В пятницу, 18 декабря, в Москве прошел круглый стол «Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций». Мероприятие обернулось рядом громких заявлений. В частности, глава Республики Крым (РК) Сергей Аксенов упрекнул Москву в отсутствии финансирования в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию региона. А близкие к Аксенову эксперты указали федеральному центру на то, что Крыму нужен некий особый режим. «Лента.ру» проанализировала подоплеку резонансных высказываний.
Проблема в Москве
«По ФЦП в 2015 году должны были освоить 15 миллиардов рублей. Сегодня уже декабрь, на сегодня еще ни одной копейки [не получено], при том что три раза согласовывались планы, графики, наименования мероприятий и нашими должностными лицами, и всеми без исключения федеральными, включая согласования всех просьб федеральных министерств. До 15 июня мы график и согласовали, и провели постановление правительства по этому поводу», — заявил Аксенов.
По его словам, в нынешнем году были направлены документы по 174 объектам ФЦП — «возможно, с ошибками, но направлены». Однако, уточнил глава региона, ни в уже ликвидированном Министерстве по делам Крыма, ни в Минэкономразвития (этому ведомству перешли полномочия после ликвидации МинКрыма) не смогли проверить правильность поданных документов. Вместе с тем Аксенов напомнил, что он предлагал закрепить реализацию ФЦП за полуостровом, чтобы власти республики и города федерального значения Севастополя «своей головой несли ответственность».
«В нынешней ситуации процесс не двигается с мертвой точки, к сожалению. Наверное, все-таки сама структура принятия решений должна как-то измениться, иначе мы так вообще никогда ничего не построим», — резюмировал он.
В поддержку Аксенова выступил первый зампредседателя экспертно-консультативного совета при главе РК Сергей Михеев, один из руководителей группы «Крымский проект». Он высказал мнение, что на данный момент кем-то прилагаются большие «усилия по дискредитации крымской власти».
«К сожалению, на мой взгляд, складывается ситуация, когда начинает казаться, что кому-то очень хотелось бы доказать, что Крым не справляется с теми или иными проблемами, поэтому вообще зря приняли это решение. Здесь есть элемент недопонимания ситуации, а иногда и элемент откровенной политической игры для того, чтобы показать всем нам — ну вот зря вы все-таки взяли Крым в состав: проблемы там не решаются, управление не очень эффективное. Мне кажется, это очень неприятная и опасная тенденция, кто-то эти вещи иногда раскручивает», — отметил Михеев.
Директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников, в свою очередь, подчеркнул, что «мы создаем надежды и даже иллюзии у Запада, что воссоединение Крыма с Россией действительно можно поломать, потому что настроения такие появляются в Москве, да и вообще в России». Эксперт особо указал, что нужно развеять «иллюзии» о том, что Крымский полуостров — рядовой регион страны.
«Мы понимаем, что все-таки проблема в Москве лежит, не в Крыму. Меняться надо федеральному центру. Нам надо в ближайшее время выходить с инициативой перед президентом и руководством о специальном режиме, иначе 20 лет будем интегрироваться с неизвестными последствиями», — уточнил Решетников.
Политическая подоплека
Такие заявления взбудоражили традиционно политически активных жителей полуострова, которые больше доверяют Москве, нежели «команде победителей» (так после референдума о воссоединении Крыма с Россией называют местных представителей власти). В соцсетях — в группах, объединяющих крымчан, — родились дискуссии, в которых все чаще высказывается мнение, что Аксенов своими резкими выпадами добивается так называемой «чеченизации» Крыма, то есть спецрежима для региона.
«Я вижу в этих заявлениях политическую подоплеку, — оценил ситуацию в беседе с «Лентой.ру» директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Во-первых, руководство республики пытается привлечь внимание к проблемам субъекта. Во-вторых, руководству республики не нравится, что их ограничивают в расходах федеральных средств, которые им выделили. Но при этом они не учитывают, что расход федеральных средств должен находиться под контролем федерального центра, и деньги должны расходоваться строго по назначению. Я, к примеру, удивился, что до сих пор не выполнены договоренности о привлечении к работе в регионе специалистов-профессионалов из федерального центра. Возникает вопрос, по какой причине это не сделано».
К слову, если присланные чиновники и появляются на полуострове, надолго они там не задерживаются. Как рассказал «Ленте.ру» источник в правительстве Севастополя, в начале сентября у губернатора Севастополя Сергея Меняйло появился советник по экономике Андрей Никитченко, прибывший в местное правительство по так называемой квоте вице-премьера Дмитрия Козака. Никитченко был направлен для качественной подготовки документов для ФЦП, но когда он попытался отстроить работу департаментов и экономического блока, Меняйло попросил его не вмешиваться в дела правительства. В результате новый советник, не проработав и трех недель, вернулся в Москву. В конце октября губернатор получил письмо от Минэкономразвития, в котором его упрекнули в срыве сроков по представлению предложений для изменения ФЦП и попросили «принять исчерпывающие меры в суточный срок». Сам глава Севастополя объяснял журналистам, что претензий не поступало, а в правительстве города не исключили, что предложения региона могли не дойти до министерства из-за «технической ошибки».
