В Российском павильоне журналистам и гостям Каннского кинофестиваля представили программу 38-го Московского международного кинофестиваля (23-30 июня 2016) и провели презентацию нового международного кинофестиваля, который планируется в городе Сочи с 10 по 16 декабря 2016 года.
Московский кинофестиваль откроется фильмом «Кеды» Сергея Соловьева, снятым по рассказу Андрея Геласимова. Выбор фильма открытия прокомментировал директор ММКФ по связям с общественностью Петр Шепотинник: «Это очень важная картина, демонстрирующая стилистические поиски режиссера, новое дыхание. В одной из главных ролей здесь снялся известный рэпер Баста». Другой российский фильм — «Монах и бес» Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова вошел в конкурсную программу фестиваля. Этот фильм директор программ ММКФ Кирилл Разлогов назвал «картиной классической и эпической по своему замаху». Будет в конкурсе и классик бразильского кино Руй Герра, представляющий фильм «Память забвения». Не совсем классик, но давний знакомый ММКФ — иранский режиссер Реза Миркарими. В 2008 году он получил здесь «Золотого Святого Георгия» и приз жюри российской кинокритики за фильм «Проще простого», на этот раз в конкурсе участвует его новая картина — «Дочь», семейная мелодрама, в которой можно усмотреть и аллегорию современной политической ситуации в Иране. И сам режиссер, и прокатчики фильма с большой радостью согласились участвовать в конкурсе ММКФ. Фильм был представлен специалистам на кинорынке в Тегеране, а в Москве состоится его мировая премьера. Польский участник конкурса — ретрокомедия Януша Маевского «Эксцентрики», Францию представляет фильм «Мари и неудачники» Себастьяна Бегбедера — молодежная драма, творчески продолжающая, по определению председателя отборочной комиссии Андрея Плахова, традиции великого французского кино. Эти традиции будут представлены в том числе и в специальной ретроспективной программе, посвященной 120-летию студии «Гомон». Традиции российского кино отражены в программе «Российское кино — год и век», где покажут отечественные фильмы, получившие большее признание за рубежом, чем на родине. В их числе «Планета бурь» Павла Клушанцева и удостоенный в 1942 году премии «Оскар» фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова в американской редакции.
И сам Московский фестиваль также верен своим традициям. В этом году зрителям вновь представят одну из старейших (с 1999 года) авторских программ — «Восемь с половиной» Петра Шепотинника и очередную программу «Эйфория» Андрея Плахова. Если в прошлом году это была экзотическая тропическая эйфория, то нынешняя программа обращена к Европе. Здесь будет показан в том числе обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля — документальный фильм Джанфранко Рози «Огонь на море». Традиционной стала и программа Стаса Тыркина «Фильмы, которых здесь не было».
В отличие от конкурсных программ, где Московский фестиваль строго следует принципу премьерности, во внеконкурсных секциях представлены, как правило, фильмы, получившие награды и признание публики и прессы на других фестивалях. Так, в возобновленной программе «Секс, еда, культура, смерть» будет показан фильм, получивший на Берлинале приз Альфреда Бауэра — за открытие новых кинематографических перспектив. Несмотря на очевидные художественные достоинства, фильм обещает зрителю настоящее испытание — он продолжается восемь часов. Еще один марафонский киносеанс представлен в рамках программы «Визуальный киноклуб Ульрике Оттингер»: это «Тень Шамиссо», новейшая работа немецкой художницы и режиссера.
Госпожа Оттингер войдет в жюри ММКФ, которое возглавит болгарский режиссер, актер и профессор Национальной академии театра и кино в Софии Ивайло Христов. Напомним, что его фильм «Лузеры» получил в прошлом году главную награду Московского фестиваля. По словам Кирилла Разлогова, это начало хорошей традиции, так поступают многие фестивали. Например, в жюри Каннского фестиваля этого года участвует венгерский режиссер Ласло Немеш, получивший на фестивале прошлого года Гран-при из рук возглавлявших жюри братьев Коэн.
Еще одна важная новость ММКФ — смена одной из важнейших составляющих его имиджа. Официальным партнером фестиваля становится старейшая швейцарская ювелирная фирма Chopard, ее художники разработают новый дизайн статуэтки «Святого Георгия» в этом году. Напомним, что мастера фирмы Chopard уже 18 лет производят «Золотые пальмовые ветви» для каннских лауреатов.
