С 1 марта на ПК выходит одна из самых ожидаемых игр 2016 года — Far Cry Primal. На этот раз главному герою предстоит выжить в суровом первобытном мире, где он с копьем и луком наперевес должен стать вождем великого племени. «Лента.ру» выяснила, что нового Ubisoft привнесла в пятую часть культовой франшизы и почему у разработчиков не получилось сделать игровую копию фильма «Выживший».
Закон джунглей
Десять тысяч лет до нашей эры. Главный герой по имени Таккар вместе со своим племенем винджа кочует в поисках некой мифической плодородной земли — Уруса. Но во время охоты, в процессе которой игроку заодно объясняют азы управления, происходит несчастье, и добраться до Уруса в итоге удается лишь Таккару. Рай на земле оказывается совсем не таким гостеприимным, как описывалось в легендах: он полон диких зверей и враждебных аборигенов, а на помощь соплеменников поначалу рассчитывать не стоит. Такова завязка сюжета Far Cry Primal — пятой части культовой франшизы от Ubisoft.
Оригинальный Far Cry вышел еще в 2004 году и стал настоящим прорывом в жанре шутеров от первого лица. Немецким разработчикам из Crytec удалось грамотно совместить динамичные перестрелки в джунглях, зловещие катакомбы с монстрами и сюжет в духе лихих боевиков 80-х с Майклом Дудиковым. В итоге игра разошлась по миру многомиллионным тиражом и заслужила HD-переиздание, а также традиционно сомнительного качества фильм Уве Болла с Тилем Швайгером в главной роли.
Вторая часть разрабатывалась силами канадской Ubisoft Montreal и после релиза в 2008 году вызвала среди фанатов ожесточенные споры. Одним пришелся по душе огромный открытый мир, обилие внесюжетных квестов и отлично переданная создателями атмосфера гражданской войны в Африке. Другие же отмечали, что игра вышла очень скучной: в бескрайних саваннах было абсолютно нечего делать, побочные задания надоедали через час активной игры, а сюжетные миссии отличались зубодробительной сложностью. Но больше всего игроки возненавидели вражеские блокпосты, которые нужно было захватывать, чтобы сохранять игру и открывать новые локации.
Большинство ошибок разработчики учли в вышедшей в 2011 году Far Cry 3. Игровой мир существенно уменьшился в размерах, зато стал куда более динамичным и живым. Кроме того, на этот раз Ubisoft Montreal придумали действительно интересный сюжет с обилием запоминающихся моментов. Главный герой мстил зловещему психопату Ваасу Монтенегро, попутно употреблял галлюциногены, становился лидером местных повстанцев и освобождал территорию от злодеев путем захвата чекпоинтов-радиовышек. Ubisoft продала более 10 миллионов копий игры, а боссы студии поняли, что нашли идеальную формулу современного шутера.
Вышедшая в 2014 году четвертая часть оказалась практически полной копией третьей. Конечно, разработчики перенесли действие игры в вымышленный регион Гималаев под названием Кират, добавили немного религиозной мистики и возможность кататься на слонах, а вместо харизматичного Вааса главным злодеем стал жеманный метросексуал Пейган Мин. Но в остальном игрокам, как и прежде, пришлось захватывать вышки-чекпоинты и выполнять сюжетные и побочные задания.
Дубина вместо калаша
К сожалению, надежда на то, что в Far Cry Primal разработчики решат хотя бы немного отойти от формулы предыдущих двух частей, умирает вместе с первой сотней противников. Игроков ждет все та же беготня по живописным локациям, отстрел местной фауны и представителей враждебных племен, а также захват чекпоинтов. Да, вместо прыжков по радиовышкам теперь нужно поджигать костры, а обычных тигров заменили их саблезубые предки, но в остальном игровая механика осталась почти неизменной.
Единственное исключение — боевая система. Поскольку действие игры происходит в первобытном мире, то вместо уже привычных пистолетов и автоматов в распоряжении игроков есть только дубины, копья и лук. Их нужно самостоятельно мастерить из подручных материалов, и со временем все оружие может прийти в негодность. Это серьезно меняет стиль игры и добавляет Primal драйва: драться врукопашную или поливать противников стрелами не надоедает даже в финале игры, а неожиданные прыжки из засады и вонзание копья в спину аборигена хочется повторять снова и снова.
