середине октября придет потепление, однако этого не произошло. Отопительный сезон открылся не только в столице, но и во многих других городах страны. «Нафтогаз» перечислил «Газпрому» 234 миллиона долларов в качестве предоплаты за газ. Этого хватит всего на 1 миллиард кубов, однако важно хотя бы то, что процесс пошел. До этого Украина по сути теряла немногие оставшиеся дни, когда было можно закачивать газ. Так, 8 октября в подземные хранилища газа (ПХГ) поступило всего 5,4 миллиона кубов.
Почему так мало?
Москва не соглашалась давать газ без предоплаты, а «Нафтогаз» предоплату перевести не мог, потому что денег не давал ЕС. Евросоюз лишь обещал организовать 500-миллионный кредит, парафировал обязывающий протокол, однако только-только сумел договориться со Всемирным банком об их выдаче под гарантии Европейского Инвестиционного банка.
Поэтому «Нафтогазу» пришлось изыскивать средства из других кредитных линий, чтобы выплатить деньги «Газпрому», и потом перекрыть возникшую недостачу за счет европейского кредита. Но нашли их, конечно, очень поздно. Это прокол всех сторон, участвующих в процессе.
А кто мешал «Нафтогазу» раньше договариваться о кредите с ЕС? Ведь уже летом было понятно, что осенью денег на покупку российского газа не будет.
Тут можно лишь напомнить летнее заявление представителей Еврокомиссии о том, что «Нафтогаз» не предоставил вовремя финансовый план, обосновывающий необходимость кредита. О каком финансовом плане идет речь, неясно — Коболев (Андрей Коболев, председатель правления «Нафтогаза Украины» — прим. «Ленты.ру») и Витренко (Юрий Витренко, директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» — прим. «Ленты.ру») молчат как партизаны.
Возможно, промедление было связано и с политическими вопросами. Например, помимо 500 миллионов долларов на закупку российского газа Украине дают еще 300 миллионов долларов на реверсный газ. Деньги выделяет Европейский банк реконструкции и развития, однако он требует в качестве одного из условий предоставления кредита утверждение новых правил корпоративного управления «Нафтогазом» (которые были разработаны специалистами компании совместно с экспертами ЕБРР).
Однако министерство энергетики выступает против, поскольку считает, что в рамках этих новых правил менеджмент «Нафтогаза» получает слишком много полномочий. Соль тут в том, что компания контролируется людьми Арсения Яценюка — Коболевым и Витренко, а глава министерства энергетики Владимир Демчишин — человек Петра Порошенко. Итог межпартийной грызни — затягивание выделения денег со стороны ЕБРР.
Свою политическую лепту в газовый кризис вносит и Юлия Тимошенко. Когда нынешние правящие партии подписывали коалиционное соглашение, все согласились с тем, что тарифы на газ для населения должны быть приведены к рыночным. Что и было сделано, в результате чего стоимость отопления в стране выросла в разы. Теперь Юлия Владимировна повела свою игру и требует снизить тарифы для «людей, которые умирают от голода». И там назревает склока, способная поставить под сомнение финансовую устойчивость «Нафтогаза» и карьеру его руководства.
Газа тоже нет
То есть закачать газ в хранилища Украина не успеет? Ведь без этого запаса стране зиму не пережить — объема российской трубы не хватает, чтобы обеспечивать зимние потребности в газе и Украине, и ЕС, поэтому Киев теоретически должен для себя выкачивать дополнительно тот газ, который он закачивает летом. А этим летом-то ничего не закачивалось.
На сегодняшний день в хранилищах находится 16 миллиардов кубометров. Выделенных Евросоюзом 500 миллионов долларов хватит на два миллиарда кубометров, но уже понятно, что после начала отопительного сезона значительная часть этого газа пойдет не в хранилища, а на ежесуточное потребление.
А какая часть все-таки окажется в хранилищах? Сколько успеют закачать?
При самом оптимистичном сценарии — до одного миллиарда кубов, и таким образом Украина едва-едва получит минимально необходимый запас для прохождения теплой зимы — 17 миллиардов кубов. Однако, по общим оценкам Еврокомиссии, России и украинского министра энергетики Владимира Демчишина, на самом деле понадобится около 19 миллиардов кубов, а их точно закачать не успеют.
Скорее всего, не успеют закачать и 17 миллиардов кубов. По реалистичным оценкам, хранилища пополнятся на 500-700 миллионов кубов, и этого не хватит для умеренно-холодной зимы.
Согласно плану, подготовленному «Нафтогазом», в октябре Украина будет ежесуточно потреблять 102 миллиона кубов, в ноябре — 157 миллионов, в декабре — 187 миллионов, в январе — 188 миллионов, в феврале — 173 миллиона, в марте — 122 миллиона. Это уже за вычетом Крыма и Донбасса. Это план при температуре примерно на два градуса холоднее, чем в прошлом году. А зима в прошлом году была очень теплой. Эта, как уже понятно, может быть гораздо холоднее.
