Подготовка к праймериз «Единой России» (ЕР) вступила в завершающую стадию: положение о предварительном голосовании окончательно утверждено съездом 6 февраля, регионы уже формируют оргкомитеты. В понедельник, 15 февраля, начнется выдвижение кандидатур. «Лента.ру» проанализировала основные постулаты из положения о праймериз — и возможные политические результаты.
Предварительное голосование состоится во всей стране в один день ― 22 мая. Определяться будут как кандидаты по одномандатным округам, так и претенденты на места в федеральном списке. Праймериз пройдут по самой открытой модели ― высказать свое отношение к кандидатам смогут все желающие, безотносительно членства в рядах «Единой России». Руководство ЕР не раз давало партийцам установку формировать все списки исключительно по результатам праймериз и не вписывать туда людей со стороны. То есть вплоть до последних чисел мая состав кандидатов-единороссов останется для конкурентов загадкой. Этот стратегический ход затормозит старт оппозиционеров: тяжело запускать кампанию, когда понятия не имеешь, кто твой главный оппонент на политическом ринге. «Кто пойдет от ЕР?» ― важный вопрос для оппозиционеров: они понимают, что единороссы объективно являются фаворитами кампании. А «Единая Россия» оказывается в ситуации, когда от результатов праймериз зависит итоговая карта кампании, под которую придется выстраиваться всем остальным.
При этом партия получает дополнительное время и еще один фильтр для проверки претендента по всем статьям: судимость, вид на жительство за границей, иностранные активы. Кстати, по условиям проведения праймериз, даже к предварительному голосованию допускаются только не имеющие ни судимостей, ни зарубежных счетов и других финансовых инструментов. То есть забрать деньги из-за границы предлагается уже сегодня, когда гарантий выдвижения нет.
Казалось бы, это ограничит число претендентов, но, судя по проекту «Кандидат», конкуренция на праймериз высокая. Значит, эта жесткая норма действительно сработает на отбор мотивированных претендентов, всерьез нацеленных на победу. А конкуренция поможет определить самых сильных из них. Известно, что в 2011 году многие оппозиционные партии вписывали в списки кандидатов даже пресс-секретарей, лишь бы закрыть список — считается хорошим тоном, чтобы общефедеральная партия теоретически могла претендовать на все мандаты в Госдуме, даже если такие результаты ей не светят. У ЕР этого не будет — за каждую кандидатскую позицию идет нешуточная борьба.
Риски мотивации...
Мотивированное голосование — такой эвфемизм в беседе с «Лентой.ру» употребляет руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Иной термин не уместен, поскольку категория «подкупа» неприменима к предварительному голосованию, которое не регулируется законом (только партийным уставом). «Некоторые кандидаты решили, что праймериз — самое главное, остальное вторично, и бросили на это все ресурсы, ― отмечает эксперт. ― Тут главный риск ― использование разного рода материальных стимулов». Речь о ситуациях, когда один ресурсный кандидат, противостоя другому, старается обеспечить себе максимум голосов ― это может идти вразрез с линией регионального отделения.
«Дело даже не в том, что кто-то голосует за деньги. А в том, что, проголосовав за деньги однажды, потом не за деньги уже не проголосуют, ― объясняет Калачев. ― Это называется "портить поля". Если люди поймут, что на праймериз раздают коврижки и пряники, у части избирателей будут соответствующие ожидания и от выборов 18 сентября».
Применение админресурса — еще один способ мотивации. Например, руководителям крупных предприятий ничего не стоит в принудительном порядке бросить весь персонал на поддержку собственной кандидатуры. «Это риск организованного голосования, когда губернаторы поддерживают своих кандидатов и мотивируют местные власти на подвоз избирателей в поддержку определенного кандидата», ― отмечает Калачев.
... и их минимизация
Специально для того, чтобы минимизировать любые виды нежелательной мотивации, ЕР внесла в положение о праймериз отдельный пункт: голосование будет рейтинговым. То есть галочку можно ставить сразу нескольким кандидатам. Это убивает попытку скупки и накрутки голосов, поскольку даже подкупленный избиратель ставит одну галочку ― как попросили, а вторую ― по своему усмотрению.
«Рейтинговое голосование в известной степени эффективнее для того, чтобы участники праймериз не топили друг друга и это не превратилось в дискредитацию, ― говорит «Ленте.ру» президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. ― Это лучше для имиджа партии, хотя, возможно, меньше тренирует полемические навыки кандидатов».
Член правления Ассоциации политконсультантов России Валентин Бианки обращает внимание на то, что очень многое зависит от того, обязательно ли голосование за нескольких кандидатов ― или «по желанию». «Одно дело, когда человек обязан выбрать, допустим, трех кандидатов, и это вдалбливается на участке, ― поясняет Бианки «Ленте.ру». ― И другое дело, когда можно выбрать троих, а можно и одного». В последнем случае рейтинговое голосование против скупки не поможет. «При соцопросах, когда людям предлагают выбрать до трех вариантов ответов, в среднем в России приходится 1,9 галочки на человека», ― отмечает политтехнолог. Если рейтинговое голосование станет обязательным (бюллетень с одной отметкой недействителен), тогда механизм сработает.
Работа по-черному
Праймериз призваны максимально близко к реальным боевым условиям воспроизвести политическую борьбу. А что в этой борьбе непременный элемент? Правильно, очернение противника! «Не исключен феномен негативного голосования, когда представители одной партии могут заняться чернухой, доставать скелеты из шкафов, трясти грязным бельем, чтобы сделать невозможным голосование за конкурента, ― предостерегает Константин Калачев. ― Тогда и конкурентов не надо ― кандидата можно "сбить" задолго до выборов».
