Экономический кризис ударил по самым разным сферам жизни, но, возможно, серьезнее всего пострадал туризм. Более чем двукратное падение курса рубля сделало зарубежные поездки неподъемной роскошью для многих россиян. Одновременно с этим «закрылись» и наиболее популярные бюджетные направления туристических потоков — Турция и Египет. За 2014 год поток российских туристов за рубеж уменьшился более чем на 40 процентов. О том, как экономический кризис сказался на российском туризме в Германии, «Ленте.ру» рассказали глава представительства Национального туристического офиса Германии в России Алла Беликова и руководители крупнейших российских туроператоров, работающих по этому направлению.
«Лента.ру»: Что такое Национальный туристический офис Германии и чем он занимается?
Алла Беликова: Национальный туристический офис Германии (NTBG) существует уже 60 лет. Финансируется он Министерством экономики и правительством Германии. На 2016 год бюджет офиса составляет 37 миллионов евро. Наша основная задача — развивать и укреплять позитивный имидж Германии как туристического направления и привлекать в страну иностранных туристов.
То есть вы не продаете туры в Германию, а создаете имидж страны.
Да, нас часто путают с туроператорами и турагентами, но мы сами ничего не продаем, мы занимаемся промоушеном и маркетингом самой страны.
В России принято считать, что Германия — промышленная страна, а туризм — это скорее бизнес для банановых республик. Насколько туризм важен для Германии?
Чрезвычайно важен. В прошлом году доход от отрасли составил 278,3 миллиарда евро. В туризме занято 2.9 миллиона человек. Это больше, чем в автомобильной отрасли, которая всегда считалась одной из основных, причем рабочие места в туризме создаются не только в больших городах, где есть и другие возможности найти работу, а в малых городах, где такие возможности ограничены.
А какова доля России в зарубежном туризме Германии?
Россия постоянно входит в первую десятку поставщиков туристов для Германии, сегодня она занимает крепкое девятое место. В 2012-2013 годах отмечался большой рост. В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, он составил 21 процент. Тогда за год Германию посетил миллион россиян. Но в 2014 году начался спад. В прошлом году спад был наиболее существенный и составил 29 процентов.
Какой сегмент российского туризма пострадал больше всего? Кто стал меньше ездить?
В первую очередь пострадал семейный и детский отдых. Затем группы языковых курсов, языковые лагеря и спортивные лагеря… Это стало дорого. Основной фактор спада — падение рубля, из-за которого Германия стала для россиян дорогим удовольствием. Кроме того, в России боятся отпускать детей в Германию из-за беженцев.
И тем не менее, 29-процентный спад — это меньше, чем в остальной Европе. Например, в Австрии спад составил 37 процентов, во Франции — 35. На мой взгляд, это связано с тем, что Германия предлагает очень честное соотношение цена — качество. Люди понимают, что они получают за потраченные ими деньги.
С финансовыми проблемами понятно. А насколько российских туристов беспокоит проблема беженцев, терроризм…
Это их не особенно беспокоит. У россиян особый менталитет, они предпочитают жить сегодняшним днем и получать от этого удовольствие. Хотя ваше информационное поле настолько негативно, что многие об этом задумываются.
Какие направления туризма, на ваш взгляд, могли бы сейчас в большей степени заинтересовать россиян с учетом сложной экономической ситуации в стране? Какие-то сокращенные туры или более бюджетные...
Россияне всеядные, а Германия очень разнообразная и круглогодичная. Мне кажется, здесь человек любого возраста и круга интересов может найти что-то для себя. Вот, например, россиян могли бы заинтересовать детские тематические лагеря. Они достаточно бюджетные. А с учетом того, что авиакомпания «Победа» запустила регулярные авиарейсы в Мемминген — это на юге Германии — и в Кельн по 110 евро в два конца, можно хорошо сэкономить на перелете.
А что с безопасностью?
Германия одна из самых безопасных стран. У немцев много программ, в том числе и совместно с израильтянами, они укрепляют безопасность своих аэропортов, транспортных узлов, больших городов… Что касается беженцев, то этот вопрос немцы уже полностью закрыли. Новых беженцев нет, а те, что прибыли в страну, уже все размещены по лагерям беженцев, обеспечены языковыми курсами, с ними занимаются интеграцией. В туристической инфраструктуре они незаметны совсем, они не ходят в музеи или на выставки, не ездят по средневековым замкам.
