В прокате — «Мистер Холмс» Билла Кондона, удивительное кино, которое не пытается соревноваться с Конан-Дойлом в детективности. Вместо этого фильм представляет, какой могла бы быть старость великого сыщика: пчелы и провалы в памяти, послевоенная Англия и новые времена. Кондон рассказал «Ленте.ру» о своей картине.
«Лента.ру»: Как вы узнали о книге Митча Каллена «Пчелы мистера Холмса», на которой основан фильм?
Билл Кондон: Мне принесла ее продюсер фильма Энн Кэри. Я сразу был заинтригован, а потом Джефф Хэтчер написал по книге прекрасный сценарий. Долго раздумывать мне не пришлось. Я люблю Конан-Дойла, конечно, и не мог упустить возможности поиграть с его мифологией, с его героем и всем шлейфом его многочисленных версий. Было интересно представлять, каким мог бы быть Холмс в реальности, причем уже в преклонном возрасте (в фильме ему 93 года — прим. «Ленты.ру»), как бы он относился к своему публичному образу, а как — к профессии детектива и собственному прошлому.
Вы много шуток строите вокруг пренебрежения Холмса к стереотипам — например, отправляете его смотреть кино о собственных приключениях.
Да, это важный для фильма эпизод! Холмс недоволен и тем, как описал его Ватсон, что уж говорить о развлекательных фильмах. Да и уважительно спародировать довоенные экранизации Конан-Дойла — фильмы с Джоном Бэрримором, Бэзилом Рэтбоуном, Артуром Уонтнером — мне было важно. Вообще, «Мистер Холмс» во многом строится как раз на воображаемом зазоре между тем, как Шерлок себя ощущает и помнит, и персонажем историй, написанных Ватсоном, палп-фикшен на потеху публике. И этот зазор — материал не только для комедии, но и для драмы. Ни Ватсона, ни миссис Хадсон рядом уже нет. Холмс всегда высмеивал писательские таланты Ватсона, а теперь пытается сам написать историю о своем последнем деле — «как оно было на самом деле».
Герой пытается стать рассказчиком. Вообще, Ватсона в кадре нет, но его отсутствие осязаемо.
Именно — и только это превращение в рассказчика наконец помогает Холмсу понять Ватсона, что скрывалось за преувеличениями и приукрашиванием. А заодно он впервые — в 93 года — понимает кое-что очень важное о самом себе — это настоящая драма. Катализатором для нее становится любопытство ребенка, сына горничной, которую играет Лора Линни и которая, конечно, нужна была нам, как своеобразное отражение миссис Хадсон и перемен, произошедших с миром. Действие же происходит уже после Второй мировой войны — по сравнению с этой катастрофой все злодеи, с которыми имел дело Холмс, мелюзга. Он сам это прекрасно понимает. Поэтому было глупо всерьез делать детектив. Даже флешбэки-воспоминания о последнем деле Шерлока не совсем детективные. Мне кажется, в Холмса, гениального, сварливого одиночку, вшит внутренний конфликт, и попробовать разрешить его было намного интереснее, чем решать еще одну детективную загадку. Этих фильмов о Холмсе и так хватает.
Вам самому какая экранизация больше нравится?
Самая любимая? Наверное, «Частная жизнь Шерлока Холмса» Билли Уайлдера. Я знаю, что это не совсем каноническая версия, зато это прекрасное кино! Уайлдер находит интересный способ подобраться к персонажу, иначе, чем кто-либо еще, показывает его мир. Но дух Конан-Дойла он все равно улавливает. Фанатам — точнее, фанатикам Шерлока, наверное, не сильно понравилось, но на то они и фанаты. А в России хорошо Шерлока знают?
Кадр из фильма «Мистер Холмс»
Спрашиваете! Конан-Дойл был, да я думаю, что и сейчас есть, в каждом доме. И его как раз многие читали. Лучшей же у нас общепризнанно считается собственная телеэкранизация. Это настоящий народный культ, любят говорить, что никто не сыграл Холмса так, как Ливанов, и в доказательство приводят орден, которым его наградила Елизавета II.
Серьезно? Я теперь обязательно ее посмотрю. Честно говоря, даже не мог представить. Что ж, надеюсь, фанаты советской экранизации меня не проклянут. Мы обходились с Холмсом очень бережно.
