Крупный пожар на платформе номер 10 морского азербайджанского месторождения Гюнешли начался 4 декабря и продолжается вот уже трое суток. На платформе в это время находилось 63 нефтяника, 23 сейчас считаются пропавшими без вести, семеро числятся погибшими. Основной причиной масштабной трагедии в азербайджанском секторе Каспийского моря официальные лица называют буйство стихии: по представленным данным, газопровод высокого давления не выдержал удара волн, из-за чего произошло возгорание. «Лента.ру» попыталась понять причины катастрофы.
Скорость ветра и высота волн
Пожар на платформе номер 10 морского месторождения Гюнешли начался вечером 4 декабря, когда на платформе находилось 63 человека. Насколько можно судить по информационным сообщениям, огонь распространялся крайне быстро из-за шквального ветра. Плохие погодные условия в зоне бедствия — скорость ветра до 37-38 метров в секунду и высота волн до 10 метров — мешали спасательным судам подойти к горящей платформе. Как подчеркнул в своем комментарии вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР) Халик Мамедов, ветер сделал «практически невозможным проведение спасательных работ».
Тем не менее к вечеру воскресенья спасатели сумели снять с платформы половину работников, десять из них были доставлены в больницы, один — с ожогами 3-4 степени, погибли семеро человек. Еще 23 нефтяника числятся пропавшими без вести. «Спасатели нашли несколько пустых спасательных жилетов и остатки шлюпок, но люди поблизости не обнаружены», — сообщил детали поисков Мамедов.
Правительство Азербайджана обратилось к прикаспийским странам — Ирану, Казахстану, России и Туркменистану — с просьбой о помощи в поиске нефтяников или их тел, которые могли оказаться во внутренних территориальных водах этих государств. Сам Баку на поиски без вести пропавших отправил два пограничных вертолета и четыре вертолета Министерства по чрезвычайным ситуациям, соответствующие указания получили и все рыболовные суда.
Воскресенье, 6 декабря, было объявлено в Азербайджане днем траура. Возбуждено уголовное дело по факту нарушений пожарной безопасности, версия об умышленном повреждении оборудования не рассматривается — согласно официальной позиции, причина возгорания связана исключительно с климатическими особенностями Каспийского моря. По данным вице-президента ГНКАР Хошбахта Юсифзаде, «газопровод высокого давления не выдержал удара волн и был поврежден, в результате чего возник пожар».
Техногенные катастрофы, связанные с добычей нефти в азербайджанском секторе Каспийского моря, происходят довольно часто. К примеру, еще в ноябре 2014 года на эстакаде ГНКАР, ведущей к нефтяной платформе, произошли обрушение и обрыв нефтепровода. Затем в море упала и аварийная площадка, пятеро нефтяников оказались в воде, один погиб. В октябре того же года свалилась в море бытовка, стоявшая на нефтяной платформе, и повредила трубопровод, что тоже привело к пожару. Погибли четверо из работавших на участке нефтяников, восемь человек получили травмы. В августе 2013 года вспыхнул пожар на разведочной скважине газоконденсатного месторождения «Булла-дениз». Пожар был локализован только спустя два месяца.
Впрочем, крупные аварии на нефтяных и газовых платформах — нередкое явление. Так, в июле 1988 года из-за взрыва на нефтедобывающей платформе недалеко от берегов Великобритании погибли 167 человек. В марте 2001 года у берегов Бразилии взорвалась платформа Р-56, погибли 10 нефтяников. Взрыв на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году считается одной из самых крупных экологических катастроф, тогда погибло 11 человек, а поступление нефти в залив продолжалось 86 дней.
Поддержание уровня добычи
ГНКАР пока не публикует прогнозов о том, как повлияет пожар на динамику добычи нефти: для того чтобы оценить ущерб, надо прежде локализовать пожар, а этот процесс, как показывает опыт, может занять значительное время. Оценки азербайджанских экспертов весьма сдержанны: на фоне давно предсказанного кризиса нефтяной отрасли республики аналитики стараются не нагнетать информационную волну и придерживаются довольно консервативных оценок.
Руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан в интервью изданию Oxu.Az рассказал, что 60 процентов нефти, добываемой производственным объединением «Азнефть», входящим в Госнефтекомпанию Азербайджана, приходится именно на Гюнешли (по другим оценкам, Гюнешли составляет до 65 процентов нефтедобычи ГНКАР). «Неизвестно, каковы будут последствия этого пожара и насколько они будут продолжительными. Возможно ли восстановить платформу? Ведь главный вопрос заключается в скважинах. Бурение скважин обходится очень дорого. На платформе уже горят нефтяные скважины», — прокомментировал он ход операции по тушению пожара. По его словам, авария на платформе вполне может привести к незначительной потере объемов добываемой нефти.
Эти заявления важны в свете общего снижения объемов добычи нефти на месторождениях, разрабатываемых консорциумом компаний в рамках так называемого «контракта века» — тройки разрекламированных правительством республики месторождений Азери — Чираг — Гюнешли. В принципе, снижение объемов не считается значительным, однако динамику этого процесса специалисты отмечают достаточно давно. Насколько это чувствительно для экономики Азербайджана — можно судить по тому, что в 2012 году президент республики Ильхам Алиев довольно жестко раскритиковал консорциум, работающий на месторождениях «контракта века», заявив, что цифры добычи стали слишком отличаться от прогнозных. Объем претензий государства к зарубежным нефтяниками Алиев оценил в 8 миллиардов долларов.
На долю месторождений «контракта века» приходилось до трех четвертей всей нефти, добываемой в республике. По данным Всемирного банка, ВВП страны за период с 1990-го по 2013 год вырос более чем в семь раз. Азербайджан создал резервный фонд размером в 37 миллиардов долларов. Однако уже в 2012 году — как раз когда Баку раскритиковал консорциум за недостаточные объемы добычи — Всемирный банк выступил с пессимистичным и даже мрачным прогнозом: его специалисты предрекли кризисные явления в экономике страны.
В связи с этим особенно важно прислушаться к мнениям азербайджанских специалистов (чаще всего анонимных), которые полагают, что перед нефтяниками Азербайджана уже несколько лет стоит почти непосильная задача — держать высокий уровень добычи, соблюдая при этом все правила техники безопасности. В 2013 году официальный Баку, несмотря на отрицательную динамику, анонсировал наращивание объемов добычи за счет интенсификации производства. По трагическому совпадению, именно с того времени в нефтегазовом секторе республики происходят крупные аварии.