«Москвичи, наконец, услышали друг друга» Артем Ермолаев о скором торжестве электронной демократии в городе

Фото: агентство городских новостей «Москва»

Больше года в Москве действует проект электронных референдумов «Активный гражданин». Среди наиболее заметных решений, принятых по итогам голосований, — запрет на продажу алкогольных энергетиков и отказ от ограничения скоростного режима в центре до 40 километров в час. Неожиданно бурную реакцию вызвало голосование о переименовании станции метро «Войковская». В соцсетях и СМИ развернулась дискуссия о прозрачности и объективности проекта. При этом сомнения возникли не только у сторонников переименования, которые пока в меньшинстве, но и у тех, кто хотел бы оставить прежнее название. Руководитель департамента информационных технологий правительства Москвы Артем Ермолаев рассказал «Ленте.ру» о том, как убедиться в объективности «Активного гражданина» и какие блага сулит горожанам электронная демократия.

«Лента.ру»: С чего вдруг такая волна критики в адрес «Активного гражданина»?

Артем Ермолаев: В некотором смысле это было предсказуемо. Мы в Москве внедряем много электронных проектов и каждый раз сталкиваемся с чем-то подобным. Когда в 2011 году мы внедряли электронные услуги, было то же самое. Люди начали пробовать эту систему, вникать в нее, и тут же начались сомнения: «Как же так! Любой хакер в эту электронную систему влезет, мою квартиру на себя перерегистрирует…» Что в итоге? В 2011 году у нас на портале госуслуг было 11 видов электронных услуг и 53 тысячи обращений за ними. Сегодня у нас 130 услуг и 53 миллиона обращений.

Примерно то же самое происходит и с «Активным гражданином». По мере того как проект начинает расширяться, увеличивается его охват — появляется такая вот турбулентность в общественном мнении. Это, наверное, неизбежная болезнь роста для любого общественно значимого проекта.

Поконкретнее. Чаще всего претензии касаются объективности подсчета голосов и возможных накруток. Система как-то защищена от этого?

Система защиты главным образом опирается на то, что каждый пользователь проходит авторизацию. Один голос — один номер телефона, за которым закреплен уникальный логин и пароль. Эта же система авторизации успешно работает и на других сервисах, например на оплате парковки и штрафов.

Но, учитывая, что последнее голосование по переименованию «Войковской» вызвало большой резонанс, мы решили опробовать на нем дополнительный метод контроля. После подведения итогов мы выложим на сайте полную деперсонализированную базу голосования. Каждому желающему мы дадим инструкцию, с помощью которой он сможет посмотреть, как был учтен его голос. Найти себя в базе можно будет по уникальному идентификатору. Уже с прошлой недели мы начали ежедневно выкладывать статистику хода голосования за предыдущий день. Картина представлена в почасовом разрезе, можно видеть пики и спады активности в системе, подтверждающие, что голосование идет органично, без накруток.

Фото: Евгений Самарин / РИА Новости

Вам ставят в пример голосование по выборам в координационный совет оппозиции. Что-то из этого опыта можно взять?

Мы изучаем весь опыт, который может нам пригодиться, и на все, что здраво, мы обращаем внимание. В случае выборов в КС тоже были вопросы. Непонятно, например, почему под закрытие голосования был резкий, почти двукратный рост зарегистрированных пользователей? Почему до этого ежедневно регистрировалось примерно одинаковое количество пользователей? Но, повторюсь, если мы увидим в этой модели что-то полезное, мы используем этот опыт.

Почему именно голосование по «Войковской» вызвало столько вопросов?

Трудно сказать. Пока этот опрос не входит даже в топ-10 самых массовых голосований в проекте. Наверное, потому что больше внимания было приковано к вопросу этого переименования и к этому голосованию. В первую очередь со стороны прессы. Многие увидели в этом определенную политическую составляющую.

Фото: агентство городских новостей «Москва»

Ну, она тут определенно имеется, учитывая неоднозначную оценку роли Петра Войкова в нашей истории.

Это так. Но едва ли политическая составляющая сыграла тут главную роль. Москвичи по-разному воспринимают городскую топонимику. Для кого-то название улицы или станции метро связано с ее советским прошлым. А для кого-то вся история ограничивается теми 15-20 годами, которые он прожил на этой улице, возле этой станции. Он привык, что они называются именно так, — это и есть его Москва. Он не хочет ничего менять именно поэтому. И мнения таких москвичей мы тоже должны учитывать.

Мне кажется, главная причина всех претензий кроется в том, что благодаря этому сервису москвичи, наконец, услышали друг друга. Вдруг выяснилось, что единого мнения по многим важным вопросам у них нет. И наиболее активные группы горожан, которые, возможно, считали, что они в большинстве, поняли, что это не так. Отсюда и сомнения и подозрения в накрутках.

Ну, хорошо. А как быть с жителями других городов, чьи номера не отсекаются при регистрации. Получается, немосквичи могут влиять на решение наших московских проблем.