Резкое похолодание приводит к резкому увеличению объема потребления газа. В последнем предкризисном 2013 году с Крымом и Донбассом Украина при температуре минус 2 потребляла около 220 миллионов кубов. При температуре минус 20 потребление возрастало до 300-315 миллионов кубов. То есть почти на 50 процентов больше. Так что если в этом году зима выдастся холодная, то к расчетным суточным показателям можно смело прибавлять 80 или 90 миллионов кубов в сутки.
Есть еще один спорный момент — объем импорта. По плану с октября по март Украина должна потребить 28 миллиардов кубов, из них 10 миллиардов — добыча, 9 миллиардов — отбор из хранилищ, а еще 9 миллиардов с копейками — импорт. Из этих 9 миллиардов три должен дать «Газпром», а остальное — ЕС по реверсу. Сейчас у Украины, по словам Яценюка, есть на импорт 1,3 миллиарда долларов, и сюда уже входит европейский кредит на 500 миллионов. На эти деньги можно купить 5 миллиардов кубов. На остальное денег нет.
И опять же — мы исходим из теплой зимы.
Транзит трогать запрещено
Если все-таки компенсировать не удастся, Украина может пойти на отбор экспортного газа?
Сначала, конечно, отключат заводы. А вот если этого не хватит, то возникнет дилемма: каких бабушек лишать тепла — полтавских или австрийских? И я боюсь, что лишат тепла все-таки полтавских. И дело тут даже не в том, что Европа в случае недостачи газа поднимет скандал — подписанное Киевом Соглашение об ассоциации не позволяет Украине угрожать транзиту газа из России в ЕС.
Зато считается, что срыв транзита выгоден «Газпрому».
По логике вещей «Газпром» должен придерживаться такого принципа: «ничего не давать, продвигать обходные потоки». Российской корпорации действительно выгодна угроза транзиту по вине Киева — особенно после того, как «Газпром» формально занял достаточно гибкую позицию, даже дал скидку на газ в несколько десятков долларов. Деструктивные действия Киева на фоне конструктивности российского монополиста облегчают реализацию проекта «Северный поток-2».
Однако срыв транзита создаст российской компании серьезные проблемы. Согласно действующим контрактам на поставку газа в ЕС, не «Нафтогаз» и не официальный Киев, а именно «Газпром» отвечает за доставку «голубого топлива» на западную границу Украины. Поэтому все претензии Еврокомиссии пойдут Москве. Могут выставить крупные штрафы и создать проблемы для «Северного потока-2». Поэтому в случае реальной угрозы срыва транзита стороны постараются договориться.
То есть Украине придется давать кредит?
Необязательно. «Газпром» может помочь Киеву пройти отопительный сезон и другими способами. Например, максимально переориентирует поток газа в Европу с украинской ГТС на «Северный поток». Да, Украина в результате получит меньше денег за транзит, но это позволит ей отбирать меньше газа из подземных хранилищ для обеспечения транзита нужного объема в Европу.
Собственно, процесс уже идет. В сентябре через Украину шло 50 процентов всего транзита (остальное — через Белоруссию и Северный поток). По данным же на 7 октября, через Украину проходит всего 47 процентов (174 миллиона из 371).
Отношение ЕС к Украине как к транзитеру не изменилось?
Каких-то значимых заявлений или инсайда не было — ЕС официально продолжает поддерживать Украину и украинский транзит. Скорее можно говорить о том, что европейские компании не хотят вкладываться в различные СП по трубопроводам и подземным хранилищам газа (более года назад украинские власти, у которых даже не было денег на ремонт трубы, отказались от идеи полного госконтроля украинской ГТС и разрешили ее частичную приватизацию западными компаниями с расчетом на их инвестиции — прим. «Ленты.ру»). Бизнес не собирается вкладываться в трубу, которая через пять лет не сможет приносить никакого дохода.
То есть через пять лет Россия либо через «Северный поток-2», либо через «Турецкий поток» нивелирует украинский транзит?
В целом да. Прошлогодний транзит через Украину в ЕС — 59 миллиардов кубов, и еще 3 миллиарда кубов в Молдавию (из которых 1,5 миллиарда идет в Приднестровье). После запуска всех «потоков» останется лишь транзит в Молдавию, да и то, возможно, не полностью, поскольку молдаване планируют получать газ из Румынии. В этой ситуации Украина не просто потеряет деньги за транзит — Киеву придется пересматривать схему работы ГТС, которую в нынешнем виде уже незачем и не на что будет содержать. Возможно, даже выводить из эксплуатации целые участки системы. В общем, ничего хорошего Киев не ждет.