Позвали на его роль Иэна Маккеллена. Он же играл у вас в «Богах и монстрах» 20 лет назад. Сэр Иэн сильно изменился как актер?
На самом деле прошло 18 лет. Забавно, что когда он прочитал сценарий, то позвонил мне со словами: «Билл, так дело не пойдет, ты заставляешь меня играть полторы роли по цене одной». То есть Холмса в 93 года и в 60 с небольшим, во флешбэках. Но он шутил, само собой, дальше последовало: «Я еще слишком молод для этого...» Ну, вы понимаете. Наши гримеры его очень убедительно состарили. А сам Иэн... Конечно, он изменился. За эти 18 лет он по-настоящему прославился — благодаря ролям во «Властелине колец», «Хоббите» и «Людях Икс». То есть его как человека известность никак не изменила, он остался собой от и до. Но признание — другое дело: он стал расслабленнее, увереннее в себе и своих возможностях. Он лучше знает, какой рабочий график ему идеально подходит. По-своему это логично. «Боги и монстры» рассказывали о не до конца понятом, не принятом по заслугам персонаже, режиссере «Франкенштейна» Джеймсе Уэйле, — Иэн да и я сам вкладывали в него собственные переживания и страхи. А посвященного старению «Мистера Холмса» мы снимали, постарев на 20 лет, — пора бы уже беспокоиться и об этом (смеется).
Кадр из фильма «Мистер Холмс»
Что касается фанатов, то с ними вы имеете дело не впервые. Вообще, вашей смелости в этом плане можно позавидовать.
Вы имеете в виду «Сумерки» (Кондон снял третий и четвертый фильмы саги — прим. «Ленты.ру»)? Это был очень интересный опыт. Мне было любопытно, каково работать над проектом, к которому приковано такое внимание. Хотелось узнать на себе, как снимаются по-настоящему большие голливудские блокбастеры, научиться чему-то. Например, я понял, как важно иногда не замыкать на себе весь контроль за процессом. На «Сумерках» с их продюсерами и студийной машиной у тебя просто нет другого выбора, ты обязан уметь работать в команде. Но это, опять же, крутой опыт. Я уж точно о нем не жалею. Он мне невероятно помогает сейчас, когда уже за полгода перевалила работа над «Красавицей и чудовищем» для Disney. Там невероятно много компьютерной графики, она очень медленно рисуется и еще медленнее перерисовывается, когда мы решаем что-то поменять.
С ней вы тоже напрашиваетесь на сравнения с классикой — только уже с диснеевским мультфильмом.
Это точно, и мы это понимаем. Тем более у нас игровое кино. Ты должен помнить, что не все, что срабатывало в мультфильме, будет так же хорошо смотреться с актерами, какими бы хорошими ни были CGI. Поэтому, в отличие от мультфильма, наше кино не будет мюзиклом. Песни смотрелись бы смехотворно. Конечно, нужно было добиться и того, чтобы персонажи — от Белль до Гастона и живых предметов интерьера Чудовища — были узнаваемы, но при этом уникальны.
Надеюсь, у вас там есть немного и от Кокто?
Конечно, не так уж мало. Его экранизацию я на самом деле считаю лучшей — уж точно самой поэтичной и по-хорошему магической.
А о том, что взялись за «Пятую власть» — о Джулиане Ассанже, не жалеете?
Нет, но это был уже куда более жесткий опыт. Не все пошло так, как хотелось бы. Даже не на съемках, а вокруг фильма и его выхода. Сначала было это злобное открытое письмо самого Ассанжа, которое все напечатали. Он возмутился, но ведь тогда еще не видел фильма! Он заранее открестился на случай неудачи — и заодно подставил нас. Ассанж почему-то решил, что раз мы общаемся и с его врагами — значит, непременно займем их сторону. Мы просто хотели понять и показать эту историю с нескольких ракурсов, и по-хорошему, симпатизируем именно ему. Он потом посмотрел фильм и вообще-то его похвалил, но было уже поздно: у «Пятой власти» появился негативный фон, рецензии пошли плохие, и зритель тоже отвернулся. Если забыть обо всей этой шелухе — я доволен фильмом, несмотря на то, что коммерчески он провалился.
«Мистер Холмс» выходит в российский прокат 25 февраля