Не думаю, что это должно быть поводом для беспокойства. Во-первых, надо понимать, что доля немосковских номеров в проекте составляет не более 8 процентов — в реальных голосованиях и того меньше — и не может оказать существенного влияния на выборку в целом. А еще мы заметили, что в большинстве случаев пользователи с немосковскими номерами голосуют так же, как и москвичи. Пропорции «за» и «против» практически одинаковы. Кстати, сравнение всей выборки с тем, как голосуют самые проверенные пользователи «Активного гражданина», связавшие свой аккаунт с московским порталом госуслуг, также не показывает существенных различий.

Фото: агентство городских новостей «Москва»

Сколько среди зарегистрированных пользователей именно активных? Живых людей, как говорится.

Зарегистрировано сейчас около 1,2 миллиона пользователей. Мы запросили у операторов связи информацию по активным номерам и, по предварительным данным, сейчас их примерно 92-94 процента. То есть это живые абоненты, которые пользуются голосовой связью и выходят в интернет — это к вопросу о том, не виртуальные ли это сим-карты. Порядка 5 процентов номеров уже не используются и заблокированы по разным причинам.

Насколько репрезентативны ваши опросы? Какие группы москвичей они охватывают?

Представлены практически все группы. Примерно 58 процентов женщин и 42 процента мужчин. Наиболее активны участники в возрастной группе от 25 до 50 лет. Есть школьники. Но и пользователи старше 50 лет у нас тоже представлены — это не менее 10 процентов, известно, что эта возрастная аудитория в Рунете растет быстрее всего, «Активный гражданин» — не исключение.

Собственно, желая привлечь к участию все возрастные и социальные группы, мы и отказались от сложной, многоступенчатой системы верификации в опросах. В противном случае мы потеряли бы ту репрезентативность, которой сейчас гордимся.

Для чего такая массовость?

Во-первых, чем больше реальных участников, тем меньше возможностей для манипуляций — это и есть лучшая защита от накруток, при таком числе пользователей они просто не окажут никакого влияния на расклад голосов. Но главное, идея проекта состоит в том, чтобы москвич управлял не абстрактным большим городом, а тем местом, в котором он непосредственно живет или работает. Чтобы учитывалось его мнение по самым разным вопросам. Чтобы двор был обустроен именно так, как этого хотят жители дома, а не так, как это представляют себе районные власти и городская администрация. И чтобы москвичи видели результат. Для этого мы выкладываем в открытый доступ все решения, которые были приняты по результатам голосований. Вот так вы проголосовали, и вот решение, принятое в соответствии с вашими пожеланиями.

Или взять, например, общее собрание жильцов дома по поводу капремонта, установки шлагбаума или строительства парковки. Чтобы принять такое решение, за него должны проголосовать две трети зарегистрированных в нем жильцов. Это практически нерешаемая задача, особенно в случае многоэтажных домов. Кто-то не живет по адресу регистрации, кто-то не откроет активистам и так далее. Или, например, публичные слушания, которые также требуют обязательного присутствия местных жителей. «Активный гражданин» может стать инструментом, с помощью которого все эти вопросы можно решать намного эффективнее. С той лишь разницей, что в случае публичных слушаний принципиально другой уровень верификации — для участия нужно ввести на московском портале госуслуг паспортные данные, пройти проверку адреса регистрации через систему, в которой выставляются платежки за ЖКУ.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Есть у вас другие проекты, сопоставимые по количеству пользователей?

Конечно. Есть московский портал госуслуг, на котором зарегистрированы более 4 миллионов пользователей. Есть единая мобильная платформа, объединяющая множество сервисов, таких как оплата парковки, услуги ЖКХ, напоминания о визите к врачу, оповещения о новых штрафах ГИБДД, — в этой системе почти 7 миллионов уникальных номеров; «Наш город», где вы можете пожаловаться на состояние двора или очереди в поликлинике, и многие другие. Костяк — это примерно миллион жителей, которые участвуют во всех наших крупных проектах.

Как думаете, возможно то, что результатам ваших опросов доверяли бы больше, если бы оператором проекта была крупная интернет-компания?

Что касается партнерства с «Яндексом» и «Рамблером», то мы допускаем, что это вполне возможно при сохранении самого механизма. Пока, правда, ни у кого из интернет-медиахолдингов нет инструмента для электронных референдумов. У них огромное число пользователей, но это анонимные пользователи, их сложно идентифицировать. Но по другим направлениям мы активно сотрудничаем. Например, сервисами «Автокода» можно пользоваться, вообще не заходя на одноименный городской портал, на более привычных пользователю Auto.ru, «Авторамблере» или Avito.

Новые сервисы планируете представить?

В среднем мы развиваем около 300 проектов в год. Начиная с электронного здравоохранения и заканчивая электронными учебниками. «Активный гражданин» также продолжит развиваться. Будем внимательно следить, как пройдут публичные слушания в режиме электронного референдума. Во многом это предопределит дальнейшее развитие таких голосований. Другим важным направлением для нас будет проведение внутридомовых референдумов. Чтобы сбор этих двух третей голосов, предусмотренных Жилищным кодексом, не превращался в нерешаемую проблему. Это очень важная задача, без решения которой нам очень трудно сделать по-настоящему комфортный дом и комфортный город.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше