В Финляндии прошла сессия Совета Баренцева/Евроарктического региона. Россию представлял министр иностранных дел Сергей Лавров. Ему в городе Оулу оказали теплый прием — хотя отношения Москвы и Европы сейчас переживают не лучшие времена из-за событий на Украине и военной операции в Сирии. Одним из главных итогов визита Лаврова стало то, что Россия и Финляндия договорились возобновить работу двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Небольшой финский город Оулу (население — около 200 тысяч человек) встречал Сергея Лаврова с большим воодушевлением. На пути из аэропорта к зданию ратуши кортеж главы внешнеполитического ведомства радостные местные жители снимали на мобильные телефоны. Высокопоставленных гостей в Оулу видят не часто, а на 15-ю министерскую сессию Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) в город приехали главные дипломаты из шести стран — Исландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и России.
Правда, у самой ратуши российскую делегацию поджидали несколько человек, скандирующих: «Мы против вмешательства России в сирийский конфликт», и размахивающих плакатами, на которых по-английски и по-русски с ошибками были написаны адресованные российскому правительству призывы прекратить военную операцию.
Перед открытием сессии СБЕР Лавров встретился со своим финским коллегой Тимо Сойни и провел с ним двусторонние переговоры — вторые за последние несколько недель. До этого главы МИД двух стран общались на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
На пресс-конференции по итогам встречи министры посетовали, что на фоне непростой экономической и политической ситуации товарооборот между двумя соседними государствами упал на 40 с лишним процентов, а туристический поток иссяк на треть. Глава МИД Финляндии подчеркнул, что для финских компаний Россия по-прежнему остается важным рынком и в стране всегда рады российским туристам.
По словам Лаврова, на ухудшение экономической ситуации повлияли разные обстоятельства: замедление темпов экономического роста в России и Финляндии, динамика курса валют, изменение спроса на основные товары в структуре взаимной торговли. «Однако очевидно, что существенное влияние оказывают и такие искусственные факторы, как введенная ЕС политика санкций, наши вынужденные ответные меры, но и в целом общее состояние политических отношений между Россией и ЕС. Особенно печально, что страдают и контакты между людьми, которые всегда были одной из основ нашего взаимодействия», — добавил министр.
Отношения между Москвой и Хельсинки заметно охладились летом этого года, когда Финляндия отказалась дать разрешение на въезд в страну спикеру Госдумы Сергею Нарышкину для участия в сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, проходившей с 5 по 9 июля. Представители финского МИД объяснили свое решение тем, что спикер находится в черном списке Евросоюза.
Общаясь с прессой, министры не раз отметили, что несмотря на противоречия по Украине и Сирии, страны по-прежнему достаточно активно взаимодействуют. В частности, продолжаются инвестиционные программы энергоконцерна «Фортум» и сотрудничество Финляндии с Российской объединенной судостроительной корпорацией, «Росатом» участвует в возведении финляндской АЭС.
Москва и Хельсинки договорились возобновить работу двусторонней межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (контакты между странами ЕС и Россией были приостановлены сразу после начала украинского кризиса), а также Лавров принял из рук Сойни деревянный молоток, символизирующий, что председательство в СБЕР в следующие два года переходит к России. «Предвосхищая вопросы, скажу, что молоток будем использовать по назначению», — написала по этому поводу в Facebook официальный представитель российского МИД Мария Захарова. Москва собирается уделять особое внимание развитию зеленой энергетики, транспортным проектам Баренцева региона, включая Северный морской путь, а также туризму — об этом рассказал на министерской сессии СБЕР Сергей Лавров.
Арктический узел
«Главная задача форума СБЕР — защита экологии, морской среды, биоразнообразия в Арктике, развитие научных исследований и координации действий стран, у которых есть интересы в этом регионе. Этот форум чуть более низкого уровня, чем Арктический совет. Кооперацию стран в Арктике сильно затронула ситуация на Украине в 2014 году, заметно ослабив взаимодействие между странами. В частности, был отменен целый ряд инициатив под эгидой Арктического совета. Негативную роль в этом сыграла Канада», — рассказал «Ленте.ру» старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Павел Гудев.
По его словам, в условиях нынешнего обострения отношений между Россией и Западом Арктика превращается в еще одно поле геополитического противостояния. Россия и ряд входящих в СБЕР стран соперничают за регион Баренцева моря. Неудивительно: ведь Север — это полезные ископаемые и новые морские пути.
По оценкам геологической службы США, за Полярным кругом сосредоточена солидная часть потенциально извлекаемых, но до сих пор не разведанных мировых запасов углеводородов: 13 процентов всей неоткрытой нефти, 30 процентов природного газа и 20 процентов запасов газоконденсатов. Причем 84 процента этих богатств сосредоточены как раз в свободной зоне в центре Северного Ледовитого океана. Кроме того, в Арктике предположительно находятся девять процентов мировых залежей угля и значительные месторождения алмазов, золота и урана.
Входящим в СБЕР странам не нравится, что Москва укрепляет свои позиции в регионе, расширяя транспортную инфраструктуру и усиливая военное присутствие. В свою очередь Россия испытывает раздражение из-за того, что северные европейские страны, включая Финляндию и Швецию, регулярно участвуют в военных учениях НАТО в Арктике.
Острые внешнеполитические вопросы
Помимо взаимодействия в северном регионе и развития двусторонних отношений, Лавров и Сойни обсудили острые международные проблемы — войну в Сирии, украинский кризис, а также ситуацию с беженцами в Европейском союзе. На вопрос финского журналиста о том, почему бы России — союзнику Сирии — не помочь ЕС и не принять часть беженцев из этой страны, российский министр ответил: «Здесь нужно руководствоваться международным правом, которое гласит, что беженцы сами выбирают, куда им идти, чтобы спастись от той или иной беды. По статистике до 700 тысяч человек сейчас оказались в Европе. В прошлом году мы за несколько месяцев получили 1,1 миллиона беженцев из Украины. Они выбрали Россию, и мы заботимся о них в соответствии с нашими обязательствами в рамках международного права».
Лавров также добавил: «Нынешняя волна беженцев, которая в основном идет в Европу, по нашей оценке, имеет другое происхождение, нежели сирийский кризис. Все проблемы в регионе, будь то проблема беженцев или угроза терроризма, связаны с тем, что разрушаются государства. В нарушение всех мыслимых норм международного права была жестоко разрушена Ливия. На длительное время эта страна превратилась в "черную дыру", откуда текли в разные стороны (в основном, в другие страны Севера Африки, но и на Юг этого региона) потоки боевиков-террористов, всевозможной контрабанды, оружия».
После министерской сессии СБЕР Лавров отправился в столицу Казахстана — Астану, где прошла встреча министров иностранных дел стран-членов СНГ. Главы внешнеполитических ведомств обсудили общие проблемы региона, включая международную террористическую угрозу. Всего было рассмотрено свыше 20 вопросов и подготовлены итоговые проекты документов, которые предстояло подписать 16 октября главам государств. Среди них — проекты по политическому, информационному, правовому сотрудничеству в рамках СНГ, а также проект Концепции военного сотрудничества государств СНГ до 2020 года.
Министры одобрили проекты заявления лидеров входящих в содружество государств по случаю 70-летия создания ООН, а также обращение в связи с 30-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС, которое может послужить основой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с призывом к мировому сообществу искать новые пути преодоления последствий этой катастрофы.
Самые актуальные международные проблемы — украинский кризис и война в Сирии не были заявлены для обсуждения на форуме. Однако, как рассказал «Ленте.ру» источник, близкий к переговорам, министры обычно не могут обойти эти темы стороной.