В конце октября ВКС России впервые с начала операции в Сирии нанесли удар по позициям боевиков-исламистов в сирийской части Голанских высот. Значительную часть населения Голан и прилегающих районов составляют друзы. Этот народ, проживающий в Сирии, Ливане, Израиле и Иордании, несмотря на небольшую численность (всего 1,5 — 2 миллиона человек), играет в Леванте достаточно важную роль. Они зачастую предпочитают военную карьеру и активны в политике. Так в Израиле многие представители общины дослужились в армии до генеральского звания, а представительство друзов в парламенте значительно превышает их долю в населении страны. При этом религиозная доктрина предписывает друзам быть лояльными государству проживания. Поэтому политические взгляды друзов Израиля, Сирии и Ливана бывают диаметрально противоположными, что, впрочем, не мешает общине сохранять религиозное и национальное единство и тесные связи между собой. «Лента.ру» побеседовала с израильскими лидерами друзов и выяснила, что они думают по поводу операции России в Сирии.
Глава местного совета Мадждаль Шамса на Голанских высотах Дулан Абу Салах
«Лента.ру»: Каково отношение сирийских друзов к российской военной операции в Сирии?
Дулан Абу Салах: Российское вмешательство в Сирии придало Асаду силы и стремления к победе. Мы это здесь наблюдаем по тому, как идет война по ту сторону границы. После российского вмешательства, военные действия пошли с большей интенсивностью. Поддерживающие Асада друзы рады включению в конфликт российской армии.
Здесь, на Голанах, мнения разделились, и большинство настроены против Асада и хотят прекращения войны. Российская власть известна своей силой и смелостью. Я не выступаю ни на чьей стороне. В Сирии очень много жертв, особенно среди гражданских лиц, которые не поддерживают ни режим, ни оппозицию — они просто хотят жить. Нет сомнения, что российское вмешательство сдвинет ситуацию в ту или иную сторону.
Голанские высоты, несмотря на официальное состояние войны между Израилем и Сирией, на протяжении последних 50 лет сохраняли связь с Дамаском. Что изменилось здесь после начала военных действий в практическом плане?
До войны большая часть нашей молодежи училась в Сирии. Тому было несколько причин. Во-первых, сирийцы предоставили нашей молодежи возможность учиться бесплатно и дали право выбирать специальность без каких-либо обязательств. Кроме того, у нас у всех семьи по обе стороны границы — отправляясь получать образование в Сирии, молодые люди навещали родственников. Все это делало учебу в Сирии популярной. Но сейчас это уже невозможно из-за войны. Пограничный переход между Израилем и Сирией в Кунейтре закрыт, поскольку с сирийской стороны контролируется мятежниками. Таким образом, молодежь больше не ездит туда на учебу.
Возможность учиться в Сирии превратила наш район в район с очень высоким уровнем образования — самым высоким в Израиле. Огромное количество врачей, инженеров, адвокатов, получивших образование в Сирии, очень успешны.
Как сейчас живется друзам в Сирии?
Ситуация в разных местах складывается по-разному. Где-то ведутся интенсивные бои, а в других местах — боевые действия низкой интенсивности. Например в Джабаль аль Друз ситуация неустойчивая, и время от времени вспыхивают столкновения между мятежниками и друзами, а в последнее время между друзами и войсками Асада. Дело в том, что в начале сентября был убит шейх Вахид Аль-Балус — очень важный религиозный деятель в том районе — и друзы думают, что ответственность за преступление лежит на Башаре Асаде. Именно вокруг Аль-Балуса, у которого целая армия религиозных последователей, объединились шейхи, которые были настроены оппозиционно.
Но ведь друзы как правило лояльны тому государству, в котором живут...
Большинство сирийских друзов поддерживают правительство Асада, поскольку являются меньшинством. А меньшинства обычно на стороне власти. Согласно друзской религии, друзы лояльны месту и государству где они живут, государству, которое обеспечивает им существование и безопасность. На мой взгляд, друзам будет тяжело найти взаимопонимание со своими суннитскими соседями. И это может привести к серьезным проблемам.
То есть вы считаете, друзы должны поддерживать в Сирии противников Асада?
Я считаю, что должен быть баланс. Друзам будет трудно сохранить отношения с суннитами, если власть в Сирии сменится.