В авторитете
Вместе с тем, по мнению Мухина, крымские власти тоже можно понять, потому как они в отечественном политикуме люди новые и не привыкли работать так, как работают в России. Однако, считает эксперт, «кидать обидку на центр все же не стоит».
«Обижаться на Москву в данной ситуации бессмысленно. Прежде всего речь идет о том, чтобы Крым не превратился в очередную финансовую дыру, куда можно закачивать бесконечное количество финансовых средств без какого-либо позитивного эффекта. Механизмы распределения и освоения этих средств, которые существуют в регионе, на взгляд федерального центра, не вполне эффективны. Но менять их региональные власти почему-то не хотят. Вопрос почему остается открытым», — прокомментировал собеседник «Ленты.ру». По его словам, Крыму для устранения конфликтов с Москвой необходимо проработать абсолютно прозрачные схемы по реализации ФЦП, где ключевое слово — целевая.
При этом политолог предупреждает о некорректности сравнений Чеченской республики и Крыма. «По моей информации, в Москве прекрасно осведомлены о том, на что идут деньги, направляемые в Чечню. И претензий пока не возникало. Стоит посмотреть на этот регион, чтобы увидеть, насколько он изменился за несколько лет. Что касается Крыма — то, насколько мне известно, у чиновников, которые отвечают за развитие этого региона, в частности у вице-премьера Дмитрия Козака, не очень позитивное впечатление о том, как идут дела на полуострове», — полагает Мухин.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин также высказал мнение, что Москве нужен контроль за эффективностью расходования бюджетных средств. По его мнению, в центре отдают себе отчет в том, что если на полуостров бесконтрольно пустить деньги, это будет «черная дыра» на долгие годы вперед.
«Романтический период закончился, сейчас нужно работать вне зависимости от каких-то прежних заслуг. И здесь возникают проблемы: центр дает средства, но насколько он может контролировать эффективность их использования? Появилось решение: направить в Крым федеральных чиновников, которые будут все контролировать и рулить ситуацией. Но это по каким-то причинам не получилось. Во-первых, федеральные чиновники не хотят ехать на полуостров, потому что это для них будет кадровым понижением, а во-вторых — встанет вопрос кадровой совместимости местных и федералов.
В целом есть ощущение, что ситуация достаточно проблемная, поэтому возникают конфликты. Крымские чиновники хотят широкого финансирования, а федералы не готовы финансировать в тех объемах, которых ожидают крымчане, но при этом хотят, чтобы любое выделение денег было контролируемым», — объясняет он.
Алексей Макаркин указывает и на то, что риторика главы РК Аксенова в адрес Москвы излишне жесткая. Судя по всему, так вести себя советует ему его окружение, в частности, члены экспертно-консультативного совета. «Но советуют это ему зря. Хотя понятно, почему: Аксенову нужно поддерживать свой авторитет, который держится на том, что он возглавил процесс присоединения региона к России. Но ведь изначально у него аппаратные позиции были довольно слабые: он был председателем фракции в Верховном совете Крыма, в которую входило всего три депутата. Поэтому ему надо подчеркнуть свою значимость. Однако если в регионе изменилось что-то в лучшую сторону, в плане зарплат госслужащим, ремонта дорог — это результат политики федерального центра», — отмечает Макаркин.
По словам собеседников «Ленты.ру», деятельность крымской команды управленцев находится на особом контроле в Москве. «Видимо, сам Аксенов этот контроль ощущает, но вполне вероятно, что он не совсем осознает, что ему делать следующим шагом. Для этого необходимо прежде всего выстроить простые и прозрачные механизмы управления регионом и освоения федеральных средств. Как только Москва увидит транспарентность и то, на что тратятся средства, проблем не станет, — говорит Мухин. — Но такого рода заявления скорее ослабляют политические позиции главы региона, нежели усиливают их. Не хочу сказать, что в администрации президента с раздражением воспринимают глав субъектов, которые жалуются, но отношение к ним там настороженное. Зачем Сергей Аксенов совершает эту ошибку, я не понимаю».
Впрочем, нельзя сказать, что у крымского руководства совсем нет успехов. 15 декабря в селе Листовое Сакского района Крыма была торжественно открыта... двухметровая детская горка. Ради такого события детям раздали десятки шариков с партийной символикой и флаги. Репортаж с грандиозного мероприятия выложили на сайт правительства РК. Эпичности происходящему придавала панорама полуразрушенных домов на заднем плане. Публикация тут же разлетелась по блогам и СМИ. Как шутили в соцсетях крымчане, комментируя открытие горки в Листовом, в этом фото — вся суть управления регионом «командой победителей».