Ассоциация молодых учителей России направила в Союз кинематографистов и на телеканалы открытое письмо, в котором попросила не очернять в кино образ учителя. По мнению авторов послания, насмотревшись современных фильмов, молодежь отказывается идти работать в школу. «Лента.ру» поговорила с молодыми педагогами, чтобы понять, почему они пришли в школу, почему остались в профессии и так ли страшен для школы ее киношный образ.
Ассоциации не понравились сериалы «Школа» и «Физрук», фильмы «Географ глобус пропил» и «Училка». В организации считают, что школа там показана как «деградирующее заведение, в котором процветает агрессия и неадекватность, неверие и недоверие, упаднические настроения и просто ненависть», а педагог предстает небогатым неудачником.
Максим Давыдов, зампред Ассоциации молодых учителей России, учитель истории, Новосибирск
Школе нужна молодежь и, чтобы привлечь ее, надо в том числе изменить негативное информационное поле вокруг школы. За счет позитивного образа мы хотим получить приток молодежи.
Искусство может быть разным, но образ учителя в современных фильмах не соответствует действительности. Возможно, в 90-е годы педагоги такими и были, но все меняется. У нас есть проблемы, и закрывать глаза на них преступно. Но есть и достижения, которые мы просим поддержать. В «Большой перемене» или «Доживем до понедельника» тоже много проблем, но у этих фильмов был позитивный посыл, профессию учителя показывали как сложную, но уважаемую и приносящую пользу. Почему у нас можно вскрывать нарывы, говорить об ошибках, а когда предлагают снять что-то позитивное, начинают говорить, что это пропаганда.
На педагогический я пошел потому, что меня вдохновила своим примером мой учитель истории Епифанова Ольга Анатольевна. После института я не пошел в школу в том числе потому, что в обществе существовал негативный настрой. Это был конец 90-х — начало нулевых, никто не хотел работать учителями. Но потом пришло осознание, что действительно важно, и я пошел за скромную зарплату в школу рядом с домом. Начал работать и не пожалел. Не могу сказать, что у меня эйфория от работы, но я считаю, что это мое.
Я сам учился в школе, в двух поработал, в 15 бывал, общался со многими учителями. И не столкнулся с людьми, как в фильмах «Школа» или «Географ глобус пропил». В школе, где я работаю, есть школьное радио, телевидение и газета, есть кружки, дети участвуют в олимпиадах. Учителя приглашают на урок выдающегося актера из нашего города и он показывает моноспектакль. И таких школ много.
Дмитрий Горшенев, учитель географии, Москва
Влияние кинематографа на школьников сильно преувеличено. Я бы в школьные годы такие фильмы, как «Географ глобус пропил», даже смотреть не стал, мне это было не интересно. Там нет экшена, супергероев. Географ, который пропил глобус, — это мужик, который без образования пошел работать в школу. Понятно, что, раз у него нет образования, он не может справиться с детьми, а раз он лох, то его решили проучить.
Лично у меня проблем с поведением учеников не возникало. Учителей дети сейчас не изводят, ученики измельчали, они в большинстве своем слабенькие психологически и физически. В 90-е годы могло быть такое, а сейчас даже классы недружные, атомизированные, разбитые по группировкам. Со сверстниками они могут что угодно сделать, еще и на видео заснять, а с учителями так себя вести они боятся.
Непросто установить доверительные отношения со старшеклассниками, потому что они думают, что ты за плохих, за учителей. Я веду себя с ними как старший товарищ, который может сделать все то же самое, что и они, только немного умнее. И ребята начинают тянуться ко мне. Кроме того, я играю с ними в футбол, бегаю в форме по улице, пинаю мяч и они понимают, что я такой же, как они.
Если говорить о негативном фоне, то куда больше такому влиянию подвержены родители. Они считают, что школа должна быть санаторием, а вместо этого она представляется чем-то вроде зоны для их детей. При этом такое положение вещей их, похоже, устраивает. Мамы и папы из поколения 1980-х не задумываясь перекладывают ответственность за воспитание на школу, хотя эту функцию с нее давно сняли.
