Фигурное катание Когда автомобили были похожи на корабли

Фото: Magic Car Pics / REX Shutterstock / Fotodom

Обычай украшать капоты автомобилей символическими фигурками ушел в прошлое не столь давно, как кажется, — окончательный запрет на небезопасные талисманы был введен лишь в 1970-е. Исторические «носовые фигуры» из собрания известного итальянского коллекционера, адвоката Паскуале Джордано выставлены на аукционе Artcurial Rétromobile, проходящем 7 февраля в Париже. «Лента.ру» решила вспомнить, откуда взялась эта традиция и что послужило причиной отказа от нее — хотя, как выясняется, не окончательного и не всеобщего.

До того как автомобиль превратился из роскоши в средство передвижения, самобеглые повозки служили символами статуса и богатства своих владельцев — и точно так же, как и незадолго до того конные экипажи, украшались всеми возможными способами. Да и кузова первых автомобилей делали, как правило, каретные мастера — сами термины «седан», «купе», «кабриолет» первоначально относились к типам экипажей на конной тяге. По инерции дизайнеры кузовов первых авто продолжали грешить украшательством — тем паче на дворе стояли времена упадка ар-нуво, склонные к излишествам и декадансу. Впрочем, не все «архитектурные излишества» были бесполезны. К примеру, традиционные для каретной упряжи золоченые головки арапов или мифологических персонажей служили «направляющими» для вожжей. Именно они, вместе с уже вышедшими из употребления, но воспетыми в литературе и изобразительном искусстве носовыми фигурами парусных судов и стали, скорее всего, прототипами самого популярного автомобильного украшения первой половины ХХ века — фигурки на радиаторе. Кроме чисто эстетической, эти фигурки носили и утилитарную функцию — они служили пробками радиатора, а с начала 1910-х годов еще и нередко оснащались термометром для контроля температуры охлаждающей жидкости (которой в те времена, кстати, обычно служила простая вода). По мере развития автопромышленности фирмы стали снабжать свою продукцию стандартными фигурками-эмблемами — именно так появился в 1911 году знаменитый «Дух экстаза» (он же «Летящая леди») Rolls-Royce, а в середине 1930-х — прыгающая хищная кошка на капотах спортивных авто, известных тогда как SS Jaguar. Но состоятельные автолюбители-модники часто предпочитали заказывать специальную фигуру, чтобы выделить своего четырехколесного друга в потоке движения — хотя и не очень, по понятным причинам, еще интенсивного. Статуэтки из бронзы (иногда посеребренной — как у Rolls-Royce с 1911 по 1914), но чаще из никелированной стали, чтобы избежать лишнего искушения у преступного мира. Знаменитый ювелир Рене Лалик делал фигурки из стекла, занимались украшениями для авто и известные скульпторы, работавшие с малыми формами, — Шарль Пэлле, Эмиль Лежен, Чарлз Сайкс.

Ассортимент фигурок, предлагавшийся в 1910-20-е годы, был многообразен — обезьяны и черти, коты и собаки, лягушки и улитки, птицы и, конечно, женщины. Самой знаменитой остается уже упоминавшаяся «Летящая леди», созданная британским скульптором Чарлзом Сайксом. Любопытно, что первоначально леди вовсе никуда не летела. Моделью для оригинальной фигурки, созданной в 1910-м для Rolls-Royce Silver Ghost лорда Джона Эдварда Скотта-Монтегю, одного из первых автолюбителей Британии и главного редактора журнала Car Illustrated, послужила его секретарша и любовница Элинор Торнтон. Статуэтка изображала молодую женщину, приложившую к губам палец, и называлась The Whisper («Шепот»). Вскоре после этого управляющий директор Rolls-Royce Motor Cars Клод Джонсон обратился к Сайксу с предложением разработать стандартную радиаторную фигурку для автомобилей фирмы, так как руководство было обеспокоено тем, что многие владельцы «роллсов» украшали их капоты «неприличными» и не соответствующими духу компании скульптурами. Сайкс взял за основу статуэтку Торнтон и изобразил ее в образе крылатой богини в облегающей формы тунике, приготовившейся к полету. Правда, знатоки лондонской светской жизни сразу же прозвали фигурку «Элли в ночнушке», без труда опознав модель, но в Rolls-Royce остались довольны результатом. Украшение предлагалось как дополнительная опция, но практически все автомобили фирмы с 1911 года по наши дни несут на капоте один из одиннадцати вариантов «леди» (основных, впрочем, два — стоящая и коленопреклоненная, остальные различаются лишь мелкими деталями). Сама Элинор погибла в Средиземном море в 1915 году, на потопленном немецкой подлодкой у берегов Крита пароходе «Персия», но в память о ней все «роллс-ройсы» баронов Монтегю украшались первоначальным вариантом фигурки, «Шепотом» (их было изготовлено четыре экземпляра).

К началу 1930-х мода на заказные украшения сошла на нет, да и сами автомобили все меньше были похожи на кареты, но ведущие производители продолжали оснащать капоты трехмерной символикой, разве что менее вычурной — на смену ар-нуво пришел ар-деко, а затем и утилитарный функционализм. Эмблемы становились более лаконичными — как, например, «мерседесовская» трехлучевая звезда, вписанная в окружность. Несколько запоздало в тенденцию вписался и отечественный автопром: капот «Волги» ГАЗ-21 первых серий (с 1957 по 1962 год) украшал элегантный прыгающий олень. Элегантный, но, увы, травмоопасный для пешеходов — как, впрочем, и аналогичные украшения на автомобилях западных фирм. Начиная с 1960-х годов носовые фигуры, утратившие уже всякую функциональность, стали исчезать. В 1968 году жестко закрепленные дополнительные элементы на капоте были запрещены в США, директива Европейского Совета 74/483/EEC поставила их вне закона и в Европе. Последними могиканами остаются люксовые и премиальные марки, могущие позволить себе дополнительные расходы на пружинное крепление фигурок, поглощающее энергию при столкновении. А «Летящая леди», по-прежнему парящая в поле зрения водителей Rolls-Royce и вовсе умеет прятаться в специальное отделение в случае удара; при желании ее можно спрятать и просто из салона с приборной панели или с ключа зажигания.

Старинные же фигурки превратились в предмет коллекционирования. 7 февраля на парижском аукционе Artcurial пойдет с молотка одна из крупнейших в мире коллекций, принадлежавшая известному итальянскому собирателю, автору справочника по автомобильным украшениям, адвокату Паскуале Джордано. Некоторые, самые интересные экземпляры этого обширного собрания можно посмотреть на предлагаемых фото.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше