12 ноября во всем мире отмечается День качества. «Лента.ру» решила отметить эту дату обсуждением качества отечественной продукции, к которому в последнее время предъявляется немало претензий. Собеседником редакции стал председатель Союза потребителей «Росконтроль» Вадим Гитлин.
«Лента.ру»: Вадим Борисович, какой вам представляется сегодняшняя ситуация на российском рынке?
Вадим Гитлин: Два года мы проводим активный мониторинг продукции на российском рынке и выяснили, что доля не соответствующих требованиям качества и безопасности товаров довольно велика.
Среди сотен проверенных марок — в большей степени продовольственных и в меньшей непродовольственных товаров — почти в половине случаев выявлены те или иные нарушения. Приходится признать, что рост количества фальсифицированной продукции на прилавках и практика обмана потребителей — где-то по мелочи, а где-то и по-крупному — сегодня достигли серьезных масштабов.
Как повлиял на качество продукции курс на импортозамещение?
Ситуация с качеством и безопасностью продуктов на российском рынке не была гладкой и до запрета импорта, но все же нарушения не носили столь массовый характер. Можно сказать, что сейчас россияне питаются компромиссно: вместо качественного замещения пока идет количественное. При снижении конкуренции (а именно это и произошло с введением контрсанкций) на рынок хлынули новые производители и новые товары.
Да, освободилась огромная ниша, ранее заполненная импортной продукцией, но отечественные производители в основной своей массе не торопятся производить хороший продукт. Недальновидные хозяева не задумываются о том, что когда санкции отменят, потребитель, еще не забывший вкус качественной еды, тут же вернется к импортным продуктам. И наш родной некачественный производитель, выиграв один бой, проиграет войну — то есть потеряет своих покупателей, потеряет полку, которую можно было бы занять навсегда.
А появились ли в России новые качественные производители?
Да, конечно. Но качественному производителю, который готов играть «вдолгую», приходится сейчас очень нелегко. Фальсификат на прилавках — это не только обман потребителя, но и удар по добросовестным производителям. Псевдопродукты сбивают цены на продукцию в целом. В перспективе это может привести к глобальному в российском масштабе «вымыванию» здоровой и полезной еды.
Потребитель сегодня дезориентирован, он не знает, на что опираться при выборе товара: на цену ли, на известность торговой марки, на рекламу или этикетку. У него нет понимания реального качества продукта, лежащего перед ним на полке. Как в таких условиях сражаться за своего покупателя тем производителям, которым не стыдно за свой товар, которые дорожат своей репутацией?
Какие требования в части информирования граждан о продукте нарушаются? Что на этикетках указывается не так или не указывается вовсе?
По нашим данным, информация на этикетках пищевых продуктов недостоверна в 60 процентах случаев. Среди основных нарушений — несоответствие состава, указанного в маркировке, фактическому и значительные отклонения показателей пищевой ценности от написанных на этикетке значений. Чаще всего вместо дорогого сырья в составе обнаруживаются более дешевые заменители и суррогаты.
Нередко от потребителей скрывается использование непопулярных пищевых добавок — красителей, консервантов, стабилизаторов. А из показателей пищевой ценности занижаются те, что используются в более дорогих ингредиентах (содержание белка, молочного жира).
Более того, у каждого десятого товара нарушения можно выявить, что называется, невооруженным глазом: само оформление этикетки, способ указания информации призваны вводить потребителя в заблуждение. Например, на полках магазинов можно обнаружить большое количество псевдодетских продуктов, которые по названию и изображению на упаковке воспринимаются потребителем как специализированные продукты для питания детей, но на самом деле таковыми не являются.
По каким продуктам и товарам сильнее всего ударили санкции?
Удар в основном пришелся на те виды пищевой продукции, в которых превалировал импорт, — как среди готовых продуктов, так и сырья для их изготовления. Это говядина, рыба, молочная продукция.
Как их фальсифицируют?
В случае с молочной продукцией (сыр, сливочное масло, творог, сметана) чаще всего мы говорим о замене молочного жира дешевым растительным. По данным «Росконтроля», до 75 процентов сыров из средней и низшей ценовой категории имеют в своем составе растительные жиры. Более половины проверенных марок сливочного масла также содержали заменитель молочного жира. Если говорить о случаях занижения количества жира по сравнению с указанным в маркировке, то фальсификация в сливочном масле доходит до 80 процентов случаев.
Замена дорогих ингредиентов дешевыми и менее качественными встречается и у недобросовестных производителей мясных продуктов: добавление растительного и коллагенового белка, влагоудерживающих добавок, подмена мясом птицы (там, где в составе указана только говядина) выявляется в 80 процентах случаев при проверке колбасных изделий и мясных полуфабрикатов.
Наконец, в ходе экспертизы рыбной продукции у многих известных производителей были найдены весьма серьезные нарушения: фальсификация рыбной продукции достигает 70 процентов, а нарушения требований безопасности встречаются более чем в 40 процентах продуктов из рыбы.
Ваши цифры фальсификата среди сыров и сливочного масла расходятся с теми, что предоставил министр сельского хозяйства (по его данным, доля фальсификата не превышает 20 процентов). Почему?
Наши цифры — это данные нашего исследования, в рамках которого мы закупили в торговых сетях 20 марок сыра и 26 марок сливочного масла. Конечно, это не весь ассортимент масла и сыра, но мы отбирали недорогие массовые марки продуктов, которые пользуются повышенным спросом, и цифры эти довольно показательны. О других исследованиях у нас нет данных. Но мы будем продолжать экспертизу молочных продуктов и, надеюсь, найдем больше качественных, честных марок.
