В четверг, 12 ноября, на частоте канала «Перец» начал вещать канал «Че». Предполагается, что сам «Перец», который запомнился интернет-контентом, обнаженными девушками и роликами с видеорегистраторов, продолжит работу в кабеле. Его создатель и руководитель Дмитрий Троицкий, покидая в прошлом году свой пост, говорил, что аудитория канала не росла, терпению акционеров наступил предел. Сделать из «Перца» «Че» пригласили Рубена Оганесяна. В свое время он продвигал ТНТ, а в 2013 году занимался репозиционированием канала «Ю». Новый гендиректор рассказал «Ленте.ру», почему россияне устали от треша и как он будет делать канал про добрых и храбрых работяг-патриотов.
Чем был плох «Перец»?
Оганесян: Он не плох. У него много плюсов. Это сильный, известный и понятный бренд. Но у канала есть определенная репутация, и она мешала нам экспериментировать с новыми жанрами. А нам хотелось показывать контент, который на «Перце» просто никто не ждет. Поэтому и понадобился перезапуск.
Вы работали вместе с создателем «Перца» Дмитрием Троицким на ТНТ. Как вы тогда оценивали перспективы «Перца»?
Я бы не хотел давать оценок предыдущему руководству. Митю я, разумеется, знаю, отношусь к нему с большим уважением. Тогда я был далек от всего этого, мы с командой занимались продвижением ТНТ. Но я с интересом наблюдал за тем, как развиваются каналы, и «Перец» в том числе. На тот момент у канала была понятная концепция. Они всегда подчеркивали, что «Перец» — это канал для тех, у кого нет интернета. Но теперь интернет у них есть — вот и все. Все хорошо в свое время.
Наверное, можно было и не менять название. Но, к сожалению, мешал этот устоявшийся стереотип. А убеждать зрителей, что «Перец» стал другим, — долгое и бессмысленное занятие. «Перец» остается «Перцем». Это нормальный, веселый, отвязный канал. Возможно, он продолжит вещание в кабеле, и все там у него будет нормально. Есть аудитория, которая ему близка.
У «Перца» была какая-то уникальная аудитория?
Была, но приходила на несколько программ. В основном смотрели «+100500», «Среду обитания» и КВН. Они перейдут на «Че».
«Перец» много глумился. Бывали случаи, когда глумился над женщинами. Мы тоже будем глумиться, но, в отличие от предыдущих концепций, мы будем глумиться над собой. Это канал про таких мужчин, кто, проезжая мимо девушки, которая по какой-то причине не может починить машину, возможно, улыбнется, но выйдет и поможет. А не откроет окно, чтобы поржать.
Зритель «Перца» был именно таким?
Я считаю, что нет. Думаю, в этом и состояла ошибка, и мы попытаемся исправить. Мы как раз хотим проявить уважение к нашим зрителям. Поймите, у нас не такие мужики, это нам не свойственно! Мы выйдем и поможем. Кто-то, правда, может спросить: «А как же теперь охранники?»
Да, как же охранники? Для многих из них «Перец» был главным каналом.
Они тоже выйдут и помогут. Этот штамп мне непонятен. Ну да, охранник, сидит человек, работает с утра до вечера, у него тоже жизнь не сахар. И мы совершенно не считаем, что «Че», например, не для него. Есть ценности, не зависящие от того, охранник ты или профессор.
Вы полностью избавитесь от «перцовского» треша?
Знаете, мне кажется, наше общество качественно изменилось, и не в худшую сторону. Люди больше не хотят треша, они стали разбираться в картинке. И это неправда, что чем контент жестче, тем интереснее его смотреть. Возможно, для кого-то это так. Но мы для других канал делаем.
Для кого он и про что?
Наш канал про нормальных мужиков. Он необязательно для мужиков, но точно про них. Мы подумали: ведь есть нормальные мужики. Провели исследование, оказалось, что нас большинство. А еще оказалось, что эти мужики, вопреки ожиданиям, хотят смотреть менее жесткий контент, даже менее жесткий чем тот, что смотрят женщины. Потому что им и в жизни хватает жести. Они вечером хотят просто отдохнуть.
Кого вы называете «нормальными мужиками»?
Это мужики, которые любят свою семью и пашут с утра до ночи, чтобы ее обеспечить. Исследования показывают, что для нас именно это стоит на первом месте, а не гараж и не выпивка. Но иногда, конечно, важно и с друзьями посидеть.
И кто бы что ни говорил, нашего мужика ничто не прогнет. Ну смотрите. Мы запускаем реалити-шоу «Выжить в лесу», где реальные мужики из разных городов доказывают себе, своим женам, девушкам, что они могут не только на диване сидеть, но и выживать в экстремальных условиях. Они абсолютно обычные, те, о ком говорят: «диванные войска». Подобных шоу в мире очень много, но там мужчины уже на второй день плачут. То, как наши мужики себя ведут в этом шоу, у меня лично вызывает гордость. Никто не плакал, не просился домой. Один вывихнул ногу, дополз до дороги, где его забрала «скорая», а потом все равно рвался обратно. Ему доктор говорит: «Ну куда ты пойдешь?!» Единственное, что его остановило после долгих размышлений — то, что он, хромой, помешает своим ребятам.
Они реально молодцы и заслужили, чтобы был отдельный канал про них. В России нет канала, который бы целиком отражал ценности нашего поколения — 35-40 лет. Они ведь еще и патриоты, они любят свое отечество. И мы на канале согласны с тем, что патриотизм — это важно.
Канал будет патриотичным?
