Эйджизм (от англ. age — возраст) — ущемление в правах пожилых людей и неуважительное обращение с ними, аналогичное тому, что хорошо знакомо пострадавшим от расизма, гомофобии и сексизма. Психологи уверены, что дискриминацию по возрастному признаку вполне можно выделить в самостоятельный вид агрессии. The Huffington Post приводит характерные признаки эйджизма.
Дьявол в деталях, напоминает издание: в повседневной жизни любая дискриминация чаще всего проявляется не в прямых оскорблениях, а в актах так называемой микроагрессии. Например, чтобы обидеть человека с темной кожей, достаточно слишком рьяно восхищаться его афропрической, а коллегу-азиата можно огорчить вопросом о том, откуда он «вообще родом».
Микроагрессия влияет на пожилых людей точно так же: снижает самооценку, вызывает стресс и, главное, мешает реализовать себя. Вот некоторые примеры подобных действий.
«Молодой, амбициозный коллектив…»
Так начинаются описания многих вакансий. Некоторые работодатели окончательно вносят ясность, обозначив желаемый возраст успешного кандидата: например, «25-35 лет» или просто «недавний выпускник». Подразумевается, что людей постарше на собеседование не ждут. В данном случае возрастную дискриминацию принято объяснять тем, что у работников старше выше зарплатные ожидания, или «им трудно вписаться в молодой коллектив», «они не понимают все аспекты цифровой эры».
Это примерно так же законно, как указывать в описании вакансии, что нужны «строго только славяне» или «представители нормальной сексуальной ориентации».
В конце концов, разнообразие возрастов в коллективе — это выгодно и дальновидно. Например, американские эксперты уже подсчитали, что к 2020 году 35 процентов населения страны будет старше 50 лет. Кто сможет лучше понять огромную целевую аудиторию — 25-летний или 50-летний сотрудник? Это относится ко многим отраслям производства товаров и услуг.
Активнее всего борьба с эйджизмом идет в индустрии моды. У фэшн-брендов, дизайнеров и глянцевых журналов в последние годы растет интерес к убеленным сединами моделям, способным послужить вдохновением для молодой аудитории и должным образом заинтересовать возрастную, но весьма платежеспособную часть потребителей.
(function(d, s, id) { var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0]; if (d.getElementById(id)) return; js = d.createElement(s); js.id = id; js.src = "//connect.facebook.net/ru_RU/sdk.js#xfbml=1&version=v2.3"; fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs);}(document, 'script', 'facebook-jssdk'));by Christoph Strube for Montauk Sofa, with Models Josh Mario John and Paul Dn Mason
Posted by Carmen Dell'Orefice on 9 ноября 2015 г.
Эти забавные пенсионеры
Называть фото и видео со стариками в соцсетях «очаровательными» и «мимишными»? Многие практикуют такое, а соответствующие веб-материалы пользуются большим спросом: задав в поиске Youtube запрос adorable grandparents («прелестные бабушки и дедушки»), можно обнаружить более 8,4 тысячи роликов. Беда в том, что пенсионеры — не котята и не щенки: психологи считают, что для пожилого человека слышать в свой адрес эпитеты вроде «милый» вовсе не лестно. Напротив, это заставляет чувствовать себя инфантильным и беспомощным.
Шутки о сексе
Хохмы про виагру, угасающую потенцию, менопаузу, климакс и половые отношения (или их отсутствие) у пожилых людей — это юмор весьма низкого пошиба.
Пожилые люди действительно занимаются сексом, а как именно — любопытствующие смогут узнать на личном опыте через пару десятилетий.
Старик и смартфон
Те, кто помоложе, любят добродушно подтрунивать над технической беспомощностью бабушек и дедушек, для многих из которых интернет, планшеты и смартфоны — темный лес. Но тут нелишне бы вспомнить, кто преподавал в университетах нынешних создателей гаджетов и сайтов. Проблема не в том, что пожилые неспособны понять новшества, а в том, что они за ними немного не поспевают — цифровой мир меняется слишком стремительно.
Публикация неуклюжей эсэмэски от бабушки или пожилой мамы в соцсетях на потеху подписчикам — это моветон. То же самое можно сказать о рекламе, высмеивающей пожилых, которые на «вы» с высокими технологиями. Например, американская страховая компания Esurance выпустила промо-ролик с пожилой женщиной, любящей «публиковать» отпускные фотографии на стене собственного дома вместо страницы в Facebook. Многие услышали в этой рекламе снисходительные нотки и неуважение, как и, например, в ролике, рекламирующем электромобиль i3 компании BMW.
Наконец, выставлять пожилых технически безграмотными просто несправедливо — этот миф давно развеян опросами и исследованиями. Например, эксперты Pew Research установили, что в Штатах около 60 процентов людей старше 65 пользуются интернетом. В начале 2014 года лишь 18 процентов из них обладали смартфонами, а годом позже — уже 27 процентов.
The Huffington Post напоминает, что средний возраст пользователя Facebook — 40,5 лет, а средний возраст работников данной корпорации — 28. Почему? Все та же вера в то, что молодежь лучше разбирается в интернете и цифровых «штучках».
Поговори со мной, внучек
Излюбленный прием внуков и внучек — разговаривать с самыми старшими родственниками, словно с малыми детьми. Не все пожилые люди слабослышащие, поэтому не нужно при знакомстве с ними усиливать громкость или замедлять темп речи. По данным Journal of Nonverbal Behavior, молодые взрослые по-разному реагируют на просьбу подсказать дорогу от 21-летнего прохожего и от 65-летнего. Во втором случае отвечают громче и медленнее. Психологи называют такую речь покровительственной. А кому понравится снисходительное отношение?
С подобной дискриминацией можно столкнуться даже в святая святых всех бабушек и дедушек — поликлинике. Врачи, увидев, что престарелого пациента привел на прием молодой родственник, часто предпочитают беседовать именно с последним, игнорируя пожилого больного, словно он ребенок. Представить себе чувства пациента несложно — кому охота в 75 лет ощущать себя великовозрастным дитятей, за которого все решают взрослые?
Пользователи Instagram, среди которых, как известно, много подростков и молодежи, активно используют хэштег #ageism.Они, а не пожилые, приравнивают эйджизм к расизму и гомофобии.