Вслед за Челябинской областью посостязаться за участие в мегапроекте «Новый Шелковый путь», под который Китай создал фонд на 4 миллиарда долларов, решила Свердловская область. Региональные власти планируют создать транспортно-логистический комплекс площадью до 700 тысяч квадратных метров и наладить перевалку товаров, заказанных на китайских интернет-площадках. Для этого планируется использовать существующую инфраструктуру вокруг аэропорта Кольцово. В качестве потенциальных инвесторов рассматриваются «ТрансКонтейнер» и екатеринбургский терминал «Чкаловский».
Онлайн-торговля — в помощь
Первый зампред правительства Свердловской области, министр инвестиций и развития региона Алексей Орлов сообщил «Ленте.ру», что региональным проектом трансграничной электронной коммерции заинтересовались около 60 стран. В течение ноября план по развитию этого центра должен быть согласован на местном уровне, потом его представят китайской стороне.
Напомним: летом 2015 года Международный союз коммерческих организаций Китая подписал с Корпорацией развития Среднего Урала документ, предусматривающий привлечение китайских компаний на территорию создаваемого российско-китайского бизнес-парка в Свердловской области, стоимость строительства которого оценивалась в сумму 15-22 миллиарда рублей. Строительство объекта площадью до 700 тысяч квадратных метров планируется недалеко от аэропорта Кольцово. Тогда же было подписано соглашение с правительством Харбина о создании на Урале центра трансграничной электронной коммерции для перевалки товаров, заказанных в китайских интернет-магазинах. На фоне официально объявленного прихода на российский рынок AliExpress, JD.com и DHgate перспективы проекта выглядят многообещающе.
«У нас есть два базовых предприятия, которые могут быть задействованы в проекте [центра трансграничной электронной коммерции] — «ТрансКонтейнер» и логистический терминал «Чкаловский». Они достаточно давно с Китаем работают. Мы пригласили их в состав рабочей группы, будем предлагать войти в проект», — рассказал Орлов «Ленте.ру» в кулуарах чемпионата рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech-2015. Он отметил, что правительство Свердловской области также может привлечь проектное финансирование под создание центра, но пока соответствующая заявка в Минпромторг не подавалась. При определенных условиях в проект готовы будут инвестировать и китайцы. Но предприниматели из Поднебесной, как правило, не готовы вкладываться деньгами — они заинтересованы в использовании своих материалов, рабочих рук и технологий.
В «ТрансКонтейнере» сообщили «Ленте.ру», что проект будет востребован «только в том случае, если он приведет к формированию новой грузовой базы». Представитель компании отметил, что терминал на станции «Екатеринбург-Товарный» — крупнейший в городе контейнерный железнодорожный терминал, способный переваливать до 247,1 тысячи ДФЭ (эквивалент стандартного 20-футового контейнера) в год. «ТрансКонтейнер» и далее планирует продолжить развитие этого узла, увеличив перерабатывающую способность до 280 тысяч ДФЭ в год. Оперативный комментарий гендиректора терминала «Чкаловский» Олега Соболева получить не удалось.
Речь в данном случае идет об использовании логистической инфраструктуры, прилегающей к аэропорту Кольцово. Чкаловский имеет готовые складские площади, свободные земельные участки, а также расположенный рядом действующий таможенный пункт и железнодорожный подъезд, пояснили «Ленте.ру» в обладминистрации.
Вопросов больше, чем ответов
Летом 2015-го глава Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) Дмитрий Попов говорил, что развитие центра трансграничной торговли будет осуществляться на деньги частных инвесторов. «Если они готовы за это взяться, то речь пойдет об инвестициях [с их стороны]. Мы не планируем особо из облбюджета вкладывать», — признается Орлов. По его словам, первые поставки товаров, заказанных через интернет на торговых китайских площадках, уже осуществляются через Свердловскую область — еженедельно из Харбина в Кольцово летает грузовой самолет. Проблема, по словам чиновника, заключается в загрузке этого борта обратным грузом.
Источник, знакомый с планами региональных властей, рассказал «Ленте.ру», что центр трансграничной электронной торговли создается с прицелом на «Новый Шелковый путь». Он пояснил, что в настоящее время рассматриваются два маршрута: первый — через Казахстан с выходом на Оренбург и Челябинск, второй — из Харбина через Забайкальск, Иркутск и далее по линии Екатеринбург — Казань — Москва. В последнем случае часть маршрута совпадет с предполагаемой высокоскоростной железнодорожной магистралью Москва — Пекин (на межправительственном уровне пока согласован только участок ВСМ до Казани, объем инвестиций — 1,07 триллиона рублей). Другой источник говорит, что вопрос участия Свердловской области в «Новом Шелковом пути» предметно обсуждался губернатором Евгением Куйвашевым в середине октября во время российско-китайского ЭКСПО в Харбине. В администрации Свердловской области отказались от комментариев по этому вопросу.
Дмитрий Попов пояснил «Ленте.ру», что при сотрудничестве области с Харбином движение грузов может быть организовано по Транссибу, а для перевалки грузов может использоваться аэропорт Кольцово . «Очевидно, что из Екатеринбурга можно организовать эффективное распределение грузов на север автотранспортом, поскольку на расстояниях до 2000 километров он выгоднее железнодорожного», — отметил гендиректор КРСУ. По его словам, в настоящее время также просчитываются возможности таможенной обработки грузов в Екатеринбурге — вместо того чтобы везти их в московские аэропорты Домодедово и Внуково. Но добавляет, что вопросов по этому проекту еще очень много, в частности — нужны достаточно большие склады временного хранения, которые только начали создавать в российско-китайском бизнес-парке.
