Греция сообщила о том, что 16 февраля турецкие самолеты вторглись в ее воздушное пространство. Шесть турецких истребителей, два — вооруженные ракетами, пересекли границу и ушли только после того, как на их перехват были подняты истребители ВМС Греции. Тогда же стало известно, что греческие спасатели нашли тело последнего из трех пилотов вертолета Agusta-Bell AB.212, разбившегося во время учений, на которых отрабатывался поиск малого судна на морской поверхности. Два этих инцидента — лишь эпизоды необъявленной войны, продолжающейся много десятилетий.
Сотни лет ненависти
Турецко-греческие отношения всегда были далеки от идеальных. С того момента, как турки-османы в 1453 году захватили Константинополь, и вплоть до провозглашения независимости в 1830 году Греция жила под тяжелой рукой султанов. А потом неоднократно и с переменным успехом воевала с Турцией. По итогам этих конфликтов между двумя странами образовалась сложная морская граница. Ряд островов попал к грекам через вторые руки — от итальянцев, захвативших их ранее. Принадлежность некоторых территорий так и осталась неопределенной.
Вялотекущий территориальный спор не помешал обеим странам вступить в НАТО. Вроде бы отношения улучшились, однако все испортил кипрский вопрос. Греки-киприоты требовали энозиса — воссоединения острова с Грецией, турки в ответ устраивали греческие погромы в Стамбуле. В 1974 году Турция, использовав в качестве предлога националистический переворот на Кипре, оккупировала северную часть острова и создала непризнанное государство — Турецкую Республику Северного Кипра.
На политические споры наложились экономические разногласия. После того как на шельфе Эгейского моря нашли нефть, вопросы принадлежности той или иной необитаемой скалы обрели необычайную значимость. И Греция, и Турция выдавали своим компаниям разрешения на добычу нефти в спорных водах и отправляли туда исследовательские суда, обвиняя друг друга в попытках поставить под контроль львиную долю нефтеносного шельфа. Ни НАТО, ни Международный арбитражный суд, ни Совбез ООН не смогли убедить Афины и Анкару достичь компромисса. Хотя до горячей фазы конфликт ни разу не доходил: в самые критические моменты вмешивалось руководство Североатлантического альянса.
Воздушные игры
В результате главным способом демонстрации территориальных претензий стали имитации воздушных схваток, «собачьи свалки» — dogfights. Этим словом еще со времен Первой мировой войны обозначается ближний маневренный воздушный бой. F-16 и «Миражи» греческих ВВС перехватывали турецкие F-16, после чего летчики совершали опасные маневры, пытаясь сесть на хвост противнику и вытеснить его из спорного пространства. Порой пилоты держали друг друга в прицеле по несколько минут. Особую остроту «соревнованию» добавляло то, что самолеты с обеих сторон были вооружены.
В основном «свалки» происходили над островами Лесбос, Хиос, Самос и архипелагом Додеканес. Иностранные туристы, проводившие отпуск на греческих курортах, могли заодно полюбоваться имитацией воздушных боев у себя над головой. В основном границу нарушали турецкие летчики, но порой и греки залетали в сопредельное воздушное пространство, обычно при разворотах после вытеснения турок из греческого неба. Ни Афины, ни Анкара фактов нарушения чужих рубежей не признавали, хотя после очередного инцидента генштаб пострадавшей стороны традиционно выпускал заявление, в котором публично порицал, гневно осуждал и решительно негодовал.
Порой эти имитации воздушных схваток приводили к трагедиям. Так, 18 июня 1992 года греческий «Мираж», ввязавшийся в «собачью свалку» с двумя турецкими F-16 на предельно малой высоте над островом Айос-Эфстратиос, разбился, пилот Николаос Сиалмас погиб.
Скалы в океане
До поры до времени мировое сообщество пребывало в блаженном неведении относительно греко-турецкого спора: мало кого интересовали непонятные воздушные игры над акваторией Эгейского моря и взаимные упреки двух генштабов. Но в 1996 году все изменилось: две страны-члена НАТО оказались на грани войны друг с другом.
