В воскресенье, 5 июня, основатель самого дорогого в мире стартапа Uber Тревис Каланик приехал в московский институт «Стрелка» с лекцией о будущем транспорта и пользе каршеринга. «Лента.ру» сходила на мероприятие, выяснила, как решить проблему пробок и мотивировать людей подвозить соседей, и записала основные тезисы выступления Тревиса.
Такси вместо автобуса
Сегодня на планете более миллиарда автомобилей, и большинство городов мира сталкиваются с транспортным коллапсом. На решение проблемы тратятся огромные деньги, но победить пробки пока не удается. В той же Москве ситуация в последние годы улучшилась, но заторы все же не исчезли.
Возьмем другой пример — Лондон. В центре с пробками еще не так плохо, а вот в пригородах — в разы хуже. А ведь там живет большая часть населения города, вынужденная добираться до работы на метро и электричках. В пригородах на общественный транспорт приходится 30 процентов поездок. Почему? Да потому, что пассажиры массово используют Uber, чтобы доехать от дома до станции и обратно. Как ни странно, Uber наиболее популярен в экономически неблагополучных районах, где не так много автобусных маршрутов. Получается, что наш сервис их заменяет.
Если посмотреть на график активности пассажиров Uber, мы увидим, что пик приходится на вечерние часы, а то и на полночь. Это логично, ведь в это время общественный транспорт, как правило, не ходит, и у нас резко растет число заказов. Кстати, это хорошо и потому, что выпившие люди не садятся за руль, и количество аварий сокращается.
Подвези соседа
Когда мы только запустили Uber в Сан-Франциско, тут же задумались, как использовать автомобили во благо общества. Через пару лет мы стали популярными и прикинули: а что если несколько человек, которым все равно по пути, нажмут кнопку в приложении и доедут до места назначения в одном автомобиле? Сервис от этого не станет менее удобным, а пассажиры могут сэкономить. А потом мы представили, насколько сократится общее число машин на дорогах. Люди сэкономят потраченное на пробки время, а воздух в городе станет чище.
В итоге мы запустили эту функцию в Сан-Франциско и назвали ее uberPOOL. Как только люди начали использовать совместные поездки, плотность трафика в городе существенно упала, а скорость движения увеличилась. Сегодня 40 процентов поездок в Сан-Франциско совершаются через uberPOOL.
Мой родной город Лос-Анджелес обожает автомобили. Если подсчитать все время, что я провел в машине, — наверное, получатся годы. Через восемь месяцев после появления в городе uberPOOL люди проехали на 7,9 миллиона миль меньше и в несколько раз сократили выбросы в атмосферу. В Китае, где просто неимоверные масштабы автоперевозок, с помощью UberPOOL совершается 30 миллионов поездок в месяц.
Вообще, можно долго перечислять показатели по городам. Если говорить в целом, то за считаные месяцы с начала работы uberPOOL мы уже перевезли тысячи людей и сократили объем трафика вдвое, если не больше. Сегодня 20 процентов всех поездок на Uber в мире — это uberPOOL.
Проблема мотивации
Мой родной район в Лос-Анджелесе похож на пригороды Москвы: каждое утро в одно и то же время со стоянок рядом с домами выезжают машины, и в каждой всего по одному человеку. А у некоторых семей по два-три автомобиля, ведь каждый член семьи ездит на своем. Многие едут в одно и то же место, но как-то оптимизировать этот процесс до недавнего времени было практически нереально.
А потом появился uberPOOL. Идея каршеринга стара как мир, просто раньше она не работала по целому ряду причин. И первая из них — возможность объединить людей с помощью удобной технологии, чтобы они все одновременно ехали в нужные им места. Второе препятствие — банальная незаинтересованность человека в том, чтобы взять с собой соседа, — то есть отсутствие мотивации.
Но только представьте: утром человек берет кофе, садится в автомобиль, и как только заводит мотор — становится водителем Uber. Он подбирает соседа, и они вместе едут в одном направлении. Конечно, сразу встает вопрос технологий, и сегодня они у нас появились.
С другой стороны, людей нужно мотивировать. Во многих городах мира, в том числе в Москве, вполне нормально подвозить друга на работу, но деньги он вам за это не заплатит. Во многом поэтому каршеринг не получил такой популярности. Мы в Uber работаем над проблемой мотивации и параллельно думаем о том, как сделать наши города более экологичными, сократить число машин на дорогах и уменьшить стоимость самого транспорта, очистить воздух и высвободить людям время.
Вот к чему мы стремимся, и пока нам это удается. Но мы делаем это не в одиночку, а совместно с городской администрацией. Uber работает с чиновниками и обществом, небезразличным к сложившейся ситуации. Им важно превратить автомобили из общей проблемы в общее благо.
Uber и чиновники
Представители транспортной отрасли со временем нашли способы защищать свои интересы и уничтожать конкурентов. Но конкуренция хороша для потребителя, и я не устаю повторять, что компания, предоставляющая клиентам качественные услуги, в итоге выходит победителем. Сохраняя высокий уровень обслуживания пассажиров, мы привлечем больше клиентов, и в этом наша цель.
Традиционные такси банально устарели, как и все, что с ними связано. Но ведь были времена, когда и существующие правила игры в отрасли были в новинку. Иными словами, все новое не только имеет право на существование, но в конечном итоге неизбежно заменяет старое. Из этого и состоит прогресс, именно так мир движется вперед.
Многие чиновники и правительства постоянно думают о будущем городского транспорта. Мы можем создать сотни, тысячи рабочих мест, очистить воздух, уменьшить пробки и сделать так, чтобы все люди добирались туда, куда им надо. Так что давайте создавать новые правила и идти к светлому будущему.
Беспилотник и телефон
Google работает над созданием самоуправляемого автомобиля уже почти десять лет, и на то есть причины. Миллионы людей ежегодно погибают в автокатастрофах, миллионы на всю жизнь становятся инвалидами. Машины могут стать безопаснее и эффективнее, позволяя людям экономить время. Именно поэтому прогресс неизбежен. Технологии развиваются, и над этим работают не только в Google — и Apple, и Tesla, да практически каждый крупный производитель машин разрабатывает свой самоуправляемый автомобиль.
Многие говорят, что беспилотный транспорт отправит на пенсию водителей. Когда в эпоху телефонов появились первые операторы, абонентов соединяли вручную с помощью коммутатора, а потом телефоны стали беспроводными. Мир стал лучше, мир стал богаче, было создано много рабочих мест, но никто не подумал о судьбе ребят, сооружавших телефонные будки.
Я с оптимизмом гляжу в будущее. Кто бы подумал шесть лет назад, что Uber будет создавать миллион рабочих мест по всему миру. Старые технологии сменяются новыми — это неизбежно. С течением времени водители переориентируются и сменят профессию.
Пока непонятно, будут ли сервисы типа Uber владеть самоуправляемыми автомобилями — я не хочу, чтобы они принадлежали компании. Но кому-то они принадлежать будут. Человек сможет владеть такой машиной и использовать ее единолично, но будут и люди, пользующиеся личным самоуправляемым автомобилем и на время простоя сдающие его в аренду. Такие сервисы, как Uber, смогут в этом поучаствовать.