Сейчас много говорят о патриотизме. Мне кажется, что тут мы тоже находимся в плену стереотипов. В продвинутых кругах это самое «большинство» считается… неправильным, что ли. Но ничего предосудительного в любви к своей стране нет. Мы гордимся своей историей, и это не патетика какая-то. В конце концов, у моей бабушки на войне трое братьев погибло.
Нынешняя волна патриотизма выросла на фоне мощной политической пропаганды на ТВ. На «Че» будет политика?
Мы абсолютно аполитичный канал, наш канал про ценности. Таков наш зритель — он любит свою страну. И мы нацелены на то, что называется инфотейментом: делать образовательные программы, но подавать их в развлекательной форме.
К примеру, у нас есть программа «100 великих речей». Мы берем речь Кутузова 1812 года, рассказываем, при каких обстоятельствах она была произнесена, объясняем, почему она была важна, подтягиваем инфографику. Это и патриотично, и развлекательно. Всегда интересно посмотреть на правильно собранные переломные моменты в истории.
Как вы будете подавать исторические события? С нескольких точек зрения? Это ведь тоже вопрос политический.
Знаете, у меня нет трех взглядов на Великую Отечественную войну. У меня он один — Советский Союз победил. Так считаю я, так считает наша аудитория. Если вы считаете по-иному, ради бога, не смотрите.
Но мы уверены, что большинство мужиков разделяют эту позицию. Мы показывали на «Перце» передачу «Великая война», и она давала неплохие показатели. Но лично меня как генерального директора очень коробило, что рассказ о подвигах наших дедов в правом верхнем углу сопровождал этот овощ. «Великая война» на «Перце» и не звучит, и визуально смотрится безобразно. А не показывать это неправильно, потому что люди хотят это видеть.
Есть ощущение, что вы делаете канал для себя.
В каком-то смысле да. Мне повезло: мне 40 лет, и я попадаю в целевую аудиторию канала. И меня, как и эту целевую аудиторию, коробило, когда я смотрел «Перец». Конечно, я наблюдал за каналом со стороны, и у меня были мысли о том, как его можно улучшить. Это нормально, у любого телевизионного человека возникают мысли о том, что можно сделать с другими каналами.
Вы поэтому ушли с канала для девушек «Ю»? Или переход как-то связан с тем, что компания ЮТВ покупает «СТС Медиа»?
Нет. Мне было тяжело продолжать делать телеканал для девушек, просто потому, что приходилось каждый раз переспрашивать: «А это действительно так? А девушки действительно так думают?» Я пришел и честно об этом сказал руководству холдинга.
Вы сказали, что будете экспериментировать с новыми жанрами. С какими?
У нас выйдет передача «Доброе дело» с Алексеем Кортневым про то, как обычные люди помогают друг другу: где-то жизнь спасают, а где-то просто котенка вытаскивают. За 23 минуты мы показываем больше десяти хеппи-эндов, а в конце программы в студию приходит герой главного сюжета и встречается с тем, кому он помог. Программа теплая, искренняя, Леша в ней очень органичен. Но она безумно сложная по съемкам, потому что ее невозможно переснять. Считается, что на телевидении у таких программ нет шансов. Но я уверен в обратном, посмотрим. Подобные программы все про грустное, а наша программа — про хеппи-энды.
Еще один формат — программа «Мужская работа». Две девушки испытывают на себе мужские профессии. Там нет актеров, передача снимается с реальными пожарными или трактористами. На этих мужиках страна и держится, но о них на ТВ никто толком не говорит. Передачи есть, но их единицы. И вы не поверите, но рассказ о трактористах интересно смотреть. Я, к примеру, не знал, что у трактора два тормоза, и он ими поворачивает.
Еще мы запускаем «Квартирник у Маргулиса».
Формат не новый. Недавно РЕН ТВ запустил подобный проект с Захаром Прилепиным.
Я не знаю, что будет у них. Мы эту программу задумали еще полгода назад и делаем ее, потому что у нас есть замечательный Женя Маргулис, и есть музыка, которую наше поколение очень любит. Она миллион раз звучала в разных форматах, но в таком впервые. Этот проект не столько для тех, кто хочет послушать музыку, сколько для тех, кто хочет прийти в гости к хорошему человеку. Женя излучает безумную теплоту, к нему действительно хочется приходить. И на съемочной площадке реально царит домашняя атмосфера.
Помнится, когда вы сделали из «Ю» канал для девушек, вам не давала покоя «Пятница». Кто сейчас ваши конкуренты?
В плане финансов мы ни с кем не собираемся мериться бюджетами. Мы маленький канал, и бюджеты у нас соответствующие. Если честно, я вообще не верю в историю, что канал в принципе может быть чьим-то конкурентом. Если на то пошло, то все каналы конкуренты друг для друга. Мы, разумеется, далеки от Первого. Это мощный канал с гениальным руководством и со своей аудиторией. Но когда в пятницу вечером на Первом начинается шоу «Голос», все каналы резко становятся его конкурентами. Потому что их аудитория идет на «Голос». Или все идут на «Матч ТВ», когда там начинается игра с участием российского и зарубежного футбольных клубов.
Так можно метаться до бесконечности. Всегда где-то идет рейтинговая программа.
Маленький канал не может сделать так, чтобы люди смотрели только его. Наша задача состоит в том, чтобы быть одной из опций выбора для нашей аудитории. Чтобы у человека всегда было желание к нам прийти, чтобы он подумал: «Что-то я соскучился по своему любимому каналу». И переключился. А это вполне реально.