А как бы вы могли прокомментировать новогоднюю историю в Кельне, когда на площади у собора произошли многочисленные нападения на женщин и грабежи?
Конечно, это неприятная история, но она стала предупреждением, тревожным звоночком для немецкой полиции. С тех пор ее работа значительно улучшилась. Надо заметить, что непосредственно к беженцам эта история вообще не имеет отношения. Как показало расследование, это была заранее спланированная операция, которую провели марокканцы, давно живущие в Германии, и ее целью был банальный грабеж. Одни люди приставали к женщинам, отвлекая их внимание, а другие в это время крали у них деньги, мобильные телефоны, гаджеты, фотоаппараты и т.д.
Какие события ближайшего времени в Германии следовало бы взять на заметку русским туристам?
Это фестивали классической музыки под открытым небом, например, известный фестиваль в Байройте. Немцы славятся такими фестивалями. Очень популярный вагнеровский фестиваль. Кильская неделя в июне — это парад парусных кораблей и культовое событие для тех, кто любит морскую эстетику. Туда же — день рождение Гамбургского порта. Была проведена масштабная реконструкция старого Гамбургского порта и теперь там проводится большой праздник, где можно и поесть, и сходить на рыбный рынок, и посмотреть регату, можно побывать на больших кораблях, которые туда заходят и вальсируют в порту. Большой пивной фестиваль будет проходить в городе Ингольштадт, недалеко от Мюнхена и Меммингена, куда регулярно летает уже упомянутая «Победа». В этом году празднуется 500-летний юбилей Закона о чистоте пива, его еще называют Райнхайтсгебот. В 1516 году в Меммингене было провозглашено, что пиво может состоять только из воды, ячменного солода и хмеля. А осенью — мюнхенский Октоберфест.
В связи с событиями на Украине и западными санкциями против России как-то изменилось отношение немцев к россиянам?
На туристах это не сказывается совершенно. Немцы очень гостеприимные, дружелюбные. И то, что происходит в политике и в медийном пространстве, на туризме никак не отражается. Негативного отношения к россиянам из-за Украины, Крыма или Путина нет.
А вот что рассказали нам о перспективах ближайшего туристического сезона в Германии представители крупнейших российских туроператоров.
Александр Турченко («Чайка-Тур»):
Наша компания работает с 1994 года и исключительно по германскому направлению. Сокращение числа туристов началось в 2014 году, и спад продолжался до начала этого года. Весной падение курса рубля приостановилось, появились мелкие позитивы, что немедленно сказалось на увеличении спроса. С марта мы уже отмечаем рост спроса на нашем направлении. Отмечается хорошая глубина спроса вплоть до декабря месяца. Люди начинают планировать поездки. Это хороший знак. Это ободряет.
Какие-то новые направления в связи с кризисом осваиваете?
Мы очень давно работаем на этом рынке и что-то новое здесь открыть сложно. Более того, распыляться в условиях экономического кризиса было бы не умно. Но кое к чему присматриваемся. Например, речные круизы по Рейну, Эльбе и более мелким рекам. Есть интересная тема, когда люди ночуют на кораблике, а из точки в точку передвигаются на велосипедах. Возможно, этот формат окажется востребованным. Здоровый образ жизни популярен, людям хочется большей вовлеченности, да и передвигаясь на велосипеде можно увидеть больше, чем из окна автобуса.
Беженцы, терроризм… Недавно в немецких СМИ прошла информация, что нынешним летом ИГИЛ готовит серию терактов на крупных европейских курортах — в Испании, Италии, на юге Франции... Это как-то сказывается на туристическом потоке из России?
Сказываются не столько сами события, сколько их освещение в наших СМИ. Многое у нас утрируется. В Германии не было крупных терактов. Были какие-то мелкие инциденты, протесты против политики правительства в отношении беженцев. Но на том фоне, что у нас происходит, Германия более чем благополучная страна. Об Испании и Италии ничего конкретного сказать не могу. Возможно, информация о планирующихся терактах — это какой-то слив.
