Мэр города Канны и по совместительству президент регионального комитета по туризму Лазурного Берега Давид Лиснар в эксклюзивном интервью «Ленте.ру» рассказал о нелюксовом Кот д`Азюр, витрине человеческого тщеславия, загадочной русской душе и проекте будущего.
«Лента.ру»: В качестве президента регионального комитета по туризму как вы бы сформулировали свое видение по развитию туристического потенциала Лазурного Берега?
Лиснар: Развитие туризма — для нас чрезвычайно актуальный и важный вопрос, ведь на долю этой сферы бизнеса приходится примерно половина всего ВВП региона. Речь идет о весьма значительных суммах, если угодно, основе бюджета. Любопытно, что до недавнего времени границы Лазурного Берега оставались неопределенными. Мы добились того, чтобы эта территория обрела зримые очертания. Сегодня она включает в себя земли от Ментона до Сен-Тропе, в том числе Монако, Ниццу, Канны, Антиб и Сен-Рафаэль.
Лазурный Берег — уникальное место с потрясающей природой, богатейшими историко-культурными традициями и самыми разнообразными туристическими возможностями. Здесь проходит огромное количество знаковых событий в области культуры, спорта, общественной жизни — фестивали, выставки, концерты, соревнования. Тут можно организовать качественный отдых в горах и на морском берегу.
Новинка этого года — акцент на спортивный отдых, особенно на свежем воздухе. К услугам наших гостей хайкинг, прогулки на велосипедах, активный отдых на море. Лазурный Берег хорошо известен на рынке. Но если мы всерьез рассчитываем привлечь новую аудиторию, надо разрабатывать новые предложения. Для нас одинаково важны количественные и качественные показатели. Лазурный Берег — это пространство удовольствия, место, где стиль жизни возведен в ранг высокого искусства, но также и место, где можно приобрести новый опыт, например спортивный.
Я очень хочу развивать спортивную тему. Убежден, что за этим будущее. Моя цель — сделать так, чтобы именно за спортивной составляющей сюда приехали 600 тысяч человек. Это позволит нам проводить крупные международные соревнования и турниры. Я считаю, что это проект будущего.
А сколько всего туристов приезжает сегодня на Лазурный Берег?
Ежегодно мы принимаем примерно 11 миллионов человек со всего мира, из них русских — 216 тысяч. За последние пару лет российский рынок немного ослабел из-за нестабильности курса рубля и неблагоприятной геополитической обстановки. Но мы не сидим сложа руки. Мы активно сотрудничаем с нашими российскими партнерами, и уверен, скоро выйдем на докризисные показатели.
Лазурный Берег, конечно, выживет без русских, но он не хочет жить без русских. Этот уголок Франции, может быть, наиболее русский. Я сам вырос на русской музыке и литературе. В каждом из нас есть часть русской души. Для жителей Лазурного Берега это, вообще говоря, важный элемент собственной идентичности. В Каннах, в Ницце есть русские кварталы, русские церкви. Русская община живет там уже не одно столетие.
Привлекаете ли вы русскую диаспору — одну из самых крупных во Франции — для развития туристического потенциала региона?
Русская община неоднородна. Во-первых, здесь живут потомки тех, кто приехал еще до Октябрьской революции или сразу после. Эти люди уже французы во втором или третьем поколении, но с русской душой. Что очень заметно по манере общения, по их пристрастиям, интересам, вкусам, правилам жизни.
Во-вторых, на Лазурном Берегу живет много новых русских, которые приобрели тут недвижимость уже после распада СССР. Они проводят здесь изрядное количество времени. Мы активно контактируем и с теми, и с другими, говорим о политике, об экономике, о культуре. Но вопросы развития туристического бизнеса не обсуждаем.
Помимо спорта, какие еще направления, на ваш взгляд, обладают наибольшим туристическим потенциалом в регионе?
Лазурный Берег располагает полным набором так называемых традиционных составляющих туристической привлекательности, таких как море, горы, солнце, воздух, гастрономия, памятники истории и архитектуры и пр. В настоящий момент в регионе есть четыре серьезных кандидата на статут памятника ЮНЕСКО: Английская набережная в Ницце, набережная Круазет и Леринские острова в Каннах, Национальный парк Меркантур и парфюмерные дома Граса. О каждом можно говорить бесконечно.
Мне кажется правильным предлагать туристам более структурированные форматы пребывания на Лазурном Берегу, выстраивать это пребывание вокруг конкретных событий. Например, организовывать визиты, приуроченные к выставке Шагала в Ницце. И активно привлекать к этому туроператоров, разумеется.
По каким направлениям строится сотрудничество с Россией или российскими регионами в плане раскрытия туристического потенциала Лазурного берега?
Лазурный Берег — универсальная витрина для самых разных бизнес-проектов. Например, крупнейшая выставка недвижимости MIPIM в Каннах фактически представляет собой глобальный шоу-рум, и Россия каждый год принимает в ней активнейшее участие.
Кроме того, мы постоянно налаживаем культурный обмен. В частности, консерватория в Каннах принимает у себя студентов Московской консерватории, и наоборот. Я лично подписывал соответствующее соглашение.
Строго говоря, практически каждый город на Лазурном Берегу имеет собственные отношения с каким-то русским городом. Поэтому обмен, культурный и деловой, идет постоянно и очень активно.
Лазурный Берег традиционно считается в России люксовым туристическим направлением. Но насколько я понимаю, вы рассчитываете привлекать не только премиальную аудиторию.
У нас нет задачи изменить люксовый имидж региона. На набережной Круазет, на совсем небольшом пространстве бок о бок расположены магазины и бутики самых престижных мировых брендов. Причем их концентрация здесь выше, чем в Нью-Йорке, Лондоне или Париже. Это не хорошо и не плохо. Так исторически сложилось. Но важно понимать, что на Лазурном Берегу можно найти возможности для отдыха самого разного уровня.
У нас есть и бюджетные кемпинги, и хостелы, и супердорогие отели. Можно заплатить за номер 38 евро, а можно и 38 тысяч евро. Можно порыбачить в Каннском порту или съесть сэндвич на берегу, а можно выйти в море на комфортабельной прогулочной яхте или пообедать в мишленовском ресторане, где за соседним столиком сидит Шерон Стоун или Брэд Питт. У нас хватит места для всех. Чтобы получить новый опыт и хорошо провести время на Лазурном Берегу, совсем необязательно быть миллиардером. Это доступно самым обычным людям.
Если назвать пять главных преимуществ Канн и/или Лазурного Берега перед другими городами и регионами Франции, что бы вы отметили?
Свет. Это прежде всего. Он здесь совершенно особый. Недаром именно за светом сюда приезжали величайшие европейские художники — Матисс, Ван Гог, Ренуар, Сезанн, Пикассо, Шагал, Модильяни. Да мало ли кто.
Затем логистика. В регионе отличная инфраструктура, одна из лучших во Франции. Аэропорты и вокзалы, удобные марины, разветвленная сеть дорог, которая позволяет легко добраться практически в любую точку на побережье.
Далее — обширная событийная программа. Настолько плотная, что свободных дней практически не выпадает.
Конечно, культурное наследие. Огромное количество достопримечательностей — от римских развалин до королевских дворцов.
И, наконец, люди. Жители Лазурного Берега очень открыты, дружелюбны, радушны. Они рады гостям и принимают их как самых близких друзей.