До начала чемпионата Европы по футболу во Франции осталось ровно 100 дней. Мы начинаем серию материалов о городах Франции — хозяевах Евро-2016. Сегодня рассказ о Марселе.
Марсель знаменит как главный город Прованса, столица средиземноморской Франции, крупнейший порт. Но для нас сейчас важнее то, что именно в этом городе 11 июня сборная России проведет свой первый матч на Евро-2016! И уж если вы собрались отправиться на континентальный турнир, то конечно же должны увидеть эпическую битву наших с родоначальниками футбола — англичанами.
На такси или на яхте?
Способов добраться до Марселя множество, от самых простых, до совершенно экзотических. Самый быстрый и банальный — по воздуху. Естественно, в Марселе есть аэропорт, отвечающий всем современным требованиям, и туда можно прилететь прямиком из Москвы. Есть регулярные рейсы, а к Евро, хочется верить, добавятся и чартеры.
Все матчи Евро-2016 в Марселе
Групповой этап
11.06.16, 21:00.* Англия — Россия
15.06.16, 21:00. Франция — Албания
18.06.16, 18:00. Исландия — Венгрия
21.06.16, 18:00. Украина — Польша
1/4 финала
30.06.16, 21:00. Победитель матча 37 — Победитель матча 39
1/2 финала
07.07.16, 21:00. Победитель матча 47 — Победитель матча 48
*Время среднеевропейское
Аэропорт Марсель Прованс расположен в тридцати километрах от города, посему возникнет необходимость добираться до центра. И первая ассоциация — марсельское такси. Именно по этому маршруту возил своих клиентов знаменитый герой одноименного фильма (Даниэль Моралес в исполнении Сами Насери), а чем для большинства пассажиров заканчивалась поездка, вы, наверное, помните. Но коли есть потребность в острых ощущениях — пожалуйста. Обойдется это приключение примерно в 50 евро. Если поделить на троих-четверых, то вполне приемлемо. То же расстояние можно покрыть на комфортабельном автобусе за 8 евро. Экспрессы отправляются каждые 15 минут, а к Евро их количество будет увеличено. Проблема только в том, что они ходят до 23 часов. Самый же экономичный способ транспортировки себя любимого к городу комбинированный: сначала бесплатным автобусом-челноком до близлежащей железнодорожной станции, а потом на поезде до центрального вокзала. Билет обойдется примерно в пять евро, время — менее получаса.
Второй способ добраться до Марселя более продолжительный, зато познавательный. Прилететь в Париж (рейсов туда гораздо больше), взять напрокат машину и отправиться на юг. Ехать примерно 800 километров, но по великолепному скоростному шоссе, так что не устанете. Посмотрите страну, почувствуете атмосферу… А авто очень пригодится для поездок по волшебному средиземноморскому побережью в перерывах между матчами. В принципе, тот же путь можно проделать с помощью скоростного поезда Париж — Марсель, но это выйдет дороже. Опытным путем проверено, что для компании в три-четыре человека аренда машины в складчину выгоднее.
Третий и самый романтичный способ добраться до Марселя — по морю. Это ведь крупнейший порт, куда заходит огромное количество круизных лайнеров и всевозможных яхт. Если есть время и добрая компания, то можно совместить футбол и морское путешествие. И проблем с жильем, кстати, не возникнет.
Безродный космополит, или город контрастов
Марсель портовый город, к тому же, расположенный прямо напротив побережья Магриба. Что и определило его характер. Здесь пахнет рыбой и мелкой приморской контрабандой. В городе полно выходцев из Северной Африки, которые сохраняют свои обычаи, хотя хватает здесь и армян, и евреев, да и французов тоже. Здесь царит суетливая атмосфера портового города, которая присуща Одессе или, скажем, Стамбулу. Двунадесять языков, шумные базары, кривые улочки Старого города…
Но Марсель это и второй по величине город Франции, а положение обязывает… Так что хватает здесь и дорогих отелей, и фешенебельных магазинов, и ресторанов, и, конечно, вилл. Это ведь крутой курорт, Ривьера!
Фото: Depositphotos.com
Город как бы соткан из противоречий. Он очень французский и в то же время наполнен выходцами из Африки и Азии. Он богатый и бедный. Степенно респектабельный и приблатненно хулиганский. Он не однозначный, и, наверное, в этом его прелесть.
Космополитичность Марселя имеет давние традиции. Считается, что город основали греческие колонисты, но не из материковой Эллады, а из города Фокея, что в Малой Азии. Это такая вторичная колонизация — сначала ребята из Афин отправились на восток в Лидию, а уже потом оттуда двинулись на запад, сменив турецкое побережье на французскую Ривьеру.
Эллины пришли не на пустое место — здесь жили достаточно воинственные и многочисленные лигурские племена. Неизвестно, как сложились бы их отношения с пришельцами, но в историю вмешалась любовь… Согласно легенде, местный правитель как раз в этот момент озаботился тем, чтобы устроить будущее своей красавицы дочери Гиптисы. Он устроил пир, на который собрался весь цвет местной публики. Дочь царя должна была выбрать своего героя и в знак расположения поднести ему кубок с вином. И ко всеобщему изумлению выбрала она не представителя местной элиты, а… простого эллина Протиса, которого гостеприимный хозяин тоже пригласил на вечеринку. В качестве свадебного подарка молодожены получили от отца часть побережья, где греческие друзья жениха основали город, названный ими Массалия.
