Несмотря на триумф инновационных синтетических материалов и протесты защитников природы, мир высокой моды продолжает держаться натурального сырья, в том числе шкур животных, особенно дорогих и редких — и из-за цены, и из-за престижа, и по сугубо утилитарным соображениям. Ведь мало что может сравниться по прочности и красоте с правильно выделанной кожей одного из самых грозных хищников планеты — крокодила.
«Лютые звери»
Прежде всего, как советовали античные ученые, определимся с дефинициями. Крокодилы (по-латыни Crocodilia) — отряд водных позвоночных, объединяющий три семейства и 23 выживших вида, которые не успели пустить на туфли и сумочки наши предки. Ближайшие родственники крокодилов — птицы, а вовсе не какие-нибудь лягушки и тритоны; традиционно, впрочем, их относят к сводной группе пресмыкающихся, или рептилий (еще лет 150 назад в ходу было обидное слово «гады»). Живут эти крупные хищники (гребнистый крокодил может вырасти до восьми метров в длину и достигать тонны веса, хотя ходят рассказы и об одиннадцатиметровых) в теплых странах, охотятся на животных, случается — и на людей. Если верить Псковской летописи за 1582 год, «того ж лета изыдоша коркодили лютии звери из реки, и путь затвориша, людей много поидоша», — что, по мнению некоторых исследователей, свидетельствует о широком распространении винопития среди летописцев Русского Севера.
Крокодилов насчитывается три семейства: настоящие крокодилы (Crocodylidae), обретающиеся в Юго-Восточной Азии, Африке и Австралии; живущие в Северной Америке и Китае аллигаторы и их южноамериканская разновидность кайманы (Alligatoridae) и гангский гавиал (Gavialis), который настолько редок, что даже индусы нечасто его видят в водах своей священной реки. Поэтому вынесем его за скобки как не имеющее промыслового значения животное, а сосредоточимся на крокодилах и аллигаторах. Отличить их друг от друга довольно просто: у крокодила вытянутая V-образная морда, при сомкнутых челюстях виден четвертый зуб нижней челюсти; у аллигаторов же и кайманов морда тупая, все зубы надежно скрыты от досужего наблюдателя. Зато у настоящих крокодилов более совершенный солевой обмен: пресловутые «крокодиловы слезы», с помощью которых из организма выводится избыток солей, позволяют отдельным видам жить в морской воде. Закончив с теоретической частью, перейдем к практике.
Броня крепка
«При изготовлении обуви используются и кожа крокодила, и кожа аллигатора, и кожа каймана. Различия между ними настолько незначительны, что неподготовленный обыватель их даже и не увидит. Разница в рисунке при правильной выработке и выделке кожи незначительна, — объяснил корреспонденту «Ленты.ру» управляющий партнер обувного ателье «Лефорт» Никита Злобин. — Очень важна выделка — и одежная, и обувная кожи должны быть мягкими, приятными на ощупь и эластичными. Для галантерейной кожи эти требования не столь критичны».
По словам эксперта, для изделий используются шкурки 45-47 сантиметров, в самой широкой части под брюшком. Стандарт дома Hermes, одного из признанных лидеров в работе с крокодилом — 42-44 сантиметра. Самые дорогие сумки этого дома — знаменитые Birkin и Kelly — шьются из крокодила. Это даже стало причиной скандала с участием актрисы Джейн Биркин, в честь которой названа одна из моделей. Биркин требовала прекратить использовать ее имя, поскольку крокодилы, кожа которых шла на аксессуары, были убиты с нарушением экологических норм. Hermes заверил актрису, что усилит контроль за забоем крокодилов, и инцидент удалось замять.
Кожа крокодила имеет более равномерный рисунок, а в центре почти каждого квадратика рисунка его кожи есть точка. У аллигаторов же рисунок кожи больше напоминает паутину. При выделке кожа крокодила или аллигатора окрашивается более равномерно, чем кожа каймана. Кайманы мельче нильских крокодилов и луизианских аллигаторов, поэтому дают пластины пригодной к использованию кожи меньшего размера. Поэтому некоторые изделия нельзя сшить из цельной шкуры — приходится использовать несколько шкур или растягивать кожу, так что она становится тоньше и теряет в цене. Этот материал выделывают в основном в Таиланде, где процветают каймановые фермы, зачастую полулегальные. Технологии обработки в Таиланде не всегда соблюдаются, и качество кожи порой оставляет желать лучшего.
