Лидер «Машины времени» Андрей Макаревич выступит 29 октября в новом концертном зале «Градский Холл» со своим проектом Yiddish Jazz. Накануне концерта музыкант рассказал «Ленте.ру» о своих новых музыкальных пристрастиях и о том, что он думает по поводу развернутой против него кампании.
«Лента.ру»: Вариации на основе еврейской музыки, в том числе джазовые, сейчас в моде. А что нового может предложить слушателям Yiddish Jazz?
Андрей Макаревич: Проект существует около двух лет, за это время записано два альбома, в которых приняло участие много хороших музыкантов. Честно говоря, я совсем как-то не заметил особенного увлечения еврейской музыкой в последнее время. Меня просто поразил тот факт, как удивительно устроена эта лотерея: песни, которые мы играем в Yiddish Jazz, написаны 70-80 лет назад, — некоторые уже забыты, некоторые играются до сих пор. И это вовсе не значит, что вторые — гениальные, а первые — плохие. Здесь срабатывает иногда какой-то фактор — может быть, случайности. Поэтому мы программу и альбомы построили так, что примерно половина произведений, которые там звучат, вам так или иначе известны, а другую половину вы услышите впервые. По-моему, это очень интересно.
А как вы искали материал для исполнения?
Мой товарищ Александр Туркот — большой специалист по розыску всяких редкостей в интернете. Он раскопал для нас огромное количество совершенно древних, трещащих, очень плохого качества записей, из которых мы выбирали то, что ложилось нам на душу. И потом Женя Борец делал аранжировки, потом наши вокалистки разбирали по своему характеру и вкусу песни, потом мы это записывали, а потом оказалось, что это отлично принимают на концертах. И мы с очень большим успехом и в Америке прошли с этой программой, и в Израиле. И… шо же в Москве-то не показать?
Недавно вы сказали, что единственная музыка, которую слушаете сейчас и которая вас волнует, — это американский джаз и эстрада 1940-50-х годов. Почему?
Да, причем больше джаз, чем эстрада. Потому что на том отрезке времени в моде были красивые мелодии, хорошие голоса, и вообще исполнительская планка была очень высокой: так было принято. Поэтому эту музыку любят и слушают до сих пор.
После выступлений на Украине и ряда политических жестов против вас развернули кампанию травли, записали вас в «пятую колонну». Ощущаете ли вы этот прессинг сейчас?
Я никакого прессинга не ощущаю. Не знаю, какой вам прессинг мерещится.
То есть вы эту ситуацию не воспринимаете как прессинг или давление?
Что именно? Вот у меня в Москве концерт. Какой прессинг?
Я имею в виду кампанию, которая была против вас еще недавно, в том числе в некоторых СМИ.
Где СМИ? Покажите мне. Я не вижу уже полгода ничего в СМИ.
Совсем недавно я разговаривал с одной мирной девушкой из небольшого российского городка. Каким-то образом разговор зашел о вас, и она сказала: «Может быть, Макаревич и не предатель, как нам говорили». Это ли не плоды кампании против вас? Вы не ощущаете изменение отношения к себе?
Мне это не очень интересно. Я вижу, что нормальные люди как ко мне относились хорошо, так и относятся, а на всякого идиота не наздравствуешься.
Вы заметили, как много людей перессорились из-за политики в последнее время? Как вы думаете, как скоро люди начнут мириться, если вообще начнут?
Я лично ни с кем не ссорился. Рано или поздно все встанет на свои места. А ссориться — глупо и непродуктивно. Каждый человек за свои поступки отвечает сам. А в конце жизни ответит по большому счету. Так что чего с ним ссориться?
Некоторые считают, что без гонений творческие люди перестают писать хорошие произведения, что такое давление полезно. Как вам такая точка зрения?
Да, очень полезно (саркастически). Еще для врачей оно очень полезно и для учителей. Вообще для всех полезно давление. Мы живем все-таки в удивительном мире. Вот кто такое говорит, кто эти люди? Они художники? Думаю, это исходит от идиотов. Художнику надо не мешать. Ему можно не помогать, главное — не мешайте, и он сам сделает все, что он должен сделать. А давление оставьте себе.
На существовании некоторых групп гонения сказывались очень неблагоприятно. Так, суд над Джимом Моррисоном, которого обвиняли в аморальном поведении, и кампания в СМИ против The Doors сильно подкосили группу. А как кампания против Макаревича отразилась на жизни «Машины времени»?
Мы с «Машиной времени» позавчера играли в Минске, вчера в Гомеле. Принимают нас замечательно, все идет своим чередом.
Группа больше пяти лет ничего не выпускала. Собирается ли «Машина времени» писать новый альбом?
Мы готовим песни, и я думаю, что зимой мы его сделаем.