Заместитель министра по развитию Негева и Галилеи Аюб Кара
Аюб Кара — израильский политик, родился в друзской деревне Далият Эль-Кармель недалеко от Хайфы. Служил в армии. Еще до провозглашения Израиля от рук арабов погибли два дяди Кары, отец воевал во время войны за независимость на стороне еврейского государства. Два брата Аюба Кары погибли во время Ливанской войны 1982 года. Пять раз избирался в израильский парламент от партии «Ликуд». В настоящее время занимает пост заместителя министра развития Негева и Галилеи.
«Лента.ру»: Каковы основные вызовы, которые стоят перед друзскими общинами на Ближнем Востоке?
Аюб Кара: Основной вызов — радикальный ислам. На протяжении истории друзов регулярно уничтожали радикальные мусульмане. Сейчас нас осталось около двух миллионов человек, но когда-то было намного больше. Конечно, самые серьезные проблемы у сирийских друзов, потому что радикалы призывают к их истреблению. Впрочем, то же касается всех религиозных и национальных меньшинств региона: христиан и езидов, курдов и туркоманов.
Принципиально иная ситуация сложилась для нацменьшинств в целом, и для друзов в частности в Израиле. Еврейское государство стало единственным местом на Ближнем Востоке, где они в безопасности.
Каково сегодня отношение друзов к режиму Асада?
Друзы традиционно были частью сирийского режима. Большинство хотели, чтобы Асад остался у власти. Однако с недавних пор ситуация начала меняться. Дамаск стал давить на друзов, поскольку хотел, чтобы молодежь вернулась в сирийскую правительственную армию. Однако община отказала, заявив, что хочет сама себя защищать, а не отсылать солдат, чтобы те защищали других.
В итоге у них были стычки и с центральным правительством, и с «Исламским государством», и с иными группировками боевиков. В настоящее время официальный Дамаск их не поддерживает — друзам приходится заботиться о себе самим. Когда ситуация была особенно тяжелой, они получали помощь из самых разных стран. Так что сейчас они организованы относительно неплохо. Я лично считаю, что район города Суэйда, Джабаль аль-Друз (Буквально — «Друзская Гора», в 1921—1936 и 1939—1944 годах автономное государство во времена французского мандата в Сирии — прим. «Лента.ру») должен быть независимым.
В Хадере, который примыкает к нашей части Голанских высот в районе Мадждаль Шамса ситуация иная. Контроль там сохраняет Дамаск, правительство Асада влиятельно. Деревня находится, по сути, в блокаде.
Как вам, высокопоставленному израильскому чиновнику, удается поддерживать хорошие отношения с друзами и другими меньшинствами Ливана (где доминируют антиизраильские настроения), друзами и христианами Сирии, которые еще до обретения Дамаском независимости в 1946 году, стояли на панарабских позициях?
Меньшинствам региона необходимо выживать в мусульманском окружении. Они не против Израиля: они боятся радикального ислама и потому отражают точку зрения большинства. Такой тренд — все против Израиля, это популярно. Это же касается курдов, армян, езидов, друзов. Все они публично заявляют, что против Израиля, но в личных беседах говорят, «когда же вы сюда придете», а в публичном пространстве солидаризируются с мусульманской линией. И совершенно неважно, что они говорят на улице, какие заявления политики делают для широкой аудитории. Это культура, когда говорят «на два голоса», которую ни европейцы, ни русские не понимают… Просто я знаю, что думают здесь на самом деле. Когда говорят «да» и когда говорят «нет», что на самом деле имеют в виду. У меня есть родственники в Сирии, в Иордании. И я информирован о тех движениях, больших и малых, которые происходят в регионе. Евреи, кстати, не понимают ни местной логики, ни смыслов.
Какое дело Джумблату (лидер ливанских друзов — прим. «Лента.ру») до Израиля или разве кого-то в Сирии волнует, что происходит с еврейским государством? Это что ли их враг? Они говорят так, чтобы стать популярными. Какое дело саудовцам до проблем палестинцев? Это ближневосточная культура, которая основана на лицемерии. Арабским лидерам стыдно сотрудничать с Израилем, но все разговаривают с Иерусалимом за кулисами. Они боятся Ирана, и пытаются с нами «дружить против Тегерана». Но на публике выступают с антиизраильскими заявлениями. Это традиция лицемерия. Сегодня весь арабский мир: страны Северной Африки, Саудовская Аравия, государства Персидского залива, неарабская Турция общаются с нами против Ирана. Арабы считают основной угрозой не Израиль, а Тегеран. Той же палестинской террористической группировке ХАМАС сейчас гораздо больше угрожает «Исламское государство», чем Израиль.