Да и отношение к учителям у родителей далеко не всегда адекватное. Мне родители учеников часто задают странные вопросы: «Зачем ты сюда пришел? Это работа для пенсионеров, иди зарабатывать деньги».
Нельзя измерять престиж профессии деньгами, потому что каждый по-своему понимает достойную оплату. В регионах, я знаю, зарплата у учителей немаленькая, а в Москве действует принцип, чем больше работаешь, тем больше получаешь. Зарплата в 150 тысяч здесь возможна, если работаешь 16 часов в сутки. А зарплата в 100 тысяч — это легко. Тем не менее, в школу идут только те, кто в этом заинтересован. Если надо просто заработать денег, то это проще сделать где-нибудь еще.
О работе учителя я не мечтал. Закончил МГИМО с португальским языком и хотел поработать в Латинской Америке. Но в МИДе мне предложили подождать несколько лет или ехать в Африку. Я решил вернуться домой в Калининград и устроиться на самую простую, как мне казалось, работу — учителем в поселковую школу. И я до сих пор об этом не жалею. Сейчас вот преподаю в Москве.
Ольга Забатурина, учительница математики, Москва
Московским школьникам некогда смотреть все эти негативные фильмы из-за большой загруженности. К тому же они вовсе не стремятся, как герои этих фильмов, выпивать на задворках школы, им это не по статусу, им интересней сходить в какое-нибудь модное кафе. Хотя все зависит от семьи. Если она благополучная, то такое кино вызовет у ребенка усмешку. Если дома не все в порядке, то подросток, наверное, может заинтересоваться.
Мне повезло, я преподаю в Международной гимназии, сюда сложно попасть, и дети уважительно относятся к учителям. Но когда я была организатором на ЕГЭ в школе на окраине, там было совсем иначе, там могли мелом кинуть, оскорбить, там учатся много детей из азиатских стран и других приезжих, с их стороны ноль уважения к учителю. Но едва ли это из-за кино.
То, как ребенок воспринимает педагога, во многом зависит от родителей. Иногда они приходят на урок и при всем классе, размахивая тетрадкой, пытаются выяснить, почему у их ребенка стоит тройка. Ребенок во всем старается подражать своему родителю, и, если он видит со стороны мамы или папы неуважение к педагогу, то чего мы хотим от ребенка? В этом случае об обучении и воспитании не может быть и речи.
Самый сложный в школе первый год. Из-за молодости меня не воспринимали всерьез. Родители приходили и просили, чтобы их детям дали более опытного учителя, а не вчерашнего студента, говорили, что не хотят, чтобы их дети были подопытными кроликами. Очень сложно работать учителем, пока тебе не исполнилось 30.
Образ учителя в голове ребенка берется не из кино, это дело рук самого преподавателя. Важно завоевать уважение в детском коллективе. Когда я пришла, у меня были пятые и восьмые классы. Пятиклассникам не нужна твоя система преподавания, им важно, насколько ты с ними мягок. Старшие дети могут устроить проверку, задать каверзный вопрос, чтоб узнать, насколько компетентен новый учитель. Причем они могут специально готовиться, выбирать вопрос из любой темы, на несколько уроков вперед.
Спустя два года преподавания мне кинули ссылку на посвященную мне группу во «ВКонтакте» «Я люблю Ольгу Ивановну, но иногда я ее так ненавижу». Там был опрос с вариантами ответов, среди которых были «Мне нравится эта стерва» и «Мне нравится эта не стерва». Несколько раз старшеклассники мне дарили конфетки в коробке-сердечке, оставляли записочки под дверью. Иногда они говорят комплименты, например, что у меня красивые туфли. Работая с детьми, нужно, как нигде, следить за своей внешностью — дети самое строгое жюри. Нужно быть на высоте во всем — некрасивую лохматую тетку никто уважать не будет.