Основным практическим, а не эстетическим достоинством крокодила как материала считается прочность. Пресмыкающееся потому так и называется, что «пресмыкается» — то есть ползает, касаясь брюхом земли, поэтому его кожа в этом месте особенно прочна от природы. «Именно брюшная часть кожи этих рептилий используется для пошива обуви, и в ботинках из нее вполне можно играть в футбол, если кому-то придет в голову такая идея. Долговечность, красивое старение, неповторимость естественного рисунка — вот что привлекает большинство покупателей и заказчиков», — комментирует Никита Злобин.
Кроме обуви и сумок, в том числе дорожных — от сумок-тележек до полуспортивных сумок «бостон», из крокодила шьют небольшие, но статусные аксессуары — ремни и ремешки для часов, портмоне, визитницы, папки для документов.
Шкурный вопрос
Кожа крокодила используется для изготовления не только обуви и аксессуаров, но и одежды — например, курток и парок, причем их популярность, берущая начало в «гламурных» 1980-х, сохраняется по сей день. «Мы продаем крокодила с 2003 года, и после первого бешеного успеха ожидали, что спрос упадет: клиент "наелся" и не будет больше покупать. Однако все эти годы продолжаем продавать обувь и куртки, — сказал корреспонденту «Ленты.ру» Сергей Викулин, президент модного дома Raschini. — Этому феномену я не могу найти объяснения. Возможно, дело в том, что это признак статуса. Иногда клиенты, которые десять лет назад тратили на крокодиловые куртки гигантские деньги, становились их ярыми антагонистами, но им на смену приходили другие поклонники этого материала, которые его превозносят. Это связано, вероятно, с эволюцией потребителя: как у художников есть "голубой" и "розовый" периоды, а автомобилист проходит период увлечения кабриолетами и внедорожниками, так и в одежде крокодил — это период, но всегда находятся те, кому он именно сейчас по вкусу. А тотальное отрицание крокодила, возможно, основано на том, что человек пока не может его себе позволить».
Фото: Raschini
«Обязательность крокодила в коллекциях брендов класса люкс объясняется статусностью этого материала. А статусность, в свою очередь, обусловлена дороговизной. Люксовые бренды не используют кожу кайманов, выращенных на тайских фермах, — сказал корреспонденту «Ленты.ру» руководитель проекта в сфере премиального ретейла Илья Бурмистров. — Наши аксессуары, одежда и обувь шьются из кожи нильского аллигатора, живущего в дикой природе. И так как на добычу диких животных необходимы лицензии, а их количество ограничено квотами, то покупать шкуры приходится на аукционах, это не может быть дешево». Для ввоза крокодиловых кож в большинство цивилизованных стран необходим сертификат СИТЕС (CITES, Convention on International Trade in Endangered Species of wild fauna and flora — Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Без сертификата кожи конфискуются, а нарушитель — браконьер или клиент браконьеров — подвергается наказанию по закону, от серьезного штрафа до тюремного срока.
Впрочем, дорого не только сырье, но и его обработка. «Для раскраивания крокодиловой кожи используются особые промышленные ножи из специальной стали, которые заказываются сетами под каждый вид продукции и стоят весьма недешево. Полируются кожи на шлифовальных кругах из янтаря — это позволяет достичь характерного мягкого блеска кожи», — уточняет Илья Бурмистров.
Фото: Christie's
Вещи из крокодила прочны, устойчивы к износу и красиво стареют, что определяет их инвестиционную ценность на рынке винтажа и на антикварных аукционах. Например, в конце мая 2016 года на аукционе в Гонконге сумка Birkin от Hermes из кожи нильского крокодила ушла за 300 тысяч долларов. Даже самые рациональные потребители, не склонные к бездумным покупкам, вне зависимости от уровня дохода считают возможным вложиться в статусный и долговечный аксессуар, который можно со временем продать или передать по наследству.
Но не все модные бренды используют крокодилов только в качестве сырья — к примеру, Lacoste традиционно ограничивается знаменитым зеленым крокодильчиком, нарисованным в 1927 году для основателя марки теннисиста Рене Лакоста его другом Робертом Джорджем. Кстати, считается, что это первый случай использования визуально опознаваемого логотипа в дизайне одежды.