Роман Руденко (TourTrans Voyage):
Наша компания занимается групповыми экскурсионными турами по всей Европе, у нас люди передвигаются группами по экскурсионным маршрутам. В наших турах основной акцент мы делаем на культурно-познавательный туризм. Сейчас общая ситуация на рынке не позволяет строить долгосрочную стратегию развития: слишком много факторов влияют на состояние рынка и факторы эти постоянно меняются. Туристический рынок сильно сжался. Сейчас наша задача — удержаться на тех позициях, что мы завоевали в лучшие годы, попытаться минимизировать потери от спада туристического рынка, сохранить клиентов и искать новые туристические продукты, которые отвечали бы запросам наших клиентов в новых рыночных условиях.
А кто является вашими обычными клиентами?
Обыкновенный средний класс, может быть, даже его нижний сегмент, то, что называется на Западе low middle class. Люди небогатые, бюджетники… Экономические изменения их сильно затронули. Любая поездка для них теперь приобретает большую ценность. Если раньше они могли позволить себе две-три поездки в год, то теперь не больше одной. И этой поездке они придают большее значение, то есть на каждый потраченный рубль они хотят получить большую отдачу. Наша задача в такой ситуации предложить им продукт, который был бы адекватным по цене и позволил бы им его приобрести, а с другой стороны — чтобы этот продукт их не разочаровал. Если люди в это непростое время приняли решение отправиться в отпуск в Европу, они должны получить максимальную отдачу.
При большом спросе на туристическое обслуживание было немало компаний с сомнительной репутацией, теперь они исчезнут — возможно, в этом есть какое-то позитивное влияние кризиса?
Было много компаний с разными бизнес-стратегиями, были компании более консервативные и были те, кто вел дела достаточно рискованно. В нашем бизнесе маржа небольшая, и он подвержен многим рискам. Те компании, которые использовали рискованные стратегии, либо теряют позиции, либо уже ушли с рынка. Наверное, сейчас время консервативных решений: не нужно никаких экспериментов, не нужно громких рекламных кампаний...
То есть добрая старая Германия… И все же, что-то новое вы приготовили?
Одна из основ бизнеса нашей компании — это работа с постоянными клиентами, у нас их много, порядка 30-40 процентов от общего числа. Многие наши клиенты уже хорошо знают Германию, не раз были в Берлине, Мюнхене…Попробуем показать им то, что они еще не видели. Например, малые города Германии. История Германии напоминает историю Италии. Она долго была раздроблена, и в каждой земле формировался свой уклад, свои культурные ценности. Взять, к примеру, Баден-Вюртенберг, там очень хорошо сохранились безумно красивые города, замки, дворцы, парки… Но в России этот регион пока не так известен и популярен.
Елена Крижановская («ВИП Вояж»):
Достаточно крупным сегментом нашей деятельности являются языковые и бизнес-курсы. Но в связи с проблемами беженцев, многие родители начали отказываться от них, беспокоясь за безопасность своих детей. В то же время растет сегмент людей, желающих получить в Германии высшее образование, которое здесь практически бесплатное. Продолжают ездить VIP-туристы и те, кто хочет получить в Германии медицинскую помощь. Многие наши немецкие партнеры очень сожалеют о введенных против России экономических санкциях, что привело к снижению потока туристов из России.
Как вы оцениваете перспективы?
Лето не самое активное время для Германии, более показательна осень, но если раньше в это время мы уже занимались бронированием Октоберфеста, то сейчас пока все тихо. Прогнозы давать трудно, у нас в стране все постоянно меняется…
Есть такая поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». В 2015 году Германию посетили 676 586 россиян, а годом ранее — 951 050. Снижение значительное. При этом общее количество иностранных туристов в Германии за то же время увеличилось с 32 999 298 до 34 970 030 человек. Туристический бизнес в Германии на подъеме, и из-за отсутствия россиян он не особенно пострадал, а вот наша собственная жизнь из-за того, что мы теперь на треть реже ездим в Германию, интереснее и разнообразнее не стала. Не смертельно, конечно, но…