Кризис вызвала навигационная ошибка капитана турецкого сухогруза Figen Akat, в результате которой судно 25 декабря 1995 года вылетело на берег одного из двух островов Имиа, обозначаемых на турецких картах под названием Кардак. Просто два необитаемых клочка земли в море, греческий суверенитет над которыми до тех пор никем всерьез не оспаривался. Капитан сухогруза отказался от предложенной греками помощи, утверждая, что находится в турецких территориальных водах, и обратился к спасательным службам Турции.
Спустя четыре дня Турция официально объявила Кардак своей территорией, последовал обмен гневными нотами. В греческой прессе развернулась патриотическая кампания, и на ее волне мэр соседнего острова Калимнос в сопровождении еще троих греческих граждан, включая священника, подняли 26 января над Имиа греческий флаг.
Но развевался он там недолго. На следующий день на островах высадился десант турецких журналистов из газеты Hurriyet. Они спустили греческий флаг и подняли турецкий. Вся церемония транслировалась по турецкому телевидению в прямом эфире и вызвала новый всплеск патриотизма, на этот раз у граждан Турции. А через день группа греческих коммандос, тайно высадившихся на восточный остров, снова сменила флаг на греческий.
Премьеры Турции и Греции, Тансу Чиллер и Костас Симитис обменялись резкими заявлениями. Обе стороны спешно подтягивали к спорным островам боевые корабли. После того как 30 января турецкий фрегат нарушил греческие территориальные воды, наведя орудия на греческий военный катер, а вертолет ВМС Турции на низкой высоте прошел над спорными островами, весь греческий флот покинул гавань в Пирее и начал разворачиваться в Эгейском море.
Рано утром 31 января с фрегата ВМС Греции «Наварино» поднялся разведывательный вертолет с тремя летчиками на борту. Когда винтокрылая машина находилась над западным островом, пилоты доложили, что видят вооруженных людей, поднимающих турецкий флаг (это были турецкие спецназовцы, высадившиеся на острове ночью). После этого связь с вертолетом оборвалась.
Нервы у моряков обеих сторон были на пределе. Политики в Анкаре и в Афинах осознали, что подошли к самому краю пропасти. Турецкие и греческие власти решили не предавать инцидент огласке: если бы о нем узнала пресса, то ситуация могла бы выйти из-под контроля.
В конфликт вмешались США: в Белом доме поняли, что еще немного, и два члена НАТО, обеспечивающие прикрытие южного фланга альянса, начнут друг с другом войну. План урегулирования разрабатывался с участием тогдашнего главы США Билла Клинтона. Спецпосланник президента Ричард Холбрук звонил то в Анкару, то в Афины, убеждая отыграть назад. В конце концов Греция и Турция согласились отвести войска и восстановить статус-кво, существовавший до кризиса. Однако от своих претензий на спорные острова ни одна из сторон не отказалась.
До сих пор в Греции многие уверены, что вертолет сбили турецкие спецназовцы, а официальная версия, согласно которой машина потерпела аварию из-за технических неполадок, была придумана задним числом, чтобы успокоить общественность. Погибших пилотов вертолета — Христодулоса Каратанасиса, Панагиотиса Влахакоса и Эктораса Гиалопсоса — греческие правые считают национальными героями.
В январе 2016 года на острова Имиа прибыл новый министр обороны и лидер правой партии «Независимые греки» Панос Камменос, чтобы почтить память погибших летчиков. Когда он возлагал цветы к их надгробию, над ним с ревом пронеслась пара турецких истребителей, демонстрируя, что спор об островах еще не окончен.
Но мы вам о них не расскажем
Сокрытие информации об инцидентах, подобных гибели вертолета с «Наварино», стало своеобразной отличительной чертой греко-турецкого кризиса. Лучшим примером может служить инцидент, произошедший 8 октября 1996 года, восемь месяцев спустя после конфликта вокруг Имиа. Турецкий F-16, взлетевший с военно-воздушной базы в провинции Баликесир и выполнявший учебный полет, потерпел аварию недалеко от острова Хиос в греческом воздушном пространстве. Один из летчиков, подполковник Осман Чилекли, успел катапультироваться. Его подобрал греческий спасательный вертолет и передал турецкой стороне. Второй пилот, капитан Наиль Эрдоган, пропал без вести. Его тело так и не нашли.