Только ли импортозамещение повлияло на ухудшение качества товаров?
Конечно, нет. Импортозамещение легло на неблагоприятную почву. В 2010 году в России была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов и введено декларирование соответствия. Производитель теперь сам подтверждает соответствие своей продукции требованиям, при этом не всегда проводя лабораторные испытания. И ответственность за безопасность продукции при этом ложится только на декларанта — то есть изготовителя или продавца.
Так что теперь любой производитель может сам, без участия органа по сертификации и независимого эксперта, принять декларацию. Захотел ввезти любой опасный продукт — берешь подставное лицо, оформляешь на него сколько угодно деклараций, и — в торговлю.
Так что с одной стороны бизнес получил дополнительные свободы, производителей избавили от давления, дали возможности для самоконтроля. С другой стороны — количество поступающих в «Росконтроль» жалоб и проводимые нами проверки показывают, что бизнес в режиме самоконтроля не обеспечивает достаточный уровень качества продуктов.
А куда смотрит Роспотребнадзор?
Структуры, ответственные за входной контроль качества, перестали справляться с резко возросшими объемами новой продукции. На рынок одномоментно хлынули новые производители и новые товары, государственный надзорный орган не в состоянии тотально проверить весь объем продукции, которая производится и поставляется на рынок. Да и задач таких не должно быть, это приведет к торможению всех процессов развития бизнеса.
Там, где у государства законодательно связаны руки, на помощь приходит общественный контроль. Мы проводим проверки продукции на российском рынке, выявляем угрозы и нарушения до того, как с ними столкнется потребитель. Результаты передаем в Роспотребнадзор. И именно Роспотребнадзор может далее реализовывать свои полномочия в правовом поле.
Если говорить не только об отечественных товарах, но и о тех, что заменили запрещенный к ввозу импорт, — каково их качество? Например, от наших контрсанкций сильно выиграли белорусские предприятия. К ним у вас есть претензии?
В белорусской продукции тоже был выявлен фальсификат, но, в отличие от отечественных производителей, белорусы оперативно вышли на нас и попросили о проведении расследования. Они утверждают, что сыр, продающийся под их маркой, — контрафакт, то есть попросту подделка.
Это еще одна реалия сегодняшнего дня. Подделывают не только часы, одежду, обувь, но и пищевые продукты, особенно сыр. Из сопредельных государств завозится сырный продукт, изготовленный на основе растительного жира. Официально завозится. А дальше переупаковывается и маркируется уже как сыр, причем под известным качественным брендом.
Что касается новой для нас продукции из Латинской Америки, тут мы пока присматриваемся, изучаем объемы поставок и ассортимент. И, безусловно, ориентируемся на запросы потребителей. Они голосуют на нашем портале, какие товары в первую очередь стоит проверить.
Сейчас идут бурные обсуждения правомерности использования пальмового масла в пищевом производстве. Какова ваша позиция на этот счет?
Поставки пальмового масла в Россию сильно выросли. Не секрет, что его добавляют даже в те продукты, где их по определению быть не должно. Пальмовое масло мы находили в твороге, сливочном масле, сыре, творожных сырках, шоколадных конфетах, мороженом. В большинстве случаев информация о наличии пальмового масла на этикетке отсутствует.
Стоит ли есть продукт с пальмовым маслом — должен решать сам покупатель. Пока же он лишен возможности сделать информированный выбор. Растительные жиры имеют право на существование в производствах, но называть такие товары надо своими именами: не сыр, а сырный продукт, не масло, а спред, и так далее. Первое, что должен делать покупатель, — это идентифицировать продукты, а потом оценить качество каждой из категорий. Он должен понять, что сыр не может быть дешевым, а сырный продукт может. Цена зависит от использованного сырья.
То есть само по себе пальмовое масло не наносит вреда организму? Многие депутаты, настаивающие на его запрете, так не считают.
Пальмовое масло не уступает молочному жиру по составу жирных кислот, в чем-то даже его превосходит, поэтому вреда от его употребления точно не будет. Информация о том, что при фальсификации используется техническое пальмовое масло — тоже не более чем миф. Для фальсификации используется качественный, если так можно сказать в данном случае, заменитель молочного жира.
Проверенные «Росконтролем» на показатели окислительной порчи фальсификаты показали очень неплохие результаты — гораздо ниже, чем у натурального молочного жира. Имеются, правда, данные, что пальмовое масло в составе молочных смесей для грудных детей может несколько уменьшать всасывание кальция, но этот эффект был показан только в одном исследовании, и касается это только детского питания.
Зависит ли количество выявленных нарушений от «бюджетности» ретейлера — торговой сети? Можно ли сказать, что фальсификат и нарушения при фасовке встречаются реже в премиум-магазинах, чем в торговых точках экономкласса?
Давно уже все сети живут в режиме сложной конкуренции. Чтобы не терять заработки, сети заставляют конкурировать между собой поставщиков, производителей. Если хочешь войти в сеть — решай сам, как ты снизишь стоимость своего товара. Но, пожалуй, в бюджетных сетях действительно выше вероятность найти просроченный товар с переклеенными этикетками, с огромным количеством глазури на рыбе. Ведь в магазины экономкласса ходят в основном те потребители, для которых цена продукта важнее его качества.