«Традиционные такси банально устарели» Основатель Uber о минусах автобусов и поездках на работу с соседями

Фото: Toby Melville / Reuters

В воскресенье, 5 июня, основатель самого дорогого в мире стартапа Uber Тревис Каланик приехал в московский институт «Стрелка» с лекцией о будущем транспорта и пользе каршеринга. «Лента.ру» сходила на мероприятие, выяснила, как решить проблему пробок и мотивировать людей подвозить соседей, и записала основные тезисы выступления Тревиса.

Такси вместо автобуса

Сегодня на планете более миллиарда автомобилей, и большинство городов мира сталкиваются с транспортным коллапсом. На решение проблемы тратятся огромные деньги, но победить пробки пока не удается. В той же Москве ситуация в последние годы улучшилась, но заторы все же не исчезли.

Возьмем другой пример — Лондон. В центре с пробками еще не так плохо, а вот в пригородах — в разы хуже. А ведь там живет большая часть населения города, вынужденная добираться до работы на метро и электричках. В пригородах на общественный транспорт приходится 30 процентов поездок. Почему? Да потому, что пассажиры массово используют Uber, чтобы доехать от дома до станции и обратно. Как ни странно, Uber наиболее популярен в экономически неблагополучных районах, где не так много автобусных маршрутов. Получается, что наш сервис их заменяет.

Жители пригородов используют Uber для поездок от дома до станций метро

Жители пригородов используют Uber для поездок от дома до станций метро

Фото: imago stock&people / Globallookpress.com

Если посмотреть на график активности пассажиров Uber, мы увидим, что пик приходится на вечерние часы, а то и на полночь. Это логично, ведь в это время общественный транспорт, как правило, не ходит, и у нас резко растет число заказов. Кстати, это хорошо и потому, что выпившие люди не садятся за руль, и количество аварий сокращается.

Подвези соседа

Когда мы только запустили Uber в Сан-Франциско, тут же задумались, как использовать автомобили во благо общества. Через пару лет мы стали популярными и прикинули: а что если несколько человек, которым все равно по пути, нажмут кнопку в приложении и доедут до места назначения в одном автомобиле? Сервис от этого не станет менее удобным, а пассажиры могут сэкономить. А потом мы представили, насколько сократится общее число машин на дорогах. Люди сэкономят потраченное на пробки время, а воздух в городе станет чище.

В итоге мы запустили эту функцию в Сан-Франциско и назвали ее uberPOOL. Как только люди начали использовать совместные поездки, плотность трафика в городе существенно упала, а скорость движения увеличилась. Сегодня 40 процентов поездок в Сан-Франциско совершаются через uberPOOL.

Мой родной город Лос-Анджелес обожает автомобили. Если подсчитать все время, что я провел в машине, — наверное, получатся годы. Через восемь месяцев после появления в городе uberPOOL люди проехали на 7,9 миллиона миль меньше и в несколько раз сократили выбросы в атмосферу. В Китае, где просто неимоверные масштабы автоперевозок, с помощью UberPOOL совершается 30 миллионов поездок в месяц.

Вообще, можно долго перечислять показатели по городам. Если говорить в целом, то за считаные месяцы с начала работы uberPOOL мы уже перевезли тысячи людей и сократили объем трафика вдвое, если не больше. Сегодня 20 процентов всех поездок на Uber в мире — это uberPOOL.

Проблема мотивации

Мой родной район в Лос-Анджелесе похож на пригороды Москвы: каждое утро в одно и то же время со стоянок рядом с домами выезжают машины, и в каждой всего по одному человеку. А у некоторых семей по два-три автомобиля, ведь каждый член семьи ездит на своем. Многие едут в одно и то же место, но как-то оптимизировать этот процесс до недавнего времени было практически нереально.

А потом появился uberPOOL. Идея каршеринга стара как мир, просто раньше она не работала по целому ряду причин. И первая из них — возможность объединить людей с помощью удобной технологии, чтобы они все одновременно ехали в нужные им места. Второе препятствие — банальная незаинтересованность человека в том, чтобы взять с собой соседа, — то есть отсутствие мотивации.