Прецедент есть, утверждает эксперт: выборы мэра Петрозаводска в 2013 году. ЕР при отборе кандидатов проводила праймериз, в которых наряду с тогдашним мэром города Николаем Левиным участвовал протеже губернатора Александра Худилайнена. Сам же Левин считался креатурой бывшего главы региона Катанандова.
«При голосовании на праймериз за кандидата от Худилайнена давали по 1000 рублей. Он занял четвертое место, ― вспоминает Калачев. ― Но на Левина, который был лидером праймериз, при этом было вылито столько грязи, что его конкурентке потом ничего делать не надо было. И даже когда Худилайнен поддержал Левина, было уже поздно». Выборы в результате выиграла независимый кандидат Галина Ширшина, ныне уже отстраненная от должности.
Значит, одна из важных задач ― не допускать, чтобы на праймериз выходили внутриэлитные конфликты, в частности, связанные с желанием губернатора во что бы то ни стало «продавить» свою креатуру. Запрещать кому-либо участвовать в голосовании не будут, но влияние исполнительной власти на процедуру явно ограничат. В частности, Сергей Неверов уже заявил: «Региональные оргкомитеты не должны никаким образом зависеть от органов исполнительной власти». «Губернаторских» туда включать не будут ― в каком-то смысле это первичное разделение власти, партийной и исполнительной.
Защита результатов
«Поскольку праймериз не подпадают под избирательное законодательство, то нет возможности юридической защиты результата», ― Николай Миронов выделяет это в качестве отдельного риска. Пример: ситуация, сложившаяся в Рыбинске Ярославской области. 24 января там на праймериз победил поддержанный губернатором Денис Добряков, который теперь станет официальным кандидатом ЕР на пост мэра города.
А вот депутат Ярославской облдумы Владимир Денисов (кстати, тоже член ЕР) ― проиграл. Он обвинил своего конкурента в скупке голосов, а также отметил, что не всем пришедшим на участки избирателям хватило бюллетеней. Некоторые разошлись по домам, так и не проголосовав. По подсчетам штаба Денисова, таких было 4-5 тысяч человек, а это порядка 10 процентов избирателей.
Способ защиты был выбран явно не самый удачный: аргументы Денисова критики не выдерживают. Добряков набрал 65 процентов голосов ― при таком разрыве никакие 10 процентов избирателей не перевернули бы картину. Бюллетеней не хватило просто из-за высокой явки. А высокая явка ― это как раз первая защита от скупки, потому что при большом наплыве избирателей платить им за галочку никому не по карману.
Протест против результатов праймериз быстро вывел Денисова из партии: 2 февраля он сдал партбилет и объявил о намерении пойти на выборы самовыдвиженцем. А вечером того же дня выдвинуть его в мэры Рыбинска взялась партия «Родина». Теперь между Денисовым и единороссами идет спор, может ли политик считать себя вышедшим из партии добровольно по заявлению (устав такую норму предусматривает: получил печать на заявление — свободен) или решение о его исключении должен утвердить региональный политсовет. Тогда Денисов рискует не завершить в срок свои отношения с ЕР, а действующий единоросс не имеет права баллотироваться по спискам другой партии.
На праймериз такой механизм, однако, будет доступен не всегда: ведь любой участник может быть и не членом ЕР. На этот случай все кандидаты заранее подпишут заявление о том, что обязуются не выдвигать свою кандидатуру от других партий либо не ходить на выборы самовыдвиженцами. Нарушение обязательства ― имиджевый удар для любого кандидата, поэтому вряд ли кто-то из серьезных игроков на это пойдет. Тем более что неудачный пример Владимира Денисова теперь у всех перед глазами.
Прозрачность на всех этапах
Обеспечение прозрачности праймериз ― это имиджевый вопрос для ЕР, поэтому можно не сомневаться, что даже при отсутствии юридических механизмов защиты результатов на транспарентность процесса потратят немало ресурсов. «Известных политологов и экспертов, а также общественных деятелей будут привлекать к тому, чтобы организовать систему независимого наблюдения за ходом праймериз и повысить уровень общественного доверия», ― полагает источник «Ленты.ру», знакомый с ситуацией. В этом случае легитимность праймериз обеспечит оценка экспертного сообщества и имена известных персон ― к примеру, в Москве в оргкомитет включили дирижера Юрия Башмета и спортсмена Константина Цзю. Кстати, ЕР может использовать голосование 22 мая в том числе для обучения собственных наблюдателей в условиях, приближенных к полевым.
У ЕР на праймериз две важные задачи. Первая — повысить мобильность внутри партии, сделать ее серьезным социальным и карьерным лифтом для перспективных политиков, в том числе из регионов. Выявление самых электорально привлекательных кандидатур доверяется гражданам: недаром для каждого из кандидатов абсолютно обязательным станет участие как минимум в двух дебатах. Так будет проходить отбор настоящих политических бойцов.
И вторая задача — продемонстрировать обществу прозрачность обновления. «Раньше система общения между ресурсным кандидатом и региональным отделением строилась кулуарно, он договаривался, его выдвигали и уже после этого он выходил на свет», — говорит «Ленте.ру» глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Высшее партийное руководство и федеральный центр ясно дали понять, что попытки «договориться» о выдвижении будут пресекаться. По мнению Константина Калачева, главный месседж, который в этих условиях должен быть доведен до региональных отделений: «Если вы хотите, чтобы отношение в Москве к вам оставалось положительным, проведите все по-честному».
В результате «Единая Россия» получает шанс преобразиться в партию, которая не предлагает электорату готовый пакет политических креатур, а идет навстречу избирателям. Это должно стать фактором формирования доверия между партией и ее сторонниками. Если этот амбициозный замысел удастся реализовать, предложенная ЕР модель праймериз станет качественно новой ступенью развития электоральной демократии в России.