Едва ли не каждый месяц приносит новости об очередном именитом дизайнере, создавшем одежду для женщин, строго придерживающихся установлений шариата. Но свои правила относительно внешнего вида представительниц прекрасного пола есть в каждой мировой религии, и выглядеть модно, но пристойно хотят не только мусульманки. В частности, приверженцы иудаизма тоже создают собственный неповторимый стиль, соединяя требования цниют — свода правил для верующих евреек и современные модные тренды.
Пока секулярные пользователи интернета с любопытством разглядывают и обсуждают фотографии моделей в «гламурных» хиджабах и купальниках-буркини, в Instagram набирают популярность хештеги #tzniutfashion, #tichel и #mitpachat. Так делятся своими «луками» женщины, исповедующие ортодоксальный (и не очень) иудаизм, соблюдающие требования своей религии.
Цниют («скромность») — это свод правил, определяющих для верующей еврейки повседневную жизнь, включая и внешний вид. Основополагающие понятия цниют — женщина должна быть цнуа («скромной») и баалат хесед («творящей дела милосердия»). Соответственно, и одежда требуется неброская — но красивая. Неопрятность, нарочитая небрежность не соответствуют требованиям цниют. Еще одно важное правило — голова замужней женщины всегда прикрывается платком, называемым «тихль» или «митпахат».
«Для женщины естественно желание выглядеть красиво и привлекательно. Это касается любой женщины — в любом возрасте, любого вероисповедования, любого образа жизни. Что до религиозного мира, то в Израиле он приобретает все большую значимость — сегодня это примерно треть населения. И в этом мире тоже совершенно естественным образом возникают свои модные тенденции — и верующие женщины не хотят ходить в каких-то ситцевых юбках и скучных блузках. Они стараются украшать себя, соблюдая при этом религиозные правила скромности, одеваясь красиво, но не вызывающе. И результат, по-моему, радует глаз. Женщина в современном мире, включая Израиль, ходит на работу — и самые религиозные женщины, из ортодоксальных кругов, — тоже. И они имеют право чувствовать себя комфортно — вовсе необязательно выглядеть так, словно мы живем в Средние века. А в мусульманском мире есть большая разница между, к примеру, Ираном, где женщины одеваются достаточно свободно, и Саудовской Аравией, где основной упор делается на унижение женщины и содержание ее в рабском состоянии», — считает теолог и политолог Авигдор Эскин.
Эта категория потребительниц моды, которую дизайнеры предпочитают называть не религиозной, а «скромной», действительно расширяется — причем не только в Израиле, но везде, где есть крупные еврейские общины, например в США. Один из самых популярных интернет-магазинов в этом сегменте — израильский Modli.co, основанный иерусалимским предпринимателем и фэшн-блогером Навой Бриф-Фрид в 2015 году.
Сама она, впрочем, не считает, что ее сайт предназначен только для религиозных евреек: «Мы предлагаем одежду для мам, для женщин plus-size, для женщин, которые хотят защиты от солнца, и для религиозных женщин любой конфессии. Среди наших покупательниц есть и христианки, и мусульманки, и вообще не принадлежащие ни к какой конфессии». «Скромная» мода вписывается и в текущий тренд на отказ от использования в фэшн-съемках чрезмерно худых моделей.
Так, американский журнал Hadar, который его создатели Бари Вайцман и Шеви Генут определяют как «Vogue для ортодоксальных евреек», приглашает в качестве моделей обычных женщин, знакомых сотрудников редакции — вне зависимости от их комплекции.
О «скромной» моде пишут и многие популярные блогеры, самыми заметными из которых, пожалуй, можно признать американку Шарон Лангерт , ведущую блоги сразу на нескольких популярных платформах, и израильтянку Андреа Гринберг, автора посвященного головным платкам и способам их повязывания сетевого дневника Wrapunzel и основателя соответствующего сообщества в Instagram.
В конечном счете именно платок-тихль явно стал лидирующим трендом, привлекающим и религиозных женщин, и просто желающих выделиться оригинальным головным убором.
Фото: Rinati Lakel
Элегантные и яркие платки создают, в частности, иерусалимский дизайнер Ринати Лакель и ее тель-авивская коллега по цеху Тамар Ландау.
Фото: Tamar Landau
А самое очевидное свидетельство популярности тихля и «скромной» моды в целом — многочисленные фотографии в аккаунтах обычных пользовательниц Instagram из Израиля и других стран мира. Приветствуют новую скромность и знаменитости. «Головные повязки в виде тюрбана, похожие на тихль религиозных еврейских женщин, вошли в моду еще в середине прошлого века, они были популярны, в частности, у состоятельных буржуа и аристократок из Нью-Йорка и Западной Европы. В прошлом году я стала носить такие повязки и сделала украшения из золота, которыми можно их украсить, прикрепив как брошь. Тюрбан из символа скромности легко превращается в символ элегантности и шика», — говорит креативный директор ювелирного бренда Pasquale Bruni Эуджения Бруни.