В апреле страну ждет новый скачок налогового сбора на разные виды топлива. «Лента.ру» решила спрогнозировать, когда следует ждать роста цен на бензин и каким он будет.
В стремлении наполнить бюджет правительство поднимает стоимость акцизов на бензин и дизельное топливо. И делает это второй раз за год — первое повышение случилось 1 января, ставки для бензина выросли на два рубля. В целом акциз на бензин экологического стандарта Евро-5 подскочил на 36 процентов за литр, на дизтопливо — на 20 процентов.
И вот по истечении трех месяцев нефтяников ждет новый виток роста сборов. С 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин вырастет еще на два рубля, на дизтопливо — на один рубль за литр. Таким образом, подсчитали эксперты, акциз на автомобильный бензин пятого класса до конца 2016 года составит 10 130 рублей за тонну, на дизтопливо — до 5293 рублей за тонну.
Увеличение акцизов на бензин — вполне предсказуемый способ пополнения казны в условиях сокращения экспортных доходов. О необходимости вновь поднять ставки в начале февраля заговорили в Минфине, по мнению главы ведомства Антона Силуанова, эта позволит хоть как-то спасти ситуацию с терпящим бедствие бюджетом, дав дополнительно около 90 миллиардов рублей.
Новость о втором увеличении акцизов за короткое время (ранее два раза за год топливные акцизы повышали только в 2013-м) тут же посеяла панику среди населения. Из регионов пошли сводки об очередях на заправках: автолюбители, прихватив канистры, стали запасать бензин впрок.
Все под контролем?
Все началось с нервного заявления вице-президента «Лукойла» Владимира Некрасова. Он сказал, что нефтяная компания готовится поднимать ценники на своих автозаправках, — в противном случае АЗС нефтяного холдинга грозит нулевая рентабельность. Некрасов пояснил, что «Лукойл» продает на внутреннем рынке 15 миллионов тонн нефтепродуктов в год. В связи с повышением акциза с 1 января компания уже потеряла 30 миллиардов рублей, а после очередного роста налогового сбора с 1 апреля потеряет еще 30 миллиардов. Для сохранения рентабельности розничной сети цены на АЗС нужно поднять хотя бы на два рубля, резюмировал топ-менеджер «Лукойла».
Но его тут же одернуло антимонопольное ведомство. ФАС вынесла предупреждение первому вице-президенту «Лукойла» — дескать, прогноз динамики цен на бензин может привести к нарушению закона о защите конкуренции. Естественно, чиновники поспешили успокоить рынок: по словам Силуанова, цены на топливо для потребителей от очередного акцизного витка «повыситься не должны». Следом выступил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, который заверил: необоснованного роста цен на бензин в связи с повышением акцизов не будет. Рынок нефтепродуктов работает устойчиво, и в этом смысле «потрясений на нем ждать не приходится». На недавней пресс-конференции глава ведомства Игорь Артемьев пригрозил начать расследование, если розничные цены на бензин после первоапрельского повышения акцизов вырастут больше чем на два-три процента.
Однако после новостей о вторичном повышении акцизов цены на заправках все-таки поползли вверх — впервые с октября прошлого года. В начале марта Росстат зафиксировал рост потребительских цен на бензин: с 1 по 9 марта они выросли на 0,3 процента, в следующую неделю — еще на 0,1 процента, потом — вновь на 0,3 процента. В целом розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 с 21 по 25 марта в среднем по России выросли на 13 и 12 копеек до 34,28 рубля и 37,09 рубля за литр соответственно.
Повышая розничные цены, нефтяные компании отыгрывают не только двукратный рост акциза на горючее, но и удорожание топлива на биржевом рынке — на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже 95-й бензин подорожал уже на 20 процентов с начала года. В столице рост был особенно заметен: по данным Московской топливной ассоциации, в начале марта цены на «Татнефти» (38 АЗС) выросли сразу на 60 копеек, на «Лукойле» (107 АЗС в Москве) — на 50 копеек. На московских заправках «Роснефти» (49) и подконтрольной ей ТНК (71) цены начали расти еще в середине февраля, но почти незаметно — за две недели они выросли на 22 копейки, оставаясь ниже, чем у многих конкурентов. Средневзвешенные цены на бензин Аи-92 на московских заправках в середине марта на Аи-92 составляли 34,67 рубля, на Аи-95 — 37,34 рубля за литр.
На этом фоне все заверения чиновников, что роста бензиновых цен не будет, выглядят излишне оптимистично. По их мнению, рост акцизов должен компенсироваться падением цен на нефть, однако ожидать, что падение международных цен, номинированных в долларах, приведет к падению рублевых цен в России, нет оснований, говорит управляющий активами General Invest Денис Горев. По его словам, падение долларовых цен на нефть компенсируется ослаблением рубля и ростом других цен внутри страны. В стоимость горючего закладываются тарифы на транспортировку сырья и энергозатраты НПЗ, то есть в конечном счете нефтяники зависят от тарифов естественных монополий, которые индексируются по инфляции. Кроме того, добавляет главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова, в цене бензина около 40 процентов приходится на налоги (акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др.), а на нефть — не более 20 процентов.
Все впереди
Стоит ли ждать дальнейшего повышения цен на заправках? Все опрошенные «Лентой.ру» эксперты выразили уверенность: рост неизбежен, производителям придется перекладывать возросшие фискальные затраты на потребителей. Недаром накануне события главы крупнейших нефтяных компаний написали письмо президенту России Владимиру Путину, в котором попросили перенести уплату акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на конечных потребителей — АЗС.
Учитывая, что правительство внимательно следит за розничными ценами, повышение, скорее всего, будет распределено во времени, чтобы оно стало не таким болезненным для населения. В итоге, по расчетам Промсвязьбанка, в течение года цены прибавят в среднем два-три рубля за литр. Заместитель главы комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич ранее прогнозировал, что в результате повышения акцизов в январе и апреле цена на бензин в России может вырасти в совокупности на 15 процентов к уровню начала января 2016 года, то есть прибавить на 3,5 рубля и больше.
Даже Центральный банк считает, что рост акциза на бензин приведет к удорожанию бензина, но на меньшую величину — на 10,4 процента (для сравнения: в 2015 году цены на бензин в России выросли на 5,5 процента). Такая оценка содержится в докладе ЦБ об основных направлениях денежно-кредитной политики, то есть денежный регулятор признал возможность удорожания топлива к концу года более чем на три рубля. Таким образом, цены на бензин Аи-92 приблизятся к нынешнему уровню стоимости Аи-95, который рискует превысить 40 рублей.
Из-за этого общая инфляция может оказаться больше на 0,3 процентного пункта, считают в ЦБ. Напомним, что по мнению директора Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлии Цепляевой, годовая инфляция составит 8,5 процента. Но рост акцизов имеет прямое и косвенное влияние на общий уровень цен в экономике. С одной стороны, цены топлива непосредственно входят в индекс потребительских цен (ИПЦ). В Промсвязьбанке эффект от роста акцизов на ИПЦ оценивают примерно в 0,5 процентного пункта. С другой стороны, есть косвенное влияние — увеличение транспортных издержек производителей и розничных сетей. Рост акцизов несомненно скажется и на затратах сельского хозяйства, поэтому скачок топливных цен рикошетом ударит по стоимости всех остальных товаров. С учетом этого прирост инфляции может быть существенно выше прогнозируемых Центробанком 0,3 процентного пункта. «У нас есть тенденция: когда какие-то цены повышаются, они повышаются сильнее, чем повышение каких-нибудь акцизов, — просто потому, что нужна постоянная маржа», — резюмирует профессор финансов РЭШ Олег Шибанов.