Почти сразу родственники Эрдогана заявили: власти скрывают правду, самолет был сбит греческими ВВС. Власти категорически опровергли эту информацию. Однако спустя 16 лет подполковник Чилекли, до того отказывавшийся общаться с прессой, подтвердил: его истребитель был сбит греческой ракетой. «Этот инцидент был позором для наших вооруженных сил — вот почему мы хранили молчание так долго, — признался Чилекли. — Семье Эрдогана сообщили правду в приватном порядке. Но в этом деле, как и в других, еще много загадок».
После этого турецкие власти, наконец, нарушили заговор молчания: министр обороны Исмет Йылмаз подтвердил, что самолет F-16D в 1996 году был сбит греческим истребителем «Мираж-2000» посредством ракеты «воздух-воздух» R.550 Magic II. Два года спустя это официально признало турецкое правительство.
За прошедшие с момента инцидента 20 лет греческие и турецкие журналисты установили множество обстоятельств гибели капитана Эрдогана. Известно даже имя греческого пилота, сбившего F-16 — Танос Гривас. Однако по-прежнему в деле много неясностей. Турки уверяют, что F-16 не нес штатного вооружения, и, следовательно, его уничтожение было хладнокровным убийством. Греки утверждают, что турецкий самолет был вооружен, шел в сопровождении еще одной машины, сам ввязался в «свалку», а греческий пилот нажал гашетку случайно.
Свет на этот инцидент могли бы пролить документы Минобороны Греции, однако официальные Афины до сих пор категорически отрицают, что F-16 был сбит. Как бы то ни было, после гибели Эрдогана греческие и турецкие самолеты вылетали на патрулирование без вооружения. Хотя, как показали дальнейшие события, и это не помогло.
Иду на таран
23 мая 2006 года два турецких F-16 и разведывательный F-4 вошли в международное пространство над южными Эгейскими островами на высоте 8200 метров, не предупредив об этом греческих диспетчеров. На перехват бросилась пара греческих F-16, настигшая турок над островом Карпатос. Завязался традиционный dogfight. Закончилось все печально: греческая и турецкая машины столкнулись. Грек Костас Илиакис погиб, турок Халил Ибрагим Оздемир успел катапультироваться.
В точности неизвестно, что именно произошло в небе над Карпатосом. Греческие националисты утверждают, что пилот Илиакис пошел на таран и ценой своей жизни ликвидировал агрессора. Левые журналисты предполагают несчастный случай. Но после этого самолеты греческих и турецких ВВС вновь стали вылетать на задания с оружием под крыльями.
Необъявленная война за Эгейское море приводила к новым жертвам. Через год турецкий пилот разбился во время тренировочного вылета, отрабатывая действия в «свалке», а в 2010 году погибли два греческих пилота из-за ошибки при расчете маневра на предельно малой дистанции.
Небо в огне
Неудивительно, что после того, как турки сбили российский бомбардировщик, на встрече с Сергеем Лавровым греческий министр иностранных дел Никос Котзиас выразил соболезнования и солидарность с Москвой. Котзиас пожаловался на постоянные нарушения турецкими самолетами греческого воздушного пространства. До недавнего времени греческие диспетчеры ежегодно фиксировали в среднем 1,5 тысячи случаев вторжения турецких самолетов, но с 2014 года этот показатель резко возрос: только за январь 2014 года турки нарушали воздушную границу Греции 1 017 раз.
Столь крупные числа не должны удивлять. Скажем, в июле 2015 года шесть турецких F-18 вошли в воздушное пространство Греции. Прежде чем им на хвост сели четыре греческих истребителя, турки успели нарушить границу минимум 20 раз. Аналогичные происшествия наблюдались и в декабре прошлого года, и в феврале нынешнего.
Ситуация все больше напоминает ту, что сложилась к 1995 году: ежедневно греческие истребители поднимаются в небо на перехват турецких нарушителей с ракетами на пилонах. И не факт, что когда-нибудь у очередного Таноса Гриваса снова не дрогнет палец на гашетке.