В конце апреля в белорусской столице прошел фестиваль «Этна Стыль» («Этностиль»), организованный при непосредственном участии Министерства культуры Белоруссии. В проведенном там конкурсе традиционной народной сорочки — вышиванки — приняли участие дизайнеры и модельеры, работающие над созданием «привлекательного образа белорусской национальной одежды и орнаментов для простых граждан». В начале мая 19-летний житель Минска открыл специализированный магазин «Дарэчы», в котором продается одежда, сумки и различные сувениры с национальной вышивкой. «Лента.ру» разбиралась в том, что стоит за обострением интереса к белорусской вышиванке.
История вопроса
Происходящее сегодня в Белоруссии может показаться несущественным, поскольку республика по-прежнему представляет собой своеобразный уголок спокойствия, без явных религиозных, национальных и языковых проблем. Белорусы все так же безразличны к своему историческому прошлому, а советский период постепенно исчезает из воспоминаний граждан вслед за теми, кто родился и прожил большую часть своей жизни в Советском Союзе. Однако в массовом сознании, особенно молодежи, ощущается некий идеологический и культурный вакуум, и в последнее время он все активнее заполняется идеологемами, схожими с украинскими. И именно вышиванка, по примеру украинцев, превращается в один из ключевых элементов так называемого национального возрождения белорусов.
Вышиванки характерны для многих славянских народов, в том числе и тех, что обитали на территории современной Белоруссии. К ХХ веку здесь появились мастерские, производившие соответствующие ткани и готовые изделия. Наибольшей популярностью пользовались традиционные орнаменты XVI- XVII веков с символами земли, солнца (ромб с лучами-отростками) и человека. В 1912 году в Вильне (нынешний Вильнюс) прошла «Первая районная выставка кустарного промысла и народного творчества», где демонстрировались и местные вышиванки.
Затем белорусская земля на долгие годы попала в череду событий, далеких от мирной и благополучной жизни, и о вышиванках забыли. Хотя в западной части Белоруссии, входившей до 1939 года в состав Польши, народные промыслы, в том числе вышивальный, получили определенное развитие и даже поддерживались правительством Юзефа Пилсудского. Например, в 1935 году в Бресте открылся магазин полесских народных промыслов, где продавались не только ткани, вышитые полотенца и скатерти с салфетками, но даже вышитые картины.
В конце 1980-х, когда в Белоруссии, как и в других советских республиках, развернулось движение за национальное возрождение, вспомнили и о вышиванке. Но особой идеологической нагрузки на нее не возлагали. В годы обретенной независимости вышиванка, как и в советские времена, фигурировала только на праздниках с участием фольклорных ансамблей. Так бы все и было, если бы не события на Украине.
Национальный тренд
Как известно, на Украине вышиванка — один из главных национальных символов. Первый День вышиванки там провели еще в 2007 году во Львове. В Белоруссии вплоть до 2014 года в вышиванках расхаживали лишь наиболее одиозные представители оппозиции, считавшие, что так они демонстрируют свою национальную гордость и противопоставляют себя русским. Порой доходило до курьезов — на мужских рубахах вышивали женскую символику. Но теперь, похоже, все гораздо серьезнее. За дело взялись на государственном уровне.
Вышиванка — заметный тренд в культурной и повседневной жизни белорусов. Национальный орнамент используется везде — от оформления автомобилей и аксессуаров до официально разрешенных граффити на домах. И «дни вышиванок» не заставили себя долго ждать. На первый, состоявшийся в октябре 2014 года в Минске, собрались более полутора тысяч человек, а на второй, через два месяца, — уже почти 4 тысячи человек.
Фото: prastora.by
На втором Дне вышиванки, организованном при поддержке местных властей, можно было купить не только вышиванку, сувениры с белорусским колоритом и традиционную оппозиционную символику, но и шевроны с изображением Михаила Витушко, которого многие в Белоруссии рассматривают как местного Степана Бандеру. В 2015 году один из местных производителей алкогольной продукции — компания «Завод Бульбашъ» — наладил производство «выкованки», решетку для гриля с орнаментом, придающим «пикнику национальный колорит».
Любителей выставить на всеобщее обозрение свою приверженность национальному орнаменту уже не клеймят «пятой колонной» или оппозиционерами-националистами. Вышиванку с некоторых пор надевают по поводу и без, дарят всем подряд, считая ее лучшим сувениром. Правда, это, скорее всего, и погубит ее политическую карьеру.
Например, год назад в Минске выступал Робби Уильямс. Минская команда сопровождения артиста красовалась в черно-белых «вышимайках» с его портретом, а самому певцу вышиванку презентовали в качестве подарка от гостеприимного белорусского народа. Вышиванка в последнее время мерещится особо патриотичным гражданам повсюду. В качестве примера можно привести распространившуюся недавно в белорусском медийном пространстве новость о том, что компания Nike выпустила серию кроссовок Nike Roshe One Winter, декор которых напоминают белорусский орнамент. «Вышиванкомания» уверенно шагает по стране.
Подогретая любовь к символике
Вышиванка сейчас выражает своего рода защитную реакцию нации. Власти словно пытаются доказать гражданам, что у них есть свои история, культура, самосознание, выделяющие белорусов среди иных народов. При этом нельзя сказать, что традиционная символика не была представлена в стране раньше. Красно-белые узоры сопровождают белорусскую независимость с первых ее дней. Просто это было не так заметно. Но с началом событий на Украине национальный орнамент обрел политическую окраску и стал использоваться государством в качестве инструмента национальной мобилизации. Понятно, что как только надобность в этом у руководства республики отпадет, ныне модный тренд, охвативший большей частью городское население, очарованное «романтикой» Майдана, также уйдет в небытие.