Я захотела стать учителем еще когда сама училась в школе. Поступила в педагогический и поняла наверняка, что хочу работать с детьми, а не становиться офисным планктоном. По профессии работает процентов двадцать моих однокурсников, большинство пошли в банковскую сферу. Но я до сих пор не пожалела о своем выборе.
Анатолий, учитель русского и литературы, Москва
Художественный мир фильмов никак не влияет на восприятие школы. В школе есть все то, что показывают в кино, но, как и в жизни, все это разреженно. Но если все сгустить, то получится действительно как в кино. Дети из таких фильмов ничего нового не узнают, они, скорей, могут напугать родителей. Они смотрят «Школу» Гай Германики и представляют, что все это происходит с их ребенком. Хотя на самом деле все не так.
А «Физрук» — это вообще комедийный сериал — физруки, трудовики и преподаватели ОБЖ самые комичные персонажи в любой школе.
Дети разные бывают. У нас есть прекрасные олимпиадники, и трудные, не вполне адекватные дети. В России образование инклюзивное, и часто в школе оказываются дети, которые по медицинским показаниям не должны там учиться. Они странно себя ведут и мешают учителям. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Но без согласия родителей мы не можем провести медицинское освидетельствование и убрать этих детей.
Есть дети из проблемных семей. У нас был мальчик, который, по слухам, страдал алкоголизмом, хотя пьяным в школу он не приходил. Его даже отправляли на принудительное лечение и из школы забрали в седьмом классе. Истории бывают разные. Например, две девочки из восьмого класса убежали из дома и их нашли на другом конце Москвы в овощной палатке у какой-то бабки. Такое случается, но подобное может произойти раз-два за год.
Но мне нравится то, чем я занимаюсь, у меня интересная работа, прекрасный коллектив, достойная зарплата. Я работаю первый год, и получаю много надбавок — за то, что я молодой специалист, и за то, что я с отличием окончил вуз. Зарплата получается 88 тысяч рублей, хотя при этом у меня очень большой объем работы.
Екатерина Кузнецова, учитель русского и литературы, Пенза
Мне опыт в школе пришлось набирать методом проб и ошибок. Я начинала работать классной руководительницей в классе, где было 10 мальчиков и четыре девочки, но в первые два месяца девочки перешли в другую школу. Моими учениками были сложные дети из неблагополучных и неполных семей, возможно поэтому учитель для них был очень важен. Ведь если есть полноценная семья, ребенок будет слушать родителей, брать образец поведения в семье, и с этим бесполезно бороться. Учитель играет большую роль в воспитании, но если дома ребенок видит совершенно иной пример, то противостоять этому невозможно.
Мне приходилось мальчишек чуть ли не за шкирку собирать. Они не слушались, сбегали с уроков, боялись меня, у меня была кличка — «Мой фюрер», потому что я была очень строгой. Другие учителя своих учеников мной пугали. Но сейчас это адекватные, воспитанные молодые люди, у нас остались теплые отношения. Некоторые из них вполне успешны, они продолжают обучение, чтобы получить профессию и жить правильно.
У меня был ученик, папа которого погиб на стройке, когда ему было два годика, а мама покончила с собой, когда он учился в седьмом классе. Мальчишка сам по себе был сложный, озорник, а после такого происшествия у него случился нервный срыв, он наблюдался у врачей. Он остался с пожилой бабушкой, не слушался, и она мне звонила. Говорила, Екатерина Михайловна, он уроки не сделал, собрался гулять. Я просила дать ему трубку и говорила с ним. Объясняла, почему учиться — это так важно. Убеждала его, иногда и угрожала: «Ваня, завтра я все проверю, если не сделаешь — я тебя накажу». Если я сказала, он не ходил на улицу. Приходилось и так действовать.
Но вообще мне нравится работать с детьми. Это перекрывает все минусы. Они дают столько положительных эмоций, что заставляют забыть даже о каких-то бытовых проблемах. Не понимаю, при чем тут кино... Ведь человек решает пойти в педагогический, имея десятилетие личного опыта и пример своих учителей. Это его школьный учитель создает образ педагога, а не абстрактный киногерой.