Каршеринг призван снизить загруженность дорог и выбросы в атмосферу

Каршеринг призван снизить загруженность дорог и выбросы в атмосферу

Фото: Azad Lashkari / Reuters

Но только представьте: утром человек берет кофе, садится в автомобиль, и как только заводит мотор — становится водителем Uber. Он подбирает соседа, и они вместе едут в одном направлении. Конечно, сразу встает вопрос технологий, и сегодня они у нас появились.

С другой стороны, людей нужно мотивировать. Во многих городах мира, в том числе в Москве, вполне нормально подвозить друга на работу, но деньги он вам за это не заплатит. Во многом поэтому каршеринг не получил такой популярности. Мы в Uber работаем над проблемой мотивации и параллельно думаем о том, как сделать наши города более экологичными, сократить число машин на дорогах и уменьшить стоимость самого транспорта, очистить воздух и высвободить людям время.

Вот к чему мы стремимся, и пока нам это удается. Но мы делаем это не в одиночку, а совместно с городской администрацией. Uber работает с чиновниками и обществом, небезразличным к сложившейся ситуации. Им важно превратить автомобили из общей проблемы в общее благо.

Uber и чиновники

Представители транспортной отрасли со временем нашли способы защищать свои интересы и уничтожать конкурентов. Но конкуренция хороша для потребителя, и я не устаю повторять, что компания, предоставляющая клиентам качественные услуги, в итоге выходит победителем. Сохраняя высокий уровень обслуживания пассажиров, мы привлечем больше клиентов, и в этом наша цель.

Традиционные такси банально устарели, как и все, что с ними связано. Но ведь были времена, когда и существующие правила игры в отрасли были в новинку. Иными словами, все новое не только имеет право на существование, но в конечном итоге неизбежно заменяет старое. Из этого и состоит прогресс, именно так мир движется вперед.

Многие чиновники и правительства постоянно думают о будущем городского транспорта. Мы можем создать сотни, тысячи рабочих мест, очистить воздух, уменьшить пробки и сделать так, чтобы все люди добирались туда, куда им надо. Так что давайте создавать новые правила и идти к светлому будущему.

Основатель Uber Тревис Каланик

Основатель Uber Тревис Каланик

Фото: институт «Стрелка»

Беспилотник и телефон

Google работает над созданием самоуправляемого автомобиля уже почти десять лет, и на то есть причины. Миллионы людей ежегодно погибают в автокатастрофах, миллионы на всю жизнь становятся инвалидами. Машины могут стать безопаснее и эффективнее, позволяя людям экономить время. Именно поэтому прогресс неизбежен. Технологии развиваются, и над этим работают не только в Google — и Apple, и Tesla, да практически каждый крупный производитель машин разрабатывает свой самоуправляемый автомобиль.

Многие говорят, что беспилотный транспорт отправит на пенсию водителей. Когда в эпоху телефонов появились первые операторы, абонентов соединяли вручную с помощью коммутатора, а потом телефоны стали беспроводными. Мир стал лучше, мир стал богаче, было создано много рабочих мест, но никто не подумал о судьбе ребят, сооружавших телефонные будки.

Я с оптимизмом гляжу в будущее. Кто бы подумал шесть лет назад, что Uber будет создавать миллион рабочих мест по всему миру. Старые технологии сменяются новыми — это неизбежно. С течением времени водители переориентируются и сменят профессию.

Пока непонятно, будут ли сервисы типа Uber владеть самоуправляемыми автомобилями — я не хочу, чтобы они принадлежали компании. Но кому-то они принадлежать будут. Человек сможет владеть такой машиной и использовать ее единолично, но будут и люди, пользующиеся личным самоуправляемым автомобилем и на время простоя сдающие его в аренду. Такие сервисы, как Uber, смогут в этом поучаствовать.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше