Предсказания о судьбе России и мира уже не первый год вирусно распространяются в русскоязычном сегменте интернета. Суть пророчеств, приписываемых Ванге, Нострадамусу и даже Распутину, примерно одна: впереди глобальные катастрофы и войны, а Россия в ближайшем будущем обретет небывалое могущество, чтобы восстановить справедливость и мир. Духоподъемные прогнозы от сомнительных пророков кажутся весьма спорным инструментом пропаганды, но все же имеют эффект. Миллионы просмотров на YouTube, сотни восторженных комментариев без тени сомнения в объективности и достоверности этой информации. «Лента.ру» разбиралась, почему слова ясновидцев так легко ложатся на любую повестку дня.
Телевидение уже давно освоило этот прием — фильмы о «последних предсказаниях» Ванги неоднократно выходили на федеральных телеканалах. Если верить авторам, слепая болгарская предсказательница перед смертью говорила и о терактах в Париже и Египте, и об уничтожении российского Су-24 турецкими ВВС, а также предрекала возрождение России из пепла. Первая волна подобных фильмов прошла в 2011 году. Появление дюжины «документальных» лент про Вангу совпало с обострением социально-политической обстановки в стране и в мире: события «арабской весны», беспорядки на Манежной площади в Москве, массовые выступления гражданской оппозиции, начавшиеся после выборов в Госдуму. Впрочем, откровения провидцев касались не только текущего момента, но и проливали свет на гибель подлодки Курск в 2000 году. Правда, в качестве подтверждения пророчеств фигурировали лишь воспоминания, записанные очевидцами со слов Ванги или иных провидцев.
Как ни странно, эти воспоминания появляются именно тогда, когда в них возникает необходимость.
Пророческий тренд подхватывают и серьезные печатные издания. Например, в «Российской газете» рассуждают о предсказаниях Нострадамуса на ближайшую перспективу. Цитируются сообщения британских таблоидов о том, что в стихах провидца нашлись упоминания о появлении «Исламского государства» (деятельность организации запрещена на территории РФ).
«Войдет злой, скверный, позорный / Тиранящий Месопотамию / Все друзья имели связь с прелюбодействующей дамой / Ужасная земля черная на вид».
Впрочем, ранее эти строки связывали с американским вторжением в Ирак, на месте которого, собственно, и находилась в древности Месопотамия. Стоит ли напоминать о том, что жил провидец в средневековой Франции, а его задокументированные пророчества носили весьма абстрактный характер и не были привязаны к датам. Еще в одном материале эксперты анализируют сбывшиеся предсказания Распутина и предостерегают о грядущей «потере моральных ценностей» и «третьей мировой войне».
Стремление объяснить современные события некой предопределенностью объясняется просто. Желание заглянуть в будущее всегда появляется во времена нестабильности. Этим обычно и пользуются авторы «пророческих предсказаний», убежден историк философии профессор Валерий Кувакин. «Внушить нечто фантастическое гораздо проще, чем попытаться объяснить, как устроен мир, — объясняет профессор. — Человеку это неинтересно. А в смутные времена люди впадают в такие "сказочные" состояния особенно активно».
Желание убедиться наперед в предстоящем успехе и поражении врагов опускает людей еще на один уровень иррациональности, считает Кувакин. «Телевидение, используя такие материалы, идет навстречу своей аудитории, но также и пытается ее формировать в соответствии с определенными стратегиями информационной политики, — говорит историк. — В итоге люди получают именно то знание, которое искали. Эту форму самогипноза часто используют гадалки, говоря вам то, что вы хотите услышать».
Христианские предания, равно как и православные пророчества, не менее активно тиражируются и для того, чтобы придать вес очередной идеологической конструкции. Зачастую пророчества, касающиеся будущего страны, приписывают почитаемым святым: Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и Матроне Московской. Последняя пользуется особой популярностью у сочинителей пророчеств: ее «последние предсказания» можно обнаружить буквально на каждый год. Между тем, как отмечает историк и религиовед профессор Андрей Зубов, в действительности христианские пророчества не имеют привязки к конкретным событиям или датам. «Когда какой-то человек или от имени какого-то человека говорят о том, что будет некое событие в определенный момент времени — это чепуха. Широкая публика недостаточно хорошо осведомлена о том, что пророчество на самом деле это не рассказ о событиях, которые случатся в будущем. Будущее непредсказуемо. С точки зрения христианского сознания оно формируется в свободной воле человека, выстраивается в зависимости от его действий, мыслей и слов. Главная догма христианства состоит в том, что человек свободен и, соответственно, будущее его так же свободно», — разъясняет Зубов.
