Московский подросток Степан Савельев в одночасье превратился из скромного «нерда», которого дразнили сверстники за любовь к LEGO и динозаврам, в звезду интернета — такова волшебная сила соцсетей. В 11 лет попав из уютного «вконтактика» на телеэкраны — только 20 апреля он появился в эфире пяти российских телеканалов — и получив уже и международную известность (о Степане написал даже заштатный «Белорусский партизан»), он, очевидно, скоро узнает, что такое бремя славы. Хотя бы и на канонические уорхоловские 15 минут. «Лента.ру» спросила известных российских дизайнеров, специалистов в области стиля и просто столичных модников о том, как Степану стоит одеваться в его новом статусе.
За два дня про Степана написали столько, сколько, вероятно, про обычного человека не напишут и за всю его жизнь. Большинство комментаторов, однако, обращали внимание на феномен социальных сетей и на их несоразмерную роль в ценностной иерархии современных детей и подростков. Политики и астронавты, телеведущие и бизнесмены желают Степану удачи, самообладания и уверенности в себе. Но все благожелатели явно забывают об очень существенной для мира школьников детали — стиле и одежде. Вопрос, как одеться, чтобы на тебя обратили внимание и чтобы выразить свою индивидуальность, столь же важен для нынешних тинейджеров, как и для их сверстников в доинтернетную эпоху. И так же, как тогда, за советом в этом деле редко обращаются к маме — но у Степана теперь появилась уникальная возможность узнать мнение профессионалов.
Елизавета Сухинина, дизайнер бренда Kuraga
«Проблема подростковой моды, на мой взгляд, в отсутствии индивидуальности и склонности к стадному чувству. Молодые люди очень легко поддаются волнам популярности определенных вещей, даже не ключевых сезонных трендов. Поэтому на модных вечеринках быстро устают глаза, скажем, от одинаковых кроссовок. Также большое влияние оказывает сценический образ любимых музыкантов или актеров, а это сложно со вкусом воспроизвести в реальной жизни. Вишенка на торте — желание казаться "взрослым и опытным". Внешний вид тут — первая стадия оценки. Самый главный совет, который можно дать, — стать мудрее, разборчивее и проще, не одеваться «как все». Ведь когда ты делаешь "вопреки", это привлекает действительно стоящих людей, и в моде это залог успеха. "Интеллектуально одеваться" — это, в первую очередь, понимание сочетаемости цветовой гаммы, фасонов и смыслов. Сейчас об этом море информации в сети, на изучение уйдет пара дней, а пригодится на всю жизнь. Правила всегда одни и те же, велосипеды уже давно никто не изобретает — лишь модернизирует от сезона к сезону. Дальше помогут модные журналы, тренды каждого сезона, порталы с готовой подборкой сочетаний одежды, пальто маминой молодости, большой папин свитер, белая футболка и рубашка в помощь. Важно подходить к покупкам с умом и сразу обдумать, насколько это вписывается в твой гардероб и с чем можно сочетать».
Фото: пресс-служба Zara
Влад Ковлейский, главный редактор российского издания Playboy
«Степан молодец (а также его мама и все, кто поддержал его в соцсетях, от знаменитостей до простых пользователей). Хорошая получилась история. На месте Степы я бы не терялся и срочно обратил бы внезапно свалившуюся на голову славу во что-то материальное. Например, можно выпустить серию футболок с динозаврами в коллаборации с каким-нибудь фэшн-брендом. Stepan#146% by H&M — неплохо звучит! А самому Степану, думаю, не стоит стремиться одеваться как поп-звезде — лучше сохранять имидж простого парня и любителя LEGO».
Мария Командная, ведущая «Матч-ТВ», главный редактор The Challenger
«Буквально неделю назад ко мне в руки попал альбом с моими детскими и подростковыми фотографиями. Я не то, что была в ужасе (хотя повод был), а от души посмеялась. Начала перефотографировать снимки и отправлять друзьям, чтобы они тоже смеялись. Мне кажется, лет в 12 я бы собрала ровно ноль лайков. И это совершенно неважно.
В моей школе вообще не было такого понятия, как популярность. Американские комедии и фильмы о подростках я в детстве особо не смотрела (только потом открыла для себя гениального Джона Хьюза, раннего Линклейтера и фильмы в духе Роба Райнера). И вот тогда, уже учась на первом курсе журфака МГУ, я впервые задумалась о том, как должно быть тяжело американским подросткам. То есть они существуют в несколько другой, искривленной реальности — где важно то, насколько ты популярен, а не то, как ты учишься, как ты шутишь и какие спортивные результаты показываешь (хотя от последних показателей, судя по фильмам, популярность очень даже зависит).
Судя по всему, в наших школах после появления "ВКонтакте" и Facebook всё стало почти так же. И количество полученных лайков — главный показатель популярности. Видимо, это правила игры — а с ними ничего не поделаешь, их можно воспринимать исключительно как данность.
Конечно, мне кажется немного диким то, что я вот сейчас буду рассказывать о том, как заработать побольше лайков. Ну потому что в нормальной системе координат это же вообще неважно! И, я думаю, с возрастом дети, которые шутили над Степой, это, конечно, поймут.
А пока — всё-таки парочка советов. Но только делать всё, что я сейчас насоветую, надо от души. Иначе смешные и дурацкие фото, не самые приятные комментарии — всё это вам обеспечено.
Занимайтесь спортом, конечно. Но только не ради того, чтобы постоянно выкладывать тематические фотографии, а чтобы быть красивым, стройным и здоровым. Вы начнёте нравиться людям, и они будут подписываться на вас и лайкать ваши фото. Потому что лайкают обычно не что-то конкретное, а целое — это как передать привет, сказать "эй, я помню о тебе, дай пять". Так что побольше занимайтесь собой, учитесь, ходите на выставки. Живите интересной жизнью. И люди к вам потянутся. Постарайтесь, чтобы фотографии, которые вы делаете всё-таки были разными — одинаковые слишком быстро надоедают, люди начинают отписываться, и их можно понять. И ещё не пишите, пожалуйста, длинные подписи к своим фотографиям. Их всё равно никто не читает».
Василиса Гусарова, специалист по мужской моде, основатель агентства Sputnik Supervision (Нью-Йорк)
«За вдохновением в выборе гардероба предлагаю обратиться к известным мальчикам из кинематографа и мультипликации. Для точности примеров возьмем тех, кто носил очки. Зачастую парни, которым приходилось решать вопрос внешнего вида самостоятельно, выглядели достойнее, чем те, за кем явно ухаживали родители. Во-первых, Сэм Шакаски из «Королевства Полной Луны», носивший форму бойскаута, густо оформленную трофеями и знаками отличия, был лишен внимания семьи, испытывал проблемы с общением, но выглядел вполне привлекательно. Во-вторых, конечно, Гарри Поттер с похожей жизненной ситуацией, тоже носивший форму факультета своей школы, только в стиле преппи, а не милитари. На Гарри постоянно обрушивалась огромная ответственность за баланс добра и зла в мире, с таким графиком у зеркала особенно не покрутишься. Хотя он не всегда был эталоном опрятности, оправа его очков стала востребованной не меньше, чем он сам. А вот Милхауз из «Симпсонов» никак не мог найти свой стиль и оставался в тени Барта. Не только из-за внешних данных, но из-за недостатка смелости в поступках. Получается, для мужчины важнее сначала выбрать, чему посвятить свою жизнь — динозаврам, девушке или волшебству, — чем детали наряда».
Фото: Deeluxe Est.74
Ольга Никич, дизайнер аксессуаров, создатель бренда Olga Nikich
«Я думаю, чтобы обрести популярность в своей среде, подросток должен одеваться так, как принято в его группе. Слишком сильные отклонения, боюсь, могут вызвать и негативные эмоции со стороны сверстников. Хотя сейчас тенденция к большой демократизации в одежде и во взрослом мире; думаю, подростки не исключение. А вообще, конечно, кошмар с подростковой одеждой. В тинейджерские годы я всегда была за джинсы с майкой (условно говоря), а у самых популярных девочек в классе было принято наворачивать вавилоны на голове, делать яркий макияж и носить каблуки. Я была аутсайдером. Сейчас мой сын ходит в джинсах, кедах, майке, рубашке и худи. Такой нормкор для подростка. В Британской высшей школе дизайна, где он учится, думаю, все так ходят — и парни, и девушки. Потому что творческий процесс у художников очень пачкающий. Одноклассники сына ходили в очках и не особо от этого страдали».
Дима Логинов, промышленный дизайнер
«Степе не нужно менять себя ради того, чтобы стать популярным».
Фото: пресс-служба Next
Людмила Норсоян, модельер, основатель бренда Norsoyan и образовательного проекта Fashion Factory
«Сейчас очень интересная ситуация: в стране запускается масса новых брендов детской одежды, но все они ориентированы на детей до 7 лет, в редких случаях предлагают и капсулы для девочек-мальчиков до 10 лет. В чем проблема? Дело в том, что гардеробом ребенка до 7 лет управляет преимущественно мама, а вот когда ребенок идет в школу, в нем просыпается хорошо нам всем по собственному детству знакомый стадный инстинкт — подросток хочет одновременно "быть как все" и "быть крутым". Эти взаимоисключающие мотивы пополнения гардероба и делают подростковую моду нежелательным минным полем для любого детского бренда. Подростки внезапно переменчивы, неуправляемы и непредсказуемы в своем выборе дизайна. Поэтому для подростков выбираются все те же безопасные Zara, H&M и прочие бренды, которые очень ловко балансируют на грани "маскировки" и "крутости" одежды. Нишевые марки (для скейтбордистов и прочие подобные) на общую картинку не влияют. Как мама подростка могу поплакаться на муки шопинга: это всегда поход по монстрам масс-маркета и жалобный выбор по всем знакомой схеме "джинсы-футболка-свитер-джинсовые шорты". Беда!»
Фото: Happy Socks
Екатерина Добрякова, дизайнер и основательница бренда КАТЯ DOBRЯKOVA
«Я думаю, мальчику Степе пока нужно оставаться самим собой — в этом его фишка. Футболки с принтами динозавров, вышивкой будут очень кстати для поддержания образа».