И игра исправно предоставляет такую возможность, ведь для захвата очередной вражеской деревни каждый раз приходится истреблять целые полчища врагов. По аналогии с Far Cry 3 и 4, по мере прохождения злодеи становятся все сильнее, и с середины игры приходится тщательно прорабатывать тактику, чтобы не стать жертвой очередного меткого лучника или громилы с факелом. Но это вряд ли станет непреодолимым испытанием для привыкших к сражениям со снайперами и огнеметчиками фанатов серии.
Еще несколько заявленных разработчиками нововведений на деле практически не нужны для прохождения сюжетной кампании. Обещанное создание собственного племени на поверку оказывается примитивным градостроительным симулятором с предшествующими побочными квестами.
На карте находится соплеменник, для которого сначала нужно выполнить задание, а затем поселить в деревне и построить ему хижину. За это игрок получает дополнительные ячейки здоровья и охотничьи навыки. Племя также добывает необходимые ресурсы, но их всегда можно найти самому, просто придется потратить чуть больше времени на монотонную охоту или собирательство.
Спасать соплеменников стоит лишь в сюжетных заданиях, ведь некоторые из второстепенных персонажей вышли на редкость удачными. Чего стоит один только эксцентричный шаман, через употребление специфических первобытных отваров обучающий героя приручать животных. Эпизод с ним не отличается новизной — в Far Cry 3 и 4 уже были уровни с расширением сознания, но точно запомнится игрокам надолго.
Само приручение животных занимает ровно пять секунд, за которые нужно успеть дважды нажать одну и ту же клавишу. После этого волк, пантера или саблезубый тигр помогают игроку охотиться и по команде атакуют врагов. Хищников время от времени нужно подкармливать, тем самым восполняя им здоровье. Но в отличие от того же пса в Fallout 4 от них напрямую не зависит сюжет, и использовать того же волка при атаке на очередную деревню можно разве что ради интереса.
То же самое можно сказать и о катании на мамонтах. В первобытных локациях их мощь просто бесполезна, тогда как в Far Cry 4 слоны безжалостно топтали разбегавшихся во все стороны автоматчиков и лихо отправляли в полет автомобили. Единственным интересным нововведением из мира животных стала сова, которая в игре исполняет роль беспилотника. С ее помощью можно разведать местность и отметить на карте врагов. Управлять ею крайне непросто, и многие наверняка вспомнят ставшую легендой миссию с вертолетиками из GTA Vice City.
Быть, а не казаться
При этом игру ни в коем случае нельзя назвать плохой или некачественной. Ubisoft Montreal традиционно тщательно проработали игровой мир, воссоздали огромное количество первобытных зверей и заставили игровой движок выдавать просто умопомрачительные пейзажи. Кроме того, Primal получил весьма достойную сюжетную составляющую, так что за ходом истории действительно интересно следить. Приятным бонусом стал и специальный древний язык, на котором разговаривают все игровые персонажи. Порой новый Far Cry настолько хорош, что в процессе очередной схватки на каменных топорах можно почувствовать себя героем «Апокалипто» Мэла Гибсона.
Особенно разработчикам удались эпизоды в снежных горах, где герою приходится либо напяливать на себя тяжелые шкуры, либо метаться в поисках костра. Казалось бы, ничего нового, — в Battlefield: Bad Company 2 игроки уже рисковали замерзнуть насмерть в снежной пурге. Но в отличие от шутера про войну России и США, в Primal происходящее на экране почему-то кажется почти реальным.
Но в целом открытый мир от Ubisoft в очередной раз не живет своей жизнью, а скорее функционирует по заранее написанному сценарию. Неопытному игроку все увиденное может показаться в новинку, но фанаты серии с первого взгляда заметят все мелкие баги и неточности, которые раз за разом раздражают их в новых частях Far Cry.
При этом у разработчиков явно было куда развиваться. Можно было взять пример у коллег из британской Ubisoft Reflections — в их Tom Clancy’s The Division ставка сделана на совместное онлайн-прохождение, и игроки действительно вынуждены выживать, собирать припасы и каждую секунду ждать ножа в спину от вчерашнего боевого товарища. Даже Fallout 4 от Bethesda при всех своих минусах гораздо лучше передает атмосферу открытого мира, где героям каждую секунду приходится бороться за жизнь, используя для этого окружающую обстановку.
Но в Ubisoft вновь решили пойти простым путем и просто сменить декорации. Так что никакой атмосферой оскароносного «Выжившего» тут и не пахнет, это все тот же красочный и кинематографичный Far Cry, только про туземцев. И пусть игровые издания по привычке ставят Primal максимальный балл, все постепенно понимают — еще один подобный трюк разработчикам уже не простят.