24 марта в столице на волне 105 FM заработала новая радиостанция — «Радио Книга». Ее курирует компания лидера группы «Любэ» Николая Расторгуева. Год назад новость о том, что Расторгуев запустит в Москве радиостанцию, озадачила рынок. Последние несколько лет считалось, что FM-диапазон в Москве забит под завязку и вещать попросту негде. Кроме того, волна досталась «Радио Книге» подозрительно просто: в тендере на получение частоты компания Расторгуева была единственным претендентом. Как потом объяснили — потому что волну планировали отдать исключительно под литературную концепцию. «Лента.ру» поговорила с любимым певцом президента и выяснила, зачем ему радиостанция про книги.
«Лента.ру»: Зачем вам литературная радиостанция?
Расторгуев: Это не вдруг случилось. Мы занимаемся этим уже пять лет. Сначала запустили одноименную радиостанцию в Волгограде. Это был пилот, мы смотрели, как он пойдет и пойдет ли вообще. Посмотрели. Оказалось, что в Волгограде нас слушают с большим интересом.
Вы музыкант. Было бы логично, если бы вы запустили музыкальную радиостанцию.
Поющих радиостанций много, и везде одно и то же. Меня как музыканта все это поддостало. Постоянно одна и та же музыка от одних и тех же исполнителей. Я просто не могу уже. Поэтому в машине я слушаю то, где разговаривают, а не поют. Да, возможно, это только мой такой пунктик.
А почему вы поторопились запуститься именно в разгар кризиса?
Конечно, мы все почувствовали финансовый кризис на себе. Но когда мы выиграли частоты, мы поставили себе задачу, и нужно было кровь из носа ее выполнить. И мы сделали станцию в Москве за очень короткий срок. Меньше года — такого не бывает вообще.
Я спрашивала о том, что вы запускаете не самый идеальный для монетизации продукт во времена, когда даже станции с популярной музыкой испытывают трудности. Как радиостанция про книги будет зарабатывать деньги?
Для нас это пока большой вопрос. Мы ведь не можем сейчас предугадать, станет ли наша радиостанция хитом. Чтобы самостоятельно себя обеспечивать, она должна быть интересной. Вот пока наша главная задача — привлечь слушателей. Как это сделать — будем смотреть, исходя из первых результатов.
Вы исключительно инвестируете в радиостанцию или отбором контента тоже занимаетесь?
Что транслировать в эфире, решает Егор Серов, программный директор. Он провел серьезную работу: дневал и ночевал там.
Я принимал непосредственное участие в создании радиостанции. Я один из авторов проекта и совладелец. Мы занимались этим вплотную вместе с моим партнером Игорем Николиным.
Были трудности при запуске в Москве?
Самой большой сложностью оказалось согласование. Ведь станция перекрывает несколько городов-спутников Москвы. И здесь важно было добиться, чтобы мы каким-то образом, техническими средствами избегали пересечения этих частот. Это было очень непросто.
По инстанциям ходили?
Ну, не я лично, а мы — наши люди, которые разбираются в технике. Я в технике ничего не понимаю, я не инженер. Но у нас в компании работают те, кто понимают что к чему. Они и занимались этим вопросом.
Вы уже слушали эфир?
Да, я нашел у себя маленький аналоговый приемник Grundig на батарейках. Он самый надежный, самый! В полночь я его настроил на нашу волну и слушал всю ночь. Обычно-то у меня телевизор бубнит.
Какие впечатления от трансляции?
Пока у меня хорошее впечатление. Анализировать еще рано, ведь прошло всего несколько часов с момента, как радио начало вещать. Но то, что пока доносится из приемника, мне нравится. Интервью с Андреем Ястребовым (доктор филологических наук, автор книг «Боже, спаси русских», «Пушкин и пустота» и других произведений — прим. «Ленты.ру»), например, очень понравилось.
Значит, всем довольны?
Не могу сказать, что мне хочется что-то исправить. Но это мое личное мнение, нужно все-таки брать в расчет мое эмоциональное состояние сейчас. Объективным быть не могу, потому что, честно говоря, пока нахожусь в эйфории от того, что мы это сделали. Чтобы понять, как реагируют слушатели, конечно, потребуется специальная фокус-группа.
По-вашему, литературное радио может быть успешным?
Я думаю, что может. Посмотрите на радио «Звезда». У них ведь очень хорошие рейтинги. Я сравниваю, разумеется, с показателями разговорных радиостанций, а не музыкальных.
Кроме того, у «Радио Книга» ведь есть еще одна задача — заинтересовать человека чтением. У нас даже слоган «Слушай, чтобы читать». Мы подготовили затравки, фрагменты из произведений, способные возбудить интерес к прочтению книги целиком.
Вам самому удается читать книги целиком?
Мы не об этом сейчас разговариваем, миленькая.
Ну, любопытно же.
Любопытно — это потом. У вас все вопросы?
По поводу запуска проекта — да.
У нас повод один был сегодня. Спасибо большое.