Во вторник, 8 декабря, французский искусствовед Паскаль Конте заявил, что на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» под общеизвестным портретом скрыто изображение настоящей Лизы Герардини. Он изучал этот шедевр собственным «методом усиления слоев», позволяющим видеть то, что скрыто слоями краски, «очищая картину, как луковицу». «Так можно восстановить хронологию ее создания», — пояснил исследователь. На «Джоконде» под внешним красочным слоем — портрет другой женщины. Ее взгляд направлен немного вбок, а на лице нет знаменитой загадочной улыбки.
Леонардо да Винчи — не только гениальный художник и ученый, но и великий мастер задавать загадки. Его дневники, которые он вел постоянно на протяжении всей жизни, заполнены многочисленными символами, таинственными посланиями, намеками и туманными сентенциями. И написаны так, что сразу не прочтешь — либо зеркальной прописью, либо самолично придуманным шифром. Его живописные произведения тоже полны тайн. «Лента.ру» вспомнила самые знаменитые полотна Леонардо и связанные с ними загадки.
«Мона Лиза» («Джоконда»)
«Джоконда» — наверное, самая знаменитая картина в мире. И не в последнюю очередь из-за ее таинственности. Во-первых, никто точно не знает, кто именно изображен на портрете. Высказывалось множество версий. Считается, что Леонардо изобразил на картине молодую неаполитанку из знатной семьи Лизу Герардини. Во-вторых, профессиональные искусствоведы и любители живописи многие годы ломают голову над тем, что означает загадочная улыбка этой женщины. «Ее улыбка обещает неведомые наслаждения», — восторгался в 1855 году французский писатель-романтик Теофиль Готье.
«А были ли брови?» — еще один вопрос, волнующий искусствоведов и зрителей. У женщины на полотне да Винчи бровей не видно — предполагается, что героиня просто следовала моде XV-XVI веков, когда представительницы прекрасного пола предпочитали тщательно выщипывать растительность над глазами. Не так давно французские исследователи с помощью рентгена и химического анализа выяснили, что брови все-таки были, но исчезли со временем. Судя по всему, перестарались реставраторы: несколько раз скрупулезно вычищая полотно от пыли, они случайно вычистили и брови.
Много вопросов вызывает и пейзаж, на фоне которого улыбается Джоконда. Многие пытались разглядеть в нем таинственные символы и знаки и в конечном итоге что-то выискивали: некоторые, к примеру, видели мастерски зашифрованные ребусы и даже головы животных.
Тайная вечеря
Еще один шедевр Леонардо — фреска «Тайная вечеря» в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Новая волна интереса к этой работе возникла после выхода бестселлера американского писателя и журналиста Дэна Брауна «Код да Винчи». Как и многие другие искусствоведы, он обратил внимание читателей, к примеру, на «лишнюю» руку с ножом и на то, что поза и одежда человека, сидящего по правую руку от Христа, зеркально отражает центральную фигуру. Высказывались предположения, что этот человек — женщина, вероятно, Мария Магдалена (считается, что справа от Иисуса сидит апостол Иоанн). Еще выдвигалась гипотеза о том, что участники тайной вечери расположены по знакам Зодиака, исходя из того, что Христос — Козерог.
У фрески непростая судьба. Во время Второй мировой войны в монастырь попал снаряд, практически разрушивший его до основания, но стена с «Тайной вечерей» уцелела. Монастырь за свою историю не раз страдал от наводнений, пожаров и людской небрежности. К примеру, в XVII веке в здании соорудили конюшню, так что работа Леонардо, которую непросто сохранить из-за особенностей красок, еще и покрылась навозом. Сейчас, конечно, фреску тщательно берегут.
«Витрувианский человек»
Вроде бы «Витрувианский человек» Леонардо — исключительно технический рисунок, призванный показать правильные пропорции человеческого тела. Эскиз основан на трактате античного римского архитектора Витрувия. Некоторые предполагают, что Леонардо изобразил Христа, то есть не просто пропорции человека, а божественные пропорции. Эта гипотеза подкрепляется тем, что фигура на рисунке вписана в круг и квадрат, которые могут символизировать Землю и космос. Другие видят в «Витрувианском человеке» сразу двух людей — мужчину и женщину. Третьи отмечают, что художник хотел проиллюстрировать идею «золотого сечения».
«Дама с горностаем»
Год назад тот же французский исследователь Паскаль Конте обнаружил под полотном Леонардо «Дама с горностаем» два других варианта картины. Оказалось, что сначала художник изобразил любовницу герцога миланского Лодовико Сфорца по имени Чечилия Галлерани без горностая. Позже он добавил зверька, но серого и менее пушистого, чем тот, что в окончательной версии работы. Тайны «Дамы с горностаем» преимущественно связаны именно с маленьким хищником. Искусствоведы продолжают спорить о том, что он символизирует. По одной из версий, белый горностай может выражать чистоту и целомудрие. Таким образом, героиня картины предстает и как прекрасная возлюбленная, и как непорочная дева, что отражает представления о женщинах того времени. Другие предполагают, что Чечилия беременна, и горностай призван скрыть интересное положение девушки. Есть и более смелые предположения: некоторые ученые увидели в разрезе платья Чечилии вагину, а зверек, находящийся в непосредственной близости от нее может быть фаллическим символом.