Крупнейший киноресурс рунета «Кинопоиск» 8 октября перезапустился, что спровоцировало скандал: новый дизайн и интерфейс раскритиковали и пользователи, и основатели сервиса. «Яндексу», владеющему порталом, пришлось вернуть старую версию, пока дорабатывается новая. Последовали и кадровые перестановки — проект покинула его руководитель Ольга Мансурова. «Лента.ру» разбиралась в том, что произошло и зачем это было нужно.
Вместо Мансуровой проект возглавил руководитель направления медиасервисов «Яндекса» Дмитрий Степанов, что, по сути, стало его понижением. По его словам, «перезапуск "Кинопоиска" был осложнен рядом управленческих ошибок». «Проанализировав причины случившегося, я принял решение полностью сфокусироваться на продукте и взять ответственность за его будущее на себя», — сказал он.
В самом «Яндексе» подчеркнули, что Мансурова самостоятельно приняла решение уйти из компании, в то время как команда, работавшая над перезапуском, продолжит свою деятельность.
Еще в 2013 году, после объявления о покупке сервиса интернет-гигантом, Степанов в интервью Forbes заявил, что «Кинопоиск» будет интегрирован в единую платформу, в которую войдут медиасервисы «Яндекса», такие как «Яндекс.Афиша» (кстати, тоже перезапустившаяся в этом году) и «Яндекс.Телепрограмма». Тогда же он подтвердил, что компания заинтересована в сотрудничестве с онлайн-кинотеатрами: «Мы постоянно ищем новые формы работы с разными игроками на разных рынках и эти свои поиски никогда не комментируем, могу только сказать, что мы заинтересованы в большом числе онлайн-кинотеатров и хотим сотрудничать с каждым из них».
Что пошло не так
«Яндекс» провел полный редизайн сайта: появились «плитки» с крупными иконками вместо информативной главной страницы, что приблизило по стилю «Кинопоиск» к «Яндекс.Телепрограмме». Акцент был сделан на легальном видеоконтенте, который предоставили онлайн-кинотеатры и каналы. При этом многие функции привычного «Кинопоиска» — например, папки с фильмами — были утеряны или не учтены, что вызвало претензии многомиллионой аудитории ресурса. Благодаря договоренностям с партнерами «Яндекс» смог отойти от стандартной модели показа баннеров и рекламы в трейлерах и получить дополнительную возможность — брать вознаграждение за каждый просмотр видео на своей площадке, процент от оплаченной подписки или покупки контента.
Важной частью критики от юзеров стала связка аккаунта в «Кинопоиске» с учетной записью «Яндекса», что вызвало путаницу. Если пользователи, имевшие профиль только на киноресурсе, не регистрировались в сервисе «Яндекс.Паспорт», они не получали полноценного доступа к «Кинопоиску».
Также в соцсетях жаловались на измененный алгоритм учета знаменитого рейтинга «Топ-250». Добавило проблем и то, что сам сайт со дня перезапуска работал с перебоями. К недовольству пользователей присоединился и основатель сервиса Виталий Таций, который назвал перезапуск провалом.
Спустя четыре дня владельцам «Кинопоиска» пришлось извиниться перед пользователями за технические неполадки и другие недостатки нового ресурса и вернуть ему старый облик на прежнем домене — до тех пор, пока дорабатывается обновленная версия, перемещенная на beta.kinopoisk.ru. Непонятно, насколько затянется работа над ошибками и будет ли поддерживаться после доработки сайт в старом дизайне. Другим вариантом может быть то, что «Яндекс» все-таки закроет предыдущий сайт и сделает нечто среднее между прежней и новой версиями. Компания пока свои планы не раскрывает.
Возвращение к корням
Отрасль по-разному отреагировала на решение «Яндекса» прислушаться к аудитории и вернуть «Кинопоиск» в прежнем виде. Так, Герман Клименко, председатель Института развития интернета, довольно резко раскритиковал этот шаг компании.
«"Яндекс" вернул старый дизайн "Кинопоиска". Чудесная новость. Когда "Яндекс" выкатил новый дизайн "Кинопоиска", все узнали, что у "Яндекса" трудно с мозгами. Сегодня все узнали, что трудности и с яйцами тоже», — написал он на своей странице в Facebook и уточнил, что говорит «про компанию, а не про людей».
В то же время такое решение команды «Кинопоиска» эксперты признают логичным. По словам руководителя аналитического департамента инвесткомпании QB Finance Дмитрия Кипы, помимо чисто технических характеристик ключевыми показателями успешности интернет-порталов является их оценка целевой аудиторией.
«Совершенно неважно, сколько средств и времени было затрачено на разработку нового "движка", изменение кода, разработку дизайна, оптимизацию — если сайт не нравится пользователю, он в конечном итоге перестанет им пользоваться, что приведет к снижению количества пользователей, времени, проведенного на сайте, глубины просмотра, а эти данные являются ключевыми для рекламодателей при принятии решения о заключении договора и стоимости контракта», — прокомментировал он «Ленте.ру». Как утверждает Кипа, вряд ли решение «Яндекса» было продиктовано исключительно негативными отзывами пользователей: подобные шаги «предпринимаются на основе статистических данных, и, похоже, цифры не порадовали», говорит эксперт.
С ним согласен Дмитрий Петров, директор по информационным технологиям аутсорсинговой компании «Интеркомп»: «Безусловно, пойти на поводу у пользователей в данном случае было верным решением. Ведь ценность работы "Кинопоиска" — в клиентской базе, которую можно потерять в связи с перезапуском сайта». По словам Петрова, «вывод на рынок сырого продукта — это, безусловно, ошибки менеджмента, а увольнение руководства — это ответ за них».
Одной из причин неудачи, предполагает он, могла стать смена штата при покупке «Яндексом» «Кинопоиска»: «Если бы перезапуском сайта занималась команда, создававшая данный проект, то все бы прошло удачно».
Основатель «Кинопоиска» Дмитрий Суханов рассказал «Ленте.ру», что после покупки сервиса «Яндексом» в октябре 2013 года на все руководящие должности пришли люди из поисковика. Разработчики тоже были взяты из «Яндекса», которые впоследствии при работе над перезапуском поменяли программный код. Это привело к тому, что часть штата, работавшего еще в «Кинопоиске», не смогла освоиться и постепенно отошла от дел.
Что касается решения «откатить» назад прежний сайт, то Суханов называет это правильным шагом: «Совокупность проблем делает новую версию бесполезной. Поэтому решение дать возможность людям пользоваться ресурсом считаю верным. "Яндекс" со своим сайтом может делать все что угодно, только он должен работать, а он толком не работал. Если бы он работал быстро и без сбоев, еще можно было бы за него побороться, но разработчики не дали ему шансов».