Что может заставить пользователей отказаться от пиратской музыки и фильмов? Как с нелегальным контентом борется Российское авторское общество (РАО)? Почему стриминговые сервисы вредят музыкантам? Гендиректор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Орон рассказал «Ленте.ру» о борьбе с пиратами, заработках авторов и контроле за интернетом.
«Лента.ру:» В России далеко не все готовы платить за фильмы и музыку в интернете. Это только у нас так?
Гади Орон: Не сказал бы. Европейцы тоже пользуются пиратскими сайтами. И никто не в состоянии измерить реальные объемы пиратства, хотя многие безуспешно пытаются. Конечно, ситуация не такая ужасающая, как 10-15 лет назад, когда пиратство процветало повсеместно. Сейчас все больше потребителей переключаются на добросовестные сервисы. Международный опыт показывает, что уровень пиратства ниже в тех странах, где пользователям доступно больше разнообразных легальных стриминговых сервисов. Постепенно меняется и отношение общества — люди понимают, что если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут.
Если говорить о России, то мы видим, как Российское авторское общество (РАО) и другие организации по защите авторских прав привлекают к проблеме пиратства все большее внимание общественности и властей. Но это процесс не быстрый и весьма специфический, так что о результатах можно будет судить лишь по прошествии времени.
Но возможно ли в принципе приучить людей платить за контент в сети?
Знаете, некоторые даже не осознают, что, скачивая что-то в интернете, они нарушают авторские права. Пользователям постоянно надо объяснять, почему важно платить за контент. Ведь из этих денег идут отчисления авторам — вроде бы очевидные вещи.
Может, стоит поступать, как во Франции, — отключать от интернета, если качают нелегальный контент?
Кстати, несмотря на многочисленные споры и критику, эта система действует до сих пор. Во Франции создали специальное агентство, которое рассылает любителям пиратского контента письма с предупреждениями. После трех таких писем пользователя привлекают к судебной ответственности. Так поступают не только во Франции, но и, например, в Южной Корее, Новой Зеландии и США.
Хотя мне кажется, что само по себе отключение от интернета не способно решить проблему пиратства. Как я уже говорил, некоторые действительно не понимают, что, скачивая нелегальные песни или фильмы, нарушают закон. И уж тем более не осознают, как это важно — чтобы авторы получали вознаграждение.
Так что бороться с пиратством нельзя только одним методом. Нужен комплексный подход, одновременно учитывающий и опыт авторских обществ, и возможности государства.
А почему люди вообще должны думать о вознаграждении для авторов?
Простой пример. В 2014 году на семинаре в рамках Генассамблеи Всемирной организации интеллектуальной собственности выступал известный канадский автор песен Эдди Шварц. Он писал для многих знаменитых исполнителей, в том числе для Джо Кокера. Так вот, он подсчитал, что разошедшийся миллионным тиражом альбом с его песней приносил ему примерно 45 тысяч долларов. Он получал прекрасный платиновый диск и приятный денежный бонус.
А сегодня за один миллион проигрываний своей песни на легальном сервисе он получает всего 35 долларов. Поэтому он как-то сказал: «Мой платиновый диск превратился в питу (лепешка из пшеничной муки — прим. «Ленты.ру»)». Если за каждое воспроизведение авторы получают в среднем 0,000001 доллара, то у них просто нет будущего. И это лишь доход авторов от легального скачивания, а вы подумайте про упущенную выгоду от пиратства.
Очевидно, что завтрашний день — за цифровой средой. Но, помимо пиратства, есть и другая, совершенно не очевидная для пользователей проблема — крайне низкий уровень авторских отчислений от стриминговых сервисов. Авторы не смогут жить на эти деньги, даже если все население Земли будет слушать музыку только через стриминговые сервисы.
Тут речь даже не о пиратах, а о тех, кто работает легально! Генеральные директора этих компаний назначают себе бонусы в 15 миллионов долларов, а авторам и правообладателям перепадает всего 15 процентов доходов. Выходит, что мы помогаем iTunes или Google стать еще более успешными, но авторы так и остаются без достойной платы за свой труд. Но так быть не должно. Как любит повторять президент CISAC Жан-Мишель Жарр: «Авторы существовали до изобретения электричества, и они будут существовать после того, как интернет умрет». Наша же задача авторов защитить.
Сколько всего средств поступает авторам от интернет-сервисов?
В прошлом году организации по коллективному управлению правами по всему миру собрали для авторов в общей сложности 7,9 миллиардов евро. И только 6 процентов от этой суммы пришлось на интернет-сервисы. Если будущее наших авторов за интернетом, то у них большие проблемы. Наша задача — не только увеличить сборы с цифрового рынка и снизить уровень пиратства, но и сделать систему отчислений со стриминговых сервисов более прозрачной.
Выходит, что легальные сервисы — это не абсолютное добро? Вот в этом году в Россию пришел Netflix. Такой крупный игрок на рынке — это хорошо или плохо?
Приход в Россию Netflix — скорее позитивный момент. Опыт таких площадок доказывает, что у них есть будущее. В Европе вообще много успешных легальных сайтов. Посмотрите на iTunes, GooglePlayMusic или Spotify. Но опять же, рынок только пытается найти способы продвижения продукта, которые бы нравились и потребителям, и авторам. И мы работаем на разных уровнях, чтобы найти общее решение. Например, стараемся объяснять государству, что нужно менять законодательство. Если этого не делать, площадки продолжат находить отговорки, чтобы не платить деньги авторам.
Чиновники не всегда представляют себе масштаб нарушения прав в цифровой среде, поэтому с ними необходимо разговаривать цифрами. В прошлом году вместе с ЮНЕСКО мы провели исследование о вкладе творческой индустрии в глобальную экономику. Подсчитали, сколько рабочих мест ею создано, какую прибыль она генерирует. Мы хотели показать, что реальный вклад авторов в мировой ВВП огромен. Отношение правительств меняется, когда в ход идут конкретные цифры.
При этом нам важна та работа, которую ведут организации-члены CISAC, защищающие авторские права на местах. И здесь мы положительно оцениваем вклад Российского авторского общества. Важно, что РАО находится в непрерывном диалоге с государством, ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Совместно разрабатываются законодательные инициативы и предложения по развитию авторского права. И мы рады, что используются международный опыт и экспертиза CISAC.
А как вы оцениваете российские законы, регулирующие авторское право?
За последние годы российское законодательство об авторском праве сильно поменялось: например, введена система государственной аккредитации авторских обществ, появилась система расширенного лицензирования.
Как я уже говорил, качественные изменения возможны только при совместной работе государства и авторских обществ. Россия в этом смысле преуспела в последние годы. В чем я еще раз убедился в ходе недавней трехсторонней встречи с руководителем Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорием Ивлиевым и генеральным директором Российского авторского общества Сергеем Федотовым. Сегодня мы видим позитивные результаты такой совместной работы — российский рынок изменился, стал более прозрачным и контролируемым.
Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан. Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира.
За последние годы сумма выплат авторам в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат.
То есть в России с авторскими правами все не так плохо?
Я могу судить по нескольким показателям: по объему сборов в пользу авторов и распределению этих средств. В этом смысле дела в России обстоят очень хорошо. А сложившуюся систему я могу назвать одной из самых эффективных в наиболее быстро развивающихся крупных странах.