Все дороги ведут на Урал
Новый сухопутный торговый путь из Китая в Европу планируют проложить через Казахстан (в настоящее время значительная часть грузоперевозок между КНР и европейскими странами осуществляется морским путем — через Суэцкий канал). В мае 2015 года Россия и Китай подписали документ о сотрудничестве в рамках проекта Экономического пояса Шелкового пути: строительство транспортных коридоров в Евразии (прежде всего — автомобильных и железных дорог). Под этот проект китайские власти в начале 2015-го создали специальный фонд объемом 40 миллиардов долларов.
Великий Шелковый путь — караванные торговые маршруты из Китая в Европу в древние времена (со II века до н.э) и в Средневековье. Путь пролегал через территории современной Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. Он начинался от нынешнего Синая (столицы древнего Китая). Основным, но не единственным товаром, который вывозился в Европу, был шелк. Помимо этого торговали специями, лошадьми, военным снаряжением, золотом и серебром, коврами, изделиями из кожи, шерсти и стекла и другими товарами.
Одним из элементов транспортного коридора должна стать скоростная автодорога из Западного Китая в Европу протяженностью 8,4 тысячи километров. Ее планируют построить к 2023 году по территории КНР, Казахстана и России. По российской территории трасса длиной 2,3 тысячи километров пройдет через Оренбургскую и Самарскую области, Татарстан, Чувашию, Мордовию, Владимирскую, Нижегородскую и Московскую область до Петербурга.
В правительстве Свердловской области говорят о перспективности сотрудничества с Китаем, но признают, что без расширения инфраструктуры говорить о дополнительных объемах товарных потоков невозможно. «Нужно понимать, что примерно 80 процентов всех товаров (а по ряду позиций и до 100 процентов) ввозится на территорию России через западные регионы. На часть этого трафика и претендует Свердловская область», — отмечает Орлов. Есть и юридические препятствия. Китайцы заинтересованы в налоговых льготах и отсрочке платежей по уплате таможенной пошлины. «Пока непонятно, насколько это предложение реализуемо с точки зрения действующего российского законодательства», — говорит чиновник. Он добавляет, что область с Харбином связывает долгая история — в апреле 2016 года исполнится 25 лет действующему соглашению о сотрудничестве. В настоящее время в КНР поставляется продукция с машиностроительных предприятий региона (Уралмашзавода, УВЗ, Уральского электрохимического комбината, Артинского завода и других) и ведется закупка китайских комплектующих.
Ближайшие соседи екатеринбуржцев — Челябинская область — включились в борьбу за участие в проекте «Новый Шелковый путь» еще три года назад. В 2012 году региональные власти (тогда губернатором был Михаил Юревич) предлагали изменить схему транспортного коридора, проложив дорогу через Уральский хребет вместо Оренбурга.
В правительстве региона и сегодня не скрывают своих амбиций. «Наш регион стремится стать одним из крупнейших логистических узлов "Нового Шелкового пути". Для этого у нас есть целый ряд конкурентных преимуществ, включая пересечение ключевых железнодорожных и автомобильных магистралей. Отправной точкой нового транспортного коридора Россия — Казахстан — Китай является мультимодальный транспортно-логистический комплекс (ТЛК) "Южноуральский"», — сообщили «Ленте.ру» в правительстве Челябинской области.
Пресс-секретарь губернатора Олег Гришанков добавил, что в рамках реализации проекта Экономический пояс Шелкового пути правительство региона ведет активную работу, для того чтобы ТЛК «стал ключевой точкой входа в Российскую Федерацию по железной дороге». По его словам, в настоящее время прорабатывается вопрос создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа вокруг ТЛК площадью 133,4 гектара. «Ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары будут размещаться и использоваться без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Инвестиционный потенциал ТЛК вызывает большой интерес у китайских компаний», — пояснил он. Партнерами региона являются Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Хэйлунцзян, совместно с китайцами построен универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом комбинате, завершается строительство нового блока Троицкой ГРЭС.
В июле 2015 года депутат Государственной думы от Челябинской области Владимир Бурматов направил письмо министру транспорта России Максиму Соколову с просьбой включить Южный Урал в маршрут «Нового Шелкового пути». Впрочем, парламентарий также намекал, что без господдержки при модернизации транспортной инфраструктуры региону не обойтись. В администрации Челябинской области о судьбе запроса ничего не знают, в Минтрансе на запрос не ответили. Сам Бурматов сообщил «Ленте.ру», что вопрос финансирования реконструкции железнодорожной и автомобильной инфраструктуры области «подвешен до 2020 года». «ТЛК существенно увеличит товарооборот, который пройдет по новой скоростной трассе. Поэтому вопрос [финансирования развития инфраструктуры] будем выносить на уровень профильных вице-премьеров. Мы исторически были частью Великого Шелкового пути, недаром на гербе области изображен верблюд», — сказал он.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что участие в проекте «Нового Шелкового пути», безусловно, выгодно для России. «Она традиционно была его частью. Но пока вопрос с маршрутом окончательно не определен, а с китайцами всегда непросто договариваться», — подчеркивает он. По словам эксперта, в настоящее время наиболее реалистичным выглядит маршрут через территорию Казахстана: это более оптимальный путь, и соответствующие договоренности между сторонами уже имеются.