Несмотря на критическое в целом отношение к предсказаниям в самой церкви не спешат опровергать или подтверждать сам факт пророчеств и причастность православных святых к этому творчеству. По мнению протодиакона Андрея Кураева, в классическом смысле попытки людей пророчествовать в современном мире — скорее самозванство, хотя иногда бывают и довольно точные попадания. К примеру, в письмах митрополита Филарета, написанных до революции, есть указание на то, что он предчувствовал скорые гонения на церковь. К нему обратился желающий пожертвовать на строительство храма, а он в ответ написал, что в этом нет никакого смысла, так как храмы скоро будут закрывать. «В действительности пророчества — это формат стенгазеты: хочется высказать свое мнение, и его облачают в такие формы, чтобы придать вес. В первую очередь это частное мнение. При чем тут божье откровение? Я не помню ни у кого из православных святых такой интонации», — подчеркивает Кураев.
В свете охлаждения отношений между Россией и Турцией в греческих СМИ стали особенно часто упоминать пророчество православного старца Паисия Святогорского. Более 20 лет назад он предсказывал русско-турецкую войну и последующий крах Турции. Однако Андрей Кураев предполагает, что это не столько предвидение, сколько попытки выдать желаемое за действительное. «Греки уже 600 лет утешают себя пророчеством, что придут русские и выгонят турок из Стамбула, — говорит Кураев. — А после тихонечко уйдут и отдадут город им. Это стало их национальной церковной традицией. Теперь они любому своему святому в уста вкладывают такие пророчества».
Боевики «Исламского государства» тоже используют пророчества как инструмент пропаганды. Цель — привлечь сторонников в свои ряды. В самом популярном предсказании якобы говорится о решающей битве, которая пройдет на равнине Дабик, на севере Сирии. Правоверные мусульмане будут сражаться с армией Рима. Причем Рим здесь — вовсе не Италия и даже не Ватикан, а скорее собирательный образ христиан. В самом Коране ничего не сказано о конце света, упоминания о нем содержатся в хадисах — преданиях о словах пророка. Несмотря на то что хадисы в исламе считаются весьма неоднозначным источником информации, сторонники ИГ используют эти слова в качестве пророчеств для вербовки новых сторонников. «В пророчестве есть упоминание о том, что перед решающей битвой все мусульмане должны собраться в одном месте, чтобы составить армию на территории Сирии под знаменем халифа», — поясняет старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Андрей Чупрыгин.
В качестве аргументов исламисты приводят слова пророчества о том, что незадолго до Судного Дня мужчина начнет жить с мужчиной, бедуины будут спорить, чей дом выше, на Восток обрушатся катаклизмы, а в Йемене запылает огонь. В своих агитационных материалах исламисты делают упор на то, что частично пророчество уже сбылось, а значит, дело за малым — приблизить наступление Судного Дня. «Это действует, особенно на молодежь, — отмечает Чупрыгин. — Тем более вопрос очень пассионарный. Смотрят вокруг себя — действительно, мужчины ходят в женской одежде. Я бы не стал называть пророчество частью их идеологии как таковой. А вот то, что необходимо серьезно рассматривать их как мобилизационный инструмент и вырабатывать контраргументы — это бесспорно».
Придумывать контраргументы в данном случае весьма непросто, добавляет востоковед, в первую очередь из-за того, что слова из хадисов не выдуманы исламистами. Эти предания всерьез анализируются исламскими теологами: их изучают, чтобы сохранить и поднять морально-этический уровень мусульман в соответствии с заветами. «Но сторонники ИГ берут это дело оптом и используют уже совсем с другими целями, — резюмирует Чупрыгин. — Они подстраивают слова пророчества под свои реалии, получая действенный инструмент привлечения "личного состава", движимого идейными понятиями, верой во что-то. Материальный интерес легко нивелировать, а с идейной заинтересованностью все гораздо сложнее».