Расстояние от Марселя до других объектов Евро-2016
Ницца — 215 км
Лион — 315 км
Сент-Этьен - 335 км
Тулуза — 405 км
Бордо — 650 км
Париж — 780 км
Сен-Дени — 790 км
Ланс — 985 км
Лилль — 1000 км
В первом веке город сильно пострадал, причем совершенно незаслуженно. Гай Юлий Цезарь переругался с Гнеем Помпеем Великим и перешел Рубикон, а по сути, затеял гражданскую войну. Массалия поддержала «законную власть», за что и была разорена. Жителям осталось тешить себя тем, что поражение потерпели они от великого Цезаря… Может быть, именно после этого в Марселе довольно скептически относятся к соблюдению законов.
В эпоху Крестовых походов жители города (уже перекроившие название Массала в Марсель) отлично зарабатывали на доставке бравого богоспасаемого воинства в Святую землю, а потом на эвакуации оттуда побитых рыцарей. Заодно наладили торговые связи с противоположным берегом Средиземного моря, что стало основой богатства коммуны в последующие века. От тех времен в Марселе остались величественные фортификационные сооружения, в том числе знаменитый замок Иф.
Во время Великой французской революции марсельцы опять отличились, но уже на музыкальной ниве. Марсельский добровольческий батальон вступил в Париж с песней, которая вскоре стала символом и гимном Франции. Сейчас мы знаем ее как «Марсельезу» (то есть марсельскую песню), хотя автор — военный инженер Клод-Жозеф Руже де Лиль — писал ее как «Военный марш Рейнской армии». Впрочем, какая теперь разница…
Не буйабесом единым…
Выдающихся архитектурных памятников в Марселе нет. Во всяком случае, в мировом масштабе. Как-то не сложилось, да и последняя война нанесла городу страшный урон. Но это совсем не значит, что в Марселе не на что посмотреть. Хотите исторических реликвий — к вашим услугам Сад руин, как именуют здесь остатки античной Массалы. Вспомнили старика Дюма и графа Монте-Кристо — плывите на остров Иф к одноименному замку (катер — 10 евро). Хотите искупаться в море — отправляйтесь на шикарные городские пляжи или поезжайте за город к каланкам — уютным небольшим то ли бухточкам, то ли фьордам, на которые так богато местное побережье. Вот здесь-то машина будет весьма кстати, хотя можно взять катерок примерно за 30 евро или воспользоваться рейсовым автобусом.
Обязательно нужно подняться к возвышающейся над городом церкви Нотр-Дам-де-ла-Гард. В принципе, она лучше смотрится издали, да и, честно говоря, сама по себе церковь середины XIX века не уникальна, но вид оттуда открывается фантастический. К тому же позолоченная скульптура богоматери на колокольне считается покровительницей города, а это требует уважения.
А еще Марсель знаменит своей кухней. Она типично прованская, но с явным налетом магрибских традиций. И, конечно, с ярко выраженным морским запахом.
Фирменное марсельское блюдо — буйабес, что-то вроде хитрой ухи из разных видов рыбы и морепродуктов. Изначально, это было обычное рыбацкое варево, которое жены тружеников моря готовили из того, что не удалось продать — всякой мелочи, моллюсков, мидий и т.д. Но со временем, буйабес превратился в изысканное блюдо, а банальных местных устриц и крабов в нем заменили омары. В Марселе вам расскажут, что сама богиня Афродита кормила этим блюдом мужа Гефеста в награду за трудолюбие. Правда, на самом Олимпе об этом ничего не знают…
Буйабес можно попробовать в любом заведении Старого порта (Vieux Port), причем каждый марсельский повар уверен, что именно его буйабес — самый правильный. Тут уж как повезет. Проще ориентироваться на цену холодного белого вина, без которого трапеза в Марселе не мыслима.
Фото: Jean-Paul Pelissier / Reuters
Больше чем футбол
Футбол в Марселе это гораздо больше чем спорт. И даже больше чем футбол. Это почти религия. Это то, что объединяет французов и эмигрантов, богатых и бедных, хулиганов и законопослушных буржуа. Клуб «Марсель» — гордость горожан и суть их жизни, на него молятся, его проклинают, он олицетворяет противостояние Марселя и Парижа. Он даже важнее буйабеса!
Кстати, судьба клуба очень точно отражает дух города. Это взлет и величие эпохи Бернара Тапи, а потом падение с самых верхов европейского футбола в пропасть. Но марсельцы готовы закрывать глаза на общественную мораль, если это приносит успех любимому клубу. Победа в Лиге чемпионов 1993 года для них все же больше повод для гордости, чем для покаяния. А Тапи — скорее герой, чем преступник…
Стадиону «Велодром» скоро восемьдесят, но он юн и современен. К Евро был проведен капитальный ремонт, переделана крыша, а вместимость увеличена до 67 тысяч мест. Стадион очень удобно расположен — всего километр от центрального вокзала и три с небольшим от Старого города. Но если лень ходить — есть метро.
Когда во Франции был последний крупный турнир, а было это в 1998 году, фан-зона размещалась прямо на пляже Прадо и была максимально демократичной. Людям разрешалось приносить с собой пиво и вино, а в перерывах матчей народ с удовольствием купался в море. Но сейчас все сложнее. После осенних терактов в Париже сам вопрос о существовании фан-зон пока остается открытым. Но жизнь продолжается, и в ближайшее время ситуация с этим неизменным атрибутом крупных футбольных турниров прояснится.