Политологи считают, что бизнесменам, желающим получить представительство в Госдуме, придется договариваться с партиями парламентской оппозиции либо с малыми партиями. Избраться от «Единой России» им теперь труднее: запланированное партией перед выборами предварительное голосование не гарантирует победу ресурсным кандидатам.
Запрет чиновникам и депутатам на зарубежные активы и счета, обязанность декларировать доходы и информировать о конфликте интересов — эти меры, принятые в рамках национализации элиты, привели к тому, что привлекательность думского мандата и статуса сенатора для представителей бизнеса снизилась. Прошли времена, когда депутаты могли выступать серьезными лоббистами.
«Я знаю ряд действующих парламентариев, которые говорят, что больше в Госдуму не пойдут, и тех, кто рассматривал возможность избраться, но отказался из-за новых требований», — приводит пример директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
Процесс дистанцирования бизнеса от власти идет, продолжает он, теперь и на региональном уровне: в конце прошлого года были приняты поправки, распространившие указанные выше нормы финансовой дисциплины на депутатов всех уровней.
Вместе с тем потребность в политическом представительстве у предпринимателей никуда не делась, и в связи с кризисом даже усилилась. «Средний класс — застройщики, бизнесмены в сфере ЖКХ, торговый бизнес, производители пищевых продуктов сейчас очень активны на муниципальных и региональных выборах. Полагаю, что часть из них предпримет попытку прорваться в Госдуму, в основном в качестве кандидатов в одномандатных округах», — говорит Минченко.
По его словам, в то же время заметна тенденция, когда владельцы крупных компаний не сами идут во власть, а делегируют туда своих представителей.
Правила игры меняются, и это касается не только обязанности декларировать активы. Если раньше бизнесменам можно было получить мандаты, договорившись о проходном месте в списке партии власти, то теперь сделать это сложнее. Предпринимателю, решившему пойти в политику, единороссы предложат в обязательном порядке участвовать в праймериз — процедуре открытого предварительного голосования (назначены на 22 мая), в ходе которых в партийных рядах рассчитывают выявить наиболее популярных кандидатов в депутаты. И не факт, что победят предприниматели с финансовыми ресурсами.
Политологи из Российской ассоциации политических консультантов прогнозируют, что на предстоящих думских выборах бизнесмены обратятся к конкурентам «Единой России», прежде всего к парламентской оппозиции — КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР.
«Процедура праймериз создает определенные проблемы для инвестиций бизнеса и участия его в выборах на стороне “Единой России”. Федеральные бизнес-группы предпочтут в первую очередь раскрученные бренды с высокой вероятностью прохождения пятипроцентного барьера, то есть парламентские партии», — объясняет Минченко.
Схожего мнения придерживается профессор НИУ ВШЭ, политконсультант Олег Матвейчев. «“Единая Россия” находится в уязвимом положении, поскольку действительно, бизнесу будет легче идти от коммунистов, “Справедливой России” или ЛДПР. Соответственно, у этих партий прибавится денег на выборы и появится возможность вовлечь в свои ряды людей с серьезными бюджетами», — говорит он.
То, что у бизнесменов в этот раз уменьшатся шансы на избрание в Госдуму от «Единой России», соответствует заявленной партией задаче по очищению своих рядов, считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член высшего совета ЕР Дмитрий Орлов.
«Единороссы понимают: в обществе есть запрос на то, чтобы депутаты представляли в Госдуме общественные, а не собственные коммерческие интересы. У бизнесмена другая мотивация, депутатский мандат для него — это, как правило, инструмент лоббизма и защиты своего бизнеса, — говорит он. — На праймериз будут востребованы люди не с ресурсами, а с эффективной социальной программой, то есть это не предприниматели по определению».
По прогнозам Дмитрия Орлова, больше всего ресурсных кандидатов окажется в «Справедливой России» и ЛДПР — коммунисты традиционно привлекают немного бизнесменов.
По словам политолога, в депутатских мандатах заинтересован средний бизнес. Малому бизнесу они не по карману, а корпорациям — не нужны: сейчас не начало нулевых, когда нефтяные гиганты готовили целые группы «своих» депутатов. Ныне у корпораций есть другие рычаги.
В конце декабря прошлого года на встрече с политтехнологами и представителями партий первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин в очередной раз подчеркнул, что избираться в Госдуму должны люди, ведущие работу с населением. «Все вопросы, связанные с поборами и разговорами о том, что выборы — это в первую очередь деньги, забудьте», — обратился он к активу «Единой России» в октябре.