Несмотря на то, что проблемы с финансированием заставляют фестиваль сокращать количество программ и фильмов, в короткометражной программе ожидается прибавление: конкурсная программа будет представлена не одним, как в прошлом году, а двумя сеансами. Один из ее участников — режиссер Константин Малкин-Фам, фильм которого «Брут» впервые был представлен (на стадии проекта) именно в Российском павильоне в Каннах. «Нам очень приятно, что первая презентация Московского фестиваля проходит именно в Российском павильоне, и мы рады, что фильм, который мы представляли здесь в свое время, теперь участвует в конкурсной программе ММКФ», отметила директор Российского павильона Екатерина Мцитуридзе. Еще одним дополнением к короткометражной программе станет ретроспектива грузинского режиссера Михаила Кобахидзе.
Директор программ ММКФ Кирилл Разлогов рассказал также о концептуально важной части программы, связанной с кино арабского Востока: «Это интересно как с художественной, так и с геополитической точки зрения. Фестиваль старается регулярно открывать новые регионы и представлять самый широкий спектр фильмов».
Фильмом закрытия ММКФ станет «Светская жизнь» Вуди Аллена, которая в этом году открывала Каннский фестиваль. Приедет ли в Москву сам Вуди Аллен — пока вопрос. Возможно, для этого придется специально организовать джазовый концерт. «Или он попросит отдельный самолет», — пошутил кто-то из публики. «Думаю, что для Никиты Сергеевича это не проблема», — ответила Екатерина Мцитуридзе. «В любом случае фильм Вуди Аллена — отличный финал хорошего фестиваля».
Через полгода после закрытия ММКФ в Сочи планируется провести новый международный кинофестиваль. На пресс-конференции в Российском павильоне Сочинский фестиваль представили его основатели и вдохновители: поэт и художник Люба Балагова и писатель, режиссер и продюсер Мохи Кандур. «Идея создания фестиваля возникла спонтанно, здесь нет ни амбиций, ни тщеславия. Мы хотели заполнить пространство, возникшее между Россией и Великобританией. Искусство объединяет, кино объединяет людей. Наша миссия заключается в том, чтобы сохранять искусство для международного сотрудничества. Я верю, что кино — это главная метафора жизни. А язык кино — это и поэзия, и искусство. Когда мы сможем найти настоящее искусство, чтобы объединить и британцев, и россиян — тогда мы сможем понять, что выполнили нашу задачу. Я верю в те проекты, которые исходят из души», — сказала госпожа Балагова. По ее словам, широкую поддержку фестивалю окажет российское посольство в Великобритании, а фильмы, отмеченные в Сочи, будут демонстрироваться на Неделе российского кино в Лондоне. Главным партнером нового фестиваля станет Эллиот Кроу и его Raindance Film Festival. Мы также сотрудничаем с British Film Institute, а для освещения фестиваля собираемся активно привлекать международную прессу. Центр фестивальной жизни и кинорынок будут располагаться в гостинице Radisson Blue and Spa, а вопрос о месте проведения церемоний открытия и закрытия пока решается. Фестиваль в Сочи принимает к рассмотрению игровые, документальные и анимационные фильмы. Срок подачи заявок заканчивается 1 ноября.
Принцип премьерности — одно из правил работы крупных международных фестивалей, так как одна из задач кинофестиваля — открытие новых имен и перспективных авторов. Мировая премьера — это первый публичный показ фильма. Международная премьера означает, что фильм уже был показан у себя на родине, в прокате или на фестивале национального кино и впервые демонстрируется за пределами страны (или стран) производства. Иногда фестивали, в том числе и крупные, так называемые фестивали класса «А», допускают возможность региональной премьеры — европейской, азиатской или американской. Так, Берлинский фестиваль может принять в конкурс американский фильм, уже показанный на международном фестивале в США, как это было, например, с фильмом Линклейтера «Отрочество», премьера которого состоялась в Санденсе. В Каннах фильмы из Санденса в качестве европейской премьеры демонстрировались в программе «Особый взгляд».