ДиКаприо или Фассбендер? «Марсианин» или «Безумный Макс»? Сталлоне или Харди? Майдан или Уайнхаус? The Weeknd или Сэм Смит? Американская киноакадемия назвала номинантов на премию «Оскар» — уже традиционно породив десятки мемов о надеждах Лео и игноре афроамериканцев. «Лента.ру» обозначает главные интриги «Оскара»-2016.
Есть ли шансы у конкурентов «Выжившего»?
Алехандро Гонсалес Иньярриту стремительно превращается в главного любимчика Американской киноакадемии. В прошлом году его «Бердмэн» получил девять номинаций, победив в четырех из них, включая самые престижные. Лесная эпопея «Выжившего» номинирована и вовсе в 12 категориях — причем в статусе фаворита на звание лучшего фильма года. Остальные семь выдвиженцев на самый главный «Оскар» пока что обречены ходить в андердогах. Например, «Марсианин» не удостоился номинаций не только для режиссера Ридли Скотта, но и для монтажера — не смейтесь, но в последние 30 лет обладатель «Оскара» за лучший фильм ни разу не обходился без попадания в эту категорию. Заслужившему 10 номинаций «Безумному Максу», скорее всего, помешает откровенная развлекательность содержания, а драме о расследовании педофилии в католической церкви «В центре внимания» — напротив, чрезмерная, до публицистичности, серьезность.
Кто в этот раз помешает выиграть «Оскар» Ди Каприо?
Кадр из фильма «Марсианин»
На этот вопрос хочется, наконец, ответить: «Никто» — тем более, что год на эффектные главные мужские роли выдался действительно слабый, и уж точно никому, кроме Ди Каприо, не пришлось есть ради искусства сырую печень, а главное, месяцами терпеть двадцатиградусный мороз и недовольство Тома Харди. Впрочем, помня о том, как в свое время Академия держала на сухом пайке Питера О'Тула, восемь раз претендовавшего на премию и не побеждавшего ни разу, можно предположить, что и пять безуспешных заходов Лео на награду (Хью Гласс принес ему шестую номинацию) — не предел. Особенно если голосующие вдруг решат наградить другого выжившего — Мэтта Дэймона в «Марсианине» (он, в отличие от Ди Каприо, хотя бы шутил). Или, взглянув на iPhone в руке, почтят память Стива Джобса и одарят сыгравшего создателя Apple Майкла Фассбендера.
Получит ли «Оскар» российский мультфильм?
Российское кино второй год подряд претендует на «Оскар» исключительно благодаря гению Константина Бронзита, продолжающего снимать качественные, умные, современные мультфильмы, будто не замечая того ужасающего состояния, в котором уже не первое десятилетие пребывает отечественная киноиндустрия вообще и анимация в частности. «Мы не можем жить без космоса» — еще один шедевр в богатой на них фильмографии Бронзита — пока побеждал на всех фестивалях, где принимал участие, включая фестиваль в Анси, самый престижный мировой смотр мультипликации. Поэтому его шансы на «Оскар» представляются вполне весомыми, даже несмотря на то, что среди конкурентов — детища могучей студии Pixar («Суперкоманда Сунджая») и культового инди-мультипликатора Дона Хертцфельда («Мир будущего»).
Побьет ли Сильвестр Сталлоне Тома Харди?
Кадр из фильма «Крид: Наследие Рокки»
Сам Харди на съемках «Выжившего», по слухам, отправил в нокаут Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В отличие от этой схватки, его бой за победу в номинации «Лучший актер второго плана» должен получиться равным. Строго говоря, само попадание Харди в эту категорию — неожиданность. Куда меньшим сюрпризом стала бы победа Сильвестра Сталлоне, который в роли Рокки Бальбоа в «Криде» выдал полноценный мастер-класс по возвращению человечности герою, давно превратившемуся в плакат. Самую серьезную конкуренцию Слаю составит Марк Райлэнс и его мощный перформанс в роли Рудольфа Абеля из «Шпионского моста» — но, надо думать, возможности наградить одну из своих главных звезд Голливуд не упустит.
Любовь или конъюнктура победят в документальной номинации?
Если в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в этом году серьезной борьбы не предвидится — здесь должен заслуженно победить мощнейший холокост-триллер венгра Ласло Немеша «Сын Саула», то в документальной категории ситуация не так очевидна. Среди номинантов здесь есть и кино, относительно злободневное, — посвященная Майдану «Зима в огне» Евгения Афинеевского, но шансы ее на итоговую победу, прямо скажем, не высоки: слишком уж однобокой, до агитки, получилась эта хроника событий на Украине зимой 2014-го. Скорее всего, «Оскар» достанется или анализирующему последствия индонезийского геноцида полувековой давности «Взгляду тишины» Джошуа Оппенхаймера (хотя куда больше награды заслуживал его предшественник «Акт убийства»), или проникновенной «Эми» Азифа Кападия. Мало что академики ценят так же высоко, как истории трагедий в шоу-бизнесе, — и мало в современном шоу-бизнесе было судеб, более трагичных, чем у Эми Уайнхаус.
Быть ли третьему «Оскару» Кейт Бланшетт и второму Кейт Уинслет?
Кадр из фильма «Кэрол»
Самая яростная борьба на «Оскаре» в этом году развернется в женских номинациях — в Голливуде по-прежнему щедрее платят мужчинам, но интересных, сложных героинь сценаристы теперь придумывают заметно больше, чем раньше. Выделить главную фаворитку в категориях «Лучшая актриса» и «Лучшая актриса второго плана» практически невозможно. По-хорошему, по статуэтке заслужили и Кейт Бланшетт за эпохальный лесби-выход в «Кэрол», и Дженнифер Лоуренс за несгибаемую сатиру «Джой», и выразившая в драме «45 лет» всю боль обыкновенной женской доли Шарлотта Рэмплинг — причем у нее, в отличие от Лоуренс и Бланшетт, статуэтки пока нет. Не станет неожиданностью и победа Бри Ларсон, чья игра — не только лучшее, что есть в хмурой инди-драме «Комната», но и буквально база, вокруг которой строится эта история похищенных матери и сына. Среди актрис, блеснувших на втором плане, «Оскара» достойны как уморительная и страшная в «Омерзительной восьмерке» Дженнифер Джейсон Ли, так и Руни Мара за ту же «Кэрол» или Кейт Уинслет, самое живое звено киноконструкции под названием «Стив Джобс».
Когда на «Оскар» будут претендовать хорошие песни?
Категория «Лучшая песня к кинофильму» продолжает исследовать дно современной поп-культуры — на фоне номинантов 2016-го шедеврами кажутся даже побеждавшие в свое время опусы Three 6 Mafia и Брета Макензи. В этом году среди претендентов фигурирует песня Сэма Смита к «007: СПЕКТР» — возможно, худшая в истории бондианы; более того, именно ей достался «Золотой глобус». Другие номинанты — Леди Гага, The Weeknd и Энтони Хегарти — тоже, прямо скажем, не входят в число самых прогрессивных музыкальных умов современности. А представьте, какая увлекательная борьба развернулась бы в этой категории, если бы Академия отказалась от условия оригинальности (то есть факта сочинения песни для конкретного фильма)!
Кого «Оскар»-2016 обидел больше всех?
Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»
Киноакадемия по-прежнему щеголяет выдающейся расовой слепотой, игнорируя достижения афроамериканских режиссеров и актеров. Как минимум номинаций в этом году заслуживали «Крид» и его звезда Майкл Б. Джордан, «Безродные звери» и Идрис Эльба, а также Спайк Ли со своим свежим убойным «Чи-раком». Но их обиду в будущем наверняка немного скрасят специфически афроамериканские BET Awards. А вот чем утешатся проигнорированные в сценарных номинациях мастера слова Аарон Соркин («Стив Джобс») и Квентин Тарантино («Омерзительная восьмерка»), страшно представить. Совсем уж возмутительно отсутствие среди фигурантов категории «Лучшая режиссура» Ридли Скотта — который в «Марсианине» вновь продемонстрировал мастерство, невиданное со времен «Гладиатора». А еще никогда прежде так не бросалось в глаза отсутствие у «Оскара» приза «Лучший медведь года» — все мы понимаем, чье появление в кадре на самом деле принесло